Человек, открывший огонь по людям близ здания ФСБ на Лубянке в Москве – психически нездоров. Именно так полагает генерал-майор ФСБ в запасе и экс-разведчик Александр Михайлов. С ним побеседовал журналист ФАН.
Напомню, инцидент произошёл 19 декабря вечером. В результате стрельбы погибли двое человек, ещё пятеро были ранены, в том числе один гражданский. Стрелка ликвидировали на месте ответным огнем.
Установить личность преступника оказалось несложно. Им оказался ранее несудимый житель Подмосковья Евгений Манюров. Он увлекался бизнесом и огнестрельным оружием. На все оружие, обнаруженное в доме злоумышленника, имелись все необходимы документы и справки.
Александр Михайлов убежден, что мотива у стрелявшего не было в привычном понимании этого слова. Вероятно, он было просто болен психически. Об этом говорят и его действия – беспорядочный огонь по окнам и людям на пустынной вечерней улице. При этом наличие справки от психиатра, обязательной для получения разрешения на оружие, ни о чём не говорит, отметил генерал-майор. Процессы в голове происходят скоротечно и непредсказуемо – в любой момент человек со слабой психикой может свихнуться. Однако лучше дождаться официальной версии следствия.
Михайлов вспомнил, что аналогичные происшествия случались и в советские времена, однако они не были такими резонансными. Дело в том, пояснил он, что в прессе это так широко не освещалось, да и источников информации в целом было меньше.
Кроме того, он напомнил, что сейчас во всем мире наблюдаются пугающие тенденции – то и дело сообщается о расстрелах или других немотивированных убийствах без очевидной причины. Такие вещи просто невозможно предсказать или предотвратить, ведь они не поддаются нормальной логике. Из-за отсутствия мотива, сказал генерал-майор, СК РФ не классифицирует это ЧП как теракт.
Михайлов также отметил, что нет никакой разницы насколько широко СМИ будут освещать само нападение и следственные мероприятия. К сожалению, не существует способов обезопасить себя от психов, которые могут открыть огонь в любое время без очевидной причины. Поэтому не стоит преувеличивать влияние прессы. На такие элементы общества, каким, очевидно, был «лубянский стрелок», не влияют медиа. Здесь нужно говорить о воспаленном сознании и искать причины где-то в этой плоскости, а не в политической или какой-то ещё.
По поводу ненависти к КГБ, о которой говорила мать стрелявшего, Михайлов справедливо напомнил, что злоумышленник был слишком молод, чтобы питать столь сильные чувства к структуре, упраздненной ещё в 1991 году. Понятно, что он или кто-то другой могли культивировать ненависть к силовикам в целом, однако это не повод, чтобы открывать беспорядочный огонь у здания ведомства. Поэтому, такая версия имеет мало шансов на жизнь, считает эксперт.
Александр Михайлов заверил журналиста и всех читателей, что в ФСБ работают настоящие профессионалы, поэтому говорить о том, что ведомство шокировано и парализовано случившимся, было бы некорректно. По долгу службы этим ребятам постоянно приходится иметь дело с насилием, поэтому со временем к такому привыкаешь. Безусловно, случившееся на Лубянке – трагедия, однако она не способна запугать сотрудников ФСБ.