Alpenforum

Альпийский форум, нейтральный взгляд - политика онлайн

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Генерал Мороз помог «Газпрому» и его менеджерам Стремительный рост цен на газ в Европе может ускорить реализацию «Северного потока-2»

Начать новую тему  Ответить на тему

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Россия, вперед!

Россия, вперед!
Carpal tunnel
Carpal tunnel
Генерал Мороз помог «Газпрому» и его менеджерам
Стремительный рост цен на газ в Европе может ускорить реализацию «Северного потока-2»

https://svpressa.ru/economy/article/286786/

Цены на газ в Европе в начале 2021 года достигли максимумов с января 2019-го, а в Азии и вовсе установили исторический рекорд. Стоимость газа «на день вперед» на голландском TTF с поставкой на 11 января выросла до пикового уровня в 252 долларов за 1 тыс. кубометров. В Испании, на которую обрушились сильнейшие снегопады, цены взлетели до 645,84 долл. за 1 тыс. кубометров. Что касается Азии, там сжиженный природный газ превысил отметку в 800 долларов за тысячу кубометров.

Причина такого стремительного роста в холодной зиме в этих регионах, а также в сокращении производства (число действующих нефтегазовых буровых в мире упало до минимума в 2020 году) и проблемах с логистикой. В результате у «Газпрома» сейчас есть шанс как укрепить позиции в ЕС, так и подправить свое финансовое положение, ухудшившееся в кризисном 2020 году.

При этом, как пишет «Коммерсант», «Газпром» пока что не наращивает, а, напротив, снижает загрузку украинского газотранспортного коридора. Сейчас через Украину проходит примерно 100 млн. куб. газа против 182,8 млн. куб. в декабре. Все потому, что в отсутствие мощностей «Северного потока-2» компания стремится в полном объеме загрузить «Турецкий поток» и «Северный поток», а также опустошить европейские ПГХ, которые были максимально заполнены после прошлой теплой зимы.

Аналитики предсказывают, что нынешний всплеск цен будет краткосрочным, но как минимум первый квартал года будет благоприятен для «Газпрома». Кроме того, в сложившейся ситуации есть еще один плюс — столкнувшиеся с холодной зимой и резко подскочившими ценами на СПГ европейцы будут прикладывать больше усилий для того, чтобы все-таки реализовать газопроводный проект «Северный поток-2».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков поясняет, что чем больше будет таких холодных зим, тем лучше для «Газпрома», вот только этот фактор никак не зависит от российской компании.

— В Европе и Азии цены на газ сильно растут, и сырье у «Газпрома» покупают охотнее, чем у СПГ-поставщиков. Причина простая — у российской компании довольно много контрактов с нефтяной индексацией с временной задержкой. Классический контракт «Газпрома» привязывает цены к стоимости нефти и нефтепродуктов с лагом в 6−9 месяцев.

Во втором полугодии 2020-го это позволило компании нарастить объемы производства. В первом полугодии был провал по отгрузке, но цены оставались выше 100 долларов за тысячу кубометров. А уже с сентября-октября стоимость по контрактам с нефтяной индексацией резко упала, потому что стала высчитываться с марта-апреля, когда нефтяные котировки рухнули ниже 30 долларов за баррель. Когда это отразилось на газовых контрактах, «Газпром» стал очень конкурентоспособен. Выручки для него стало меньше, зато объемы существенно увеличились. Поэтому к концу года он восстановил свои позиции в суточных поставках.

Тем более что в Европе выдалась довольно холодная зима, и европейцы в принципе потребляют много газа. Когда они начинают выбирать, у кого покупать энергоносители, получается, что «Газпром» крайне привлекателен в силу низких цен. Особенно учитывая, что европейцы страдают от того, что в Азии зима тоже холодная, цены там подскочили, и СПГ-поставщики предпочитают направлять товар на азиатские рынки.

