Alpenforum

Альпийский форум, нейтральный взгляд - политика онлайн

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Казаки...Чьих будете?...Истоки в Новгороде?...севере, юге...в Орде?

Начать новую тему  Ответить на тему

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Прибалт

Прибалт
Гуру
Гуру
Истоки казачества… Ищем в новгородских землях!


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Куда на Русь не пойди, сплошные загадки, тайны, политика да пропаганда. Особенно в истории. Одни из самых темных страниц — в рубрике «откуда есть пошла…». Сама земля Русская, власть ее, народы некоторые, вера… Вот и казаки на этой библиотечной полке прописались, под литерой: «ничего толком не знаем, зайдите позже». Тема спорная, будем несколько дней загадки колоть, ага.

Всякая власть, начиная с царской, — очень не любила это сословие. По понятным причинам. Дело в постоянном стремлении казаков к независимости. Которую согласны были оплачивать даже кровью, защищать свои свободы — оружием, лишь бы не трогали. Казачество славилось непрестанной службой и … весьма своеобразным взглядом на преданность. Страниц светлых и темных написало своими деяниями немало. А вот как появилось…



Традиционная версия.



В просторечии она — «бегло-холопская», пардон. Хорошо всё писано академиками, но принципиальные вещи тут зияют бездной несоответствия. Итак, процесс формирования такого казачества происходил спонтанно якобы, еще далеко от тех времен, как «казаки» стали субъектом юридических отношений «государство-вольница окраинная». Мол, первые ватаги формировали беглые отчаюги-мужики. Как крепостное право начало душить Русь.

Есть какая-то логика в этом. Русь не была рабовладельческой территорией, разные элементы этого явления присутствовали всегда, но… Большинство людей оставались свободным общинниками. Очень не желали менять свой статус на «крепостной». Эта государственная удавка затягивалась долго, с большими издержками. Пережитки общинности смогли только при Столыпине добить. Криво, не до конца.

Вольному землепашцу крайне трудно объяснить саму природу «закрепления». Это как… не земля принадлежит мне, а я — земле? Распоряжается всем некий княжеский захребетник… Парадокс сознания. Вообще-то, земля никому не принадлежит. Общинная она, право проживания и личного труда над ней главенствует. Не хочешь общиной жить, ступай на выселки. Бери столько, сколько способен обработать, слово никто не скажет. Так жила Русь испокон века.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)



Исход общинников.



Академично и юридически, первый этап закрепощения крестьян назначен концом XV века. При московском Великом Князе Иване III. Когда он присоединил к своим владениям Новгородскую и Вятскую земли, Ярославское, Тверское и другие княжества помельче. Очень нуждался в регулярном содержании «служилых людей», войско росло, Москва прирастала огромными территориями стремительно.

Казна княжеская такое роскошество не тянула. В Судебнике 1497 года появилось упоминание об «Юрьевом дне». Первый очевидный произвол новоиспечённых русских феодалов, прописанный законодательно. Народ побежал в «свободные земли»…

Насколько много было этих «свободных земель»? Не знаю, но академики бают — навалом. Само собой, казаками-разбойниками эти мигранты себя не называли. Но постепенно началась поляризация русского общества. Попробовав феодальных прелестей «крепости», народец быстро сформировал к этому явлению свое отношение. Отток свободолюбивых общинников рос.



Борьба с исходом.



Тут кое-что понятно. Чтобы упорядочить и затруднить покидающих вотчины крестьян, был законодательно утвержден срок выхода из поместья. Юрьев день. Осенью, после сбора урожая. Неделю до 26 ноября (дня Георгия Победоносца) и неделю после него — можешь быть свободен. Заплатив специальный налог, «пожилое». Хочешь, ступай в начинающуюся зиму… к другому помещику. Или на все четыре стороны.

К концу правления Ивана IV Грозного гайки закрутили туже. Многие земли новоиспеченного царства Русского оказались разорены из-за Ливонской войны, опричнины, бегства податного населения и набегов крымских татар. В 1581 году царь ввел «заповедные лета», то есть годы, когда крестьянский переход запрещался в любую сторону. Отток общинников на «вольные земли» — кратно возрос.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Сообразительный русский мужик чесал тыковку недолго. Послав по «бабушке» Юрьев День, стал просто сбегать. Весной. Семьей такой финт уже было не провернуть. На волю рвались молодые парни, не обремененные детьми. Их объявляли «беглыми», ловили на вполне законных основаниях.

В XVI веке появился закон об «урочных летах». Это когда отмерялось только пять лет на поимку беглого крестьянина. Впоследствии срок увеличили до 15 лет, потом отменили совсем. Тоже понятный процесс: южные помещики укрывали, сманивали людишек на границы Степи. А северные — были такой ситуацией крайне недовольны. Пойманных беглецов считали преступниками, наказывали, рвали ноздри как татям. Клеймили и возвращали помещику. Помогало мало, легенды о свободной жизни «за Камнем», в Степи толкали новые тысячи на побег.



Куды бечь?



Вот тут главный пробел анализа исторического. Какова маршрутизация побега? Свинтить из владимирских лесов, например, мужик надумал. Во времена еще до-монгольские. В пустоту не пойдешь, в лесу бирюком выжить трудно — изловят. Волки или холопы боярские. Создать саморегулируемую мужскую боевую ватагу, способную от княжеских людей утечь, от степняка отбиться — не верю. Так система не работает. Если функционирует, то не долго. Разбойничья банда это. Всё упирается в численность, перерастающую в некий порядок и уклад. Из ватаг татей сословия не создать.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Значит, уходить нужно туда, где существует «другая жизнь». Точно такая же как дома… но без «тягла» и «крепости». Где нет князей с боярами. Географически понятные локации. Откуда не выдают, принимают всех желающих. Когда появились всякие Сечи… понятно, куда холопу стопы направить. А до этого? Минимум четыре века окраины Руси собирали недовольных общинников. Где их гнезда были?