Свою роль сыграли еще несколько локальных факторов. Американцы более-менее восстановили свое производство СПГ, а вот у Австралии существуют проблемы. Весь 2020 год практически простаивал их завод Prelude, огромная плавучая база, которая сама добывает газ, сжижает и сгружает на соседние танкеры. Все потому, что китайцы начали торговую войну с Австралией и не покупали ее СПГ, а в другие страны австралийцам не очень-то выгодно поставлять сырье. В Азии это имеет смысл, а в Европу австралийский СПГ уже не пойдет. Поэтому им и приходится сокращать производство, что также ведет к росту цен на газ в Азии и Европе. Наконец, еще один фактор — рост мировых цен на танкеры для СПГ.

Для «Газпрома» это, безусловно, хорошо. И цены, и объемы продаж растут. Вполне возможно, что сбылась надежда топ-менеджеров компании на то, вместо черных лебедей начнут прилетать белые, наступит нормальная холодная зима и ситуация стабилизируется. Пока что зима именно такая, как того хотел «Газпром». И в Азии, и в Европе довольно холодно. Вполне возможно, что это существенно подправит дела компании.

«СП»: — Несмотря на рост цен, «Газпром» не спешит наращивать объемы прокачки через Украину, с чем это связано?

— В 2020 году европейцы из-за теплой зимы и ожидания срыва транзитного контракта с Украиной вышли из отопительного сезона практически с полными газовыми хранилищами. «Газпром» считает, что газ, который они закачивали в 2019—2020 годах, проще продать сейчас. Если опустошить хранилища и начать туда закачивать газ уже в 2021-м, это будет выгодней, потому что цены будут выше. Думаю, в «Газпроме» рассчитывают, что цены будут расти весь год, потому что и потребление увеличивается, и мир постепенно переваривает новые СПГ-заводы.

Хотя «Газпром» сейчас много продает газа и по контрактам. Даже Турция в конце 2020 года начала наращивать закупки у российской компании, как и Китай по «Силе Сибири», потому что цены низкие. Хотя на турецком рынке «Газпрому» сейчас в принципе сложно работать. Туда пришел Азербайджан, кроме того, у турок не самая хорошая ситуация в экономике и они потребляют не так много энергии, как раньше.

«СП»: — Сложившаяся в Европе ситуация с газом как-то повлияет на перспективы «Северного потока-2»?

— Европейцев судьба «Северного потока-2» не так сильно заботит, как Россию. Хотя они понимают, что украинская газотранспортная система довольно старая. С одной стороны, она пока работает. Но с другой, чем дольше она работает, тем больше на ней будет происходить различных аварий и внештатных ситуаций. В результате может возникнуть проблема, когда украинская ГТС будет прокачивать все меньше газа ежесуточно.

Это опасно в той ситуации, когда из подземных хранилищ отобрали уже много газа, а затем, предположим, в конце зимы или в начале весны ударили сильные морозы. Но так как в ПГХ газа мало, необходимо импортировать много сырья ежесуточно. И не факт, что украинская ГТС с такой нагрузкой справится.

Кроме того, «Газпром» постоянно подчеркивает, что украинский маршрут — самый невыгодный для него. Во-первых, там очень высокий тариф. Если превышается среднесуточный объем прокачки, что прописано в контракте, каждый следующий кубометр обходится еще дороже. Это очень неприятно для «Газпрома».

Также это самый плохой маршрут с точки зрения энергозатрат. Оборудование на нем старое, газокомпрессорные станции работают не эффективно и потребляют много энергии. При этом они выбрасывают много CO2, и углеродный след у газа, который проходит через украинский маршрут, самый высокий из всех альтернативных маршрутов «Газпрома».

Понятно, что это в основном проблемы российской компании, но европейцы тоже понимают, что чем больше труб к ним приходит, тем надежнее газоснабжение. В холодные напряженные зимы лучше иметь дополнительную трубу, чем надеяться на СПГ-поставщиков или возобновляемую энергетику. Пусть лучше будет альтернативная труба. Поэтому я думаю, что чем больше будет таких морозных зим, как сейчас, тем выгодней это будет для «Газпрома».

Россия, вперед!

Россия, вперед!
Carpal tunnel
Carpal tunnel
Спотовые цены на газ в Европе взлетели до $335 за тысячу кубометров

https://www.interfax.ru/world/744889

Москва. 13 января. INTERFAX.RU - Спотовые цены на газ в Европе за вторник выросли сразу на 18%, уверенно пробив отметку в $300 за тысячу кубометров - уровень цены на топливо, который, казалось, уже относится к другой исторической эпохе. Цены в Европе дорожают день ото дня с оглядкой на безумное ценовое ралли в Азии.

Цена газа на голландском хабе TTF (контракт "на сутки вперед") с поставкой в среду выросла до $335 за тысячу кубометров после предыдущего пика в $284 с поставкой во вторник. С начала года цена на газ прибавила почти 40%. Достигнутый показатель является максимальным значением с 27 сентября 2018 года.

Аналитики Sberbank Investment Research Андрей Громадин и Анна Котельникова в ежедневной записке отмечают: "Рост цен в Европе благоприятен для "Газпрома" и "НОВАТЭКа", так как приводит к повышению ожидаемых цен реализации и сокращению объемов газа в хранилищах, тем самым улучшая перспективы рынка". По их оценке, "Газпром" более чувствителен к изменению цен на газовых хабах.

Среднее значение цен на 2021 год на TTF (спотовые котировки января и форвардные контракты до конца года) на данный момент складываются на уровне $264 за тысячу кубометров - это почти на $100 за тысячу кубометров выше, чем заложено в консервативный бюджет "Газпрома" на 2021 год ($170 за тысячу кубов).

Более диверсифицированные, а точнее более зависимые от СПГ рынки вынуждены платить большую цену за газ, чем обеспеченные трубопроводными поставками. Весь свободный СПГ на планете забирает Северо-Восточная Азия, где текущие цены на спотовый СПГ в четыре раза превосходят европейские котировки и уже "пробили" $1000 за тысячу кубометров.

Британский рынок, где почти весь год газ был дешевле, чем на континенте, с конца декабря дает все более и более заметную премию к TTF. Во вторник цена газа на британском хабе NBP выросла до $378 за тысячу кубометров. Выше на NBP цены были только в начале марта 2018 года, когда на фоне долгих пан-европейских холодов, получивших название "Зверь с Востока", цены взлетали $1227 за тысячу кубометров. Поступление СПГ в Великобританию в январе 2021 падает на 63% по отношению к уровню января 2020 года.

Поступление газа в трубопроводную сеть Европы через терминалы СПГ в январе 2021 года снижается по отношению к январю 2020 года на 49%. Это будет наиболее резкое падение за текущий зимний сезон (в октябре поставки снизились на 30%, в ноябре - на 39%, в декабре - на 43%).

Начало 2021 года в Европе выдалось намного холоднее 2020-го, и температурный прогноз на весь месяц существенно ниже, чем в три предыдущие весьма теплые зимы.

При этом украинский коридор доставки российского газа в Европу остается недозагруженным. "Газпром" может прокачивать в январе через Украину более 150 млн куб. м в сутки (110 млн куб. м - долгосрочная бронь и 41,6 млн куб. м в сутки - дополнительное месячное бронирование). Однако с начала года "Газпром" качает через Украину не более 124 млн куб. м в сутки. В декабре 2020 года "Газпром" в сутки прокачивал через Украину 183 млн куб. м в день.

Холодная погода заставляет всю Европу активно тратить запасы газа в подземных хранилищах. Уровень текущих запасов (65,75% по итогам газовых суток 11 января), что ниже среднего показателя за предыдущие пять сезонов (66,13%).

Россия, вперед!

Россия, вперед!
Carpal tunnel
Carpal tunnel
В России запланировали сверхраннюю проводку танкеров с СПГ по Севморпути из-за всплеска цен на газ в Азии

https://www.discred.ru/2021/01/13/v-rossii-zaplanirovali-sverhrannyuyu-provodku-tankerov-s-spg-po-sevmorputi-iz-za-vspleska-tsen-na-gaz-v-azii/

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

НОВАТЭК и Росатом воспользуются резким взлетом спотовых цен на СПГ в Азии и уже в феврале начнут сверхраннюю проводку танкеров со сжиженным газом по восточному сектору Севморпути в сопровождении ледокола.