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)


Двинем напёрстки.



Многих беглецов ловили, не счесть сколько погибало. Но некоторые прибивались к свободным поселениям на окраинах. Каким-то непонятным, ага… Географически они могли быть… На Дону, говорят. В низовья Днепра. В предгорья Кавказа. Поволжье. Урал-Камень. Южные и восточные «украины» исключаются. До времен папы Ивана Грозного — так уж точно.

Эти земли не пустовали никогда. Там осколки Золотой Орды, татары злые повсеместно. Мусульмане поголовно. Любую христианскую душу рассматривают исключительно в мелкоскоп стоимости на невольничьем рынке. Их азартная натура давала себе выход регулярно — набегами кровавыми. Вплоть до немки Екатерины свет Второй шалили. Что из Крыма, что из Поволжья восточного. Добраться до тамошних «казаков», бродников да вольных тюрок — задачка не тривиальная. Почти невыполнимая.

Единственное место, где по-христиански поймут и примут (может быть), — обширный Русский Север, вотчины новгородские. Так там… не было казаков. Ушкуйники только непонятные, из историографии отечественной выпиленные старательно. Хотя существовали, как минимум, с 1032 года (поход на Югру). По царствование Ивана Грозного ураганили. От шведских берегов — до каспийских астраханей. После разгрома Вятской вечевой Республики (1489 год) подались кто куда. В волжские казаки, на Дон, Яик, забрались вглубь пермских лесов. Кого-то даже на службу (принудительно) расселили в Московии, вокруг столицы.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)


Первый вариант,

прикидываем. Как формировалось «северное казачество». Его костяк составили общинники, которые ушли от самых-самых первых помещиков. Когда можно было перемещаться свободно, целыми семьями. Уходили поближе к единоверцам, христианам или язычникам. Селились в новгородских землях, отодвигали вглубь лесов местные, не славянские племена. Кто сказал, что Новгороду не нужен был свой «пограничный кордон»? Еще как нужен…

Здесь было вольное понимание жизни, потом получившей название «казачьего уклада». Общество вечевое, общинное, оседлое. При военной нужде — очень мобильное. Со всеми атрибутами — бабы, дети, старики. Сюда могли стекаться бездетные и несемейные беглецы, когда гайки крепостничества затянули туже. Знали куда идти. Не в пустоту. Не в опасную и безлюдную степь.

«Новгородские острожки» вплоть до Обской Губы — это и есть первые станицы. Ушкуйники начинали как первопроходцы-колонизаторы. Постоянно в новых землях закладывая городки. Те служили одновременно крепостью и факторией для торговли с местными племенами звероловов. Архангельск, Мурманск, Вологда, многие города Русского Севера — возникли как «станицы ушкуйников».


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Они были народом-войском. Очень ценным для новгородцев. С их помощью решались абсолютно все щекотливые проблемы. Хоть со шведами, хоть с татарами или самоедами. Жгли и грабили ушкуйники всех подряд. На веру православную внимания не обращали, русским доставалось столь же больно, как таежным народам. После разгрома Волжской Булгарии Батыем — явно приняли немало беглецов-мусульман. Так отчетливо появился некий «тюркский элемент» в укладе, столь заметный во всем казачестве. Думается, миграция была солидной.

Позже ушкуйников оптом записали на Руси — «новгородцами». Не то сепаратисты, не то бузотеры патологические. Разбойники. Тати водоплавающие. Что отчасти чистая правда. Среди них было немало жителей вольного города, купцов, наместников городов, знатных бояр, их сыновей. Город торговый финансировал все операции.

Организованное казачество не могло зародиться в среде каких-то беглецов-одиночек, исключительно мужского пола. Нужна была опора на сильную оседлую конгломерацию. Поселения или многочисленные усадьбы-хутора. Хлеб, оружие, инструмент, сукно, сотни предметов ремесел… В обмен на самых ходовой мировой товар — северную пушнину и свободный доступ к ней.

В пользу такой версии говорит многое. Мобильность ушкуйников, постоянное вооруженное напряжение новгородских границ. В такой среде не может быть никаких «закупов» или крепостных. Территория свободных воинов-общинников. Русскость изначальная тоже просматривается: безразличие к вопросам веры, древнее управление и уклад, воинская всеобщая повинность, культура, семьи. Возможность обратиться за военной помощью к сильному соседу.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Главная проблема ушкуйников была — наседающие отовсюду Рюриковичи. Но территория для маневра присутствовала. Даже город свой построили — Хлынов (Вятка-Киров). Тоже не на пустом месте возник, жили «ушкуйники» там. Аж с 1174 или 1181 года… Под названием — «новгородские поселенцы», ага. Мирный советский трактор, вспахав поле… поднялся в воздух и полетел бомбить вражеские переправы. Поселенцы. В таком-то зубастом разноплеменном окружении.

Еще лыко в строку «казачества». Хлынов князей не жаловал, в глаза не видывал. Что на Вятке творилось до 1374 года — никто не знал, бездонная летописная дыра. Более-менее внятное происходит только в 1432-1453 годах. Республика ушкуйников участвует в войне между москвичами и Галич-Мерьским княжеством.

В 1459 году власть в городе формально перешла к Москве, но из столичных штучек никто не