НОВАТЭК и «Росатом» в феврале могут запустить ледокольную проводку СПГ-танкеров с завода «Ямал СПГ» по восточному маршруту Севморпути. Традиционно навигация в восточном секторе СМП заканчивается в декабре и начинается во второй половине мая. Между тем НОВАТЭК уже отправил два пробных груза по этому маршруту без сопровождения ледокола: 5 января из Сабетты на Ямале вышел танкер «Кристоф де Маржери», а 6 января – «Николай Евгенов». Навстречу им из китайского Тяньцзиня идет танкер «Николай Зубов». НОВАТЭК, по данным «Коммерсанта», планирует еще несколько новых прямых рейсов в Азию этой зимой.

Как пояснили в Росатоме, сейчас газовозы совершают рейсы без ледокольной проводки с помощью автоматизированной системы управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», который круглосуточно предоставляет судам информацию о ледовой и навигационной обстановке в акватории СМП. «Но в ближайшее время без ледокольной поддержки будет не обойтись, поэтому планируются сверхранние проводки судов при помощи атомоходов в восточном направлении СМП», – пояснили в компании.

В 2020 году НОВАТЭК с учетом ранних сроков открытия СМП и наличия у «Ямал СПГ» 15 газовозов ледового класса Arc7, как и планировал, удвоил число прямых отправок в Азию. Всего «Ямал СПГ» отправил по Севморпути на восток 36 грузов (около 2,54 млн тонн СПГ) против 17 танкеров в 2019 году (1,2 млн тонн). В 2021 году, по планам компании, число прямых рейсов в Азию останется примерно на уровне 2020 года.

Интерес НОВАТЭКа к высокорисковым и ранним рейсам по Севморпути усиливает уникальный всплеск цен на СПГ в Азии, вызванный дефицитом предложения в регионе на фоне холодов. Так, индекс Platts JKM, отражающий стоимость спотовых поставок СПГ в северо-восточную Азию, 12 января достиг нового пика в 28,2 доллара за MMBtu (1015,2 доллара за тыс. кубометров), то есть азиатские индексы превысили европейский бенчмарк TTF почти в четыре раза. Трейдер Trafigura сообщил о твердых заявках по 28,2 доллара за MMBtu за груз с поставкой в Инчхон (Южная Корея) 1-2 февраля и 30,7 доллара MMBtu (1105,2 доллара за тыс. кубометров) за поставку DES 12-16 февраля в китайский порт Таншань.

Напомним, 26 октября президент Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, согласно которой «значение Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, будет возрастать».

Россия, вперед!

Россия, вперед!
Carpal tunnel
Carpal tunnel
Российский СПГ с Ямала впервые доставлен в Азиатско-Тихоокеанский регион в январе

https://sdelanounas.ru/blogs/138836/

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

16 января в 20.20 мск газовоз «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева и завершил переход по трассе Северного морского пути (СМП) в восточном направлении в рамках выполнения коммерческого рейса по доставке партии сжиженного газа проекта «Ямал СПГ» в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Впервые транспортировка российского СПГ по данному маршруту была обеспечена в январе.

Результаты перехода подтверждают: коммерческая перевозка грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период становится возможна на 1-2 месяца позже, что позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП. В свою очередь, это будет способствовать реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Севморпути и развитию транзитного потенциала этой транспортной артерии.

Продолжительность перехода газовоза от выхода из Морского канала Обской губы до мыса Дежнева составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили.

На всем протяжении трассы СМП «Кристоф де Маржери» осуществлял самостоятельное плавание, без сопровождения ледокола, при этом поддерживая безопасную с учетом ледовой обстановки и ограниченной видимости скорость. Около 66% всего ходового времени, для преодоления участков заторошенного льда, судно осуществляло движение кормой вперед, реализуя заложенный в его конструкцию принцип двойного действия. Средняя скорость плавания составила 9,5 узла.

Игорь Тонковидов, генеральный директор — председатель Правления ПАО «Совкомфлот», сказал:

«Январский рейс газовоза „Кристоф де Маржери“ — продолжение многолетней системной работы „Совкомфлота“ и „НОВАТЭКа“ по развитию крупнотоннажного судоходства и дальнейшему расширению окна транспортных возможностей в сложных ледовых и навигационных условиях Арктического морского бассейна. Многовековая мечта российских первопроходцев — открыть круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики — на наших глазах становится еще на один шаг ближе. Это позволяет повысить эффективность использования СМП в интересах национальной экономики и способствует успешной реализации масштабных промышленных проектов в устье реки Обь и на всем протяжении Арктической зоны РФ в целом. При этом уменьшение продолжительности рейса при использовании СМП по сравнению с традиционным южным маршрутом через Суэцкий канал обеспечивает не только экономическую эффективность, но и существенное сокращение „углеродного следа“ от грузоперевозок».

«Отрадно видеть, что „Совкомфлот“ последовательно развивает передовые отечественные судоходные компетенции. Вписана еще одна важная страница в историю развития СМП и российской школы ледового плавания. Компании „Совкомфлот“ отводится одна из ключевых ролей в реализации планов руководства страны по наращиванию объемов перевозки грузов по трассам Северного морского пути. Уверен, накопленный „Совкомфлотом“ опыт операций в Арктике позволит компании обеспечить безопасную и бесперебойную доставку на мировой рынок российских экспортных грузов — в частности, СПГ, на который приходится существенная доля намеченного грузооборота Севморпути», — отметил Виталий Савельев.

За период перехода собраны подробные данные о ледопроходимости и маневренности газовозов ледового класса Arc7 при плавании в условиях, характерных для восточного сектора Арктики в январе, при различных режимах движения.

Использование данных спутниковой ледовой разведки, а также аналитических методов оценки и прогнозирования ледовой обстановки, разработанных специалистами «Совкомфлота», позволило выбрать для судна наиболее безопасный и экономически эффективный маршрут.

С разницей в сутки аналогичный переход по СМП выполнил еще один газовоз этой серии, который использовал данные «Кристофа де Маржери» и канал, проложенный им в ледовых полях, что дало возможность отработать тактику взаимодействия двух газовозов арктического ледового класса при самостоятельном плавании в ледовых условиях.

Справочно

В 2010-2011 годах «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» совместно с «Атомфлотом» организовали серию экспериментальных транзитных рейсов по Севморпути, которые доказали техническую возможность и экономическую целесообразность использования СМП для крупнотоннажных грузовых перевозок. Эти рейсы заложили основу для реализации масштабных газовых проектов в устье Оби.

В 2017 году «Совкомфлот» ввел в эксплуатацию первый в мире арктический ледокольный газовоз СПГ — «Кристоф де Маржери». Это головное судно серии из 15 газовозов, спроектированных для круглогодичной транспортировки сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Грузовместимость судна — 172 600 куб м. Танкер отличается высокой ледопроходимостью (ледовый класс Arc7), маневренностью и мощностью (45 МВт), что позволяет ему безопасно работать в экстремальных условиях высоких широт.

В декабре 2017 года жюри международной премии S&P Global Platts Global Energy Awards присудило газовозу «Кристоф де Маржери» главный приз в номинации «Инженерный проект года» (Engineering Project of the Year).

В 2020 году «Кристоф де Маржери» стал первым в истории крупнотоннажным грузовым судном, которое преодолело трассу Севморпути в восточном направлении в мае, на два месяца раньше традиционного начала навигации.

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Группа компаний «Совкомфлот» (MOEX:FLOT) — одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке газа и нефти, а также обслуживанию морской добычи углеводородов. По состоянию на дату публикации пресс-релиза, собственный и зафрахтованный флот, включая суда совместных предприятий, насчитывает 146 судов общим дедвейтом более 12,7 млн тонн. Свыше 80 судов обладают ледовым классом.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.

В состав газового флота СКФ входит 16 судов, еще 19 газовозов находятся в стадии строительства. «Совкомфлот» является независимым владельцем и оператором газовозов с 2006 года и стал первым в истории российским предприятием, успешно вышедшим в этот премиальный сегмент мирового судоходного рынка. В число ключевых фрахтователей судов газового флота СКФ входят «Газпром», «Сахалин Энерджи», Shell, «Ямал СПГ», «Сибур», Tangguh LNG.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Начать новую тему  Ответить на тему

Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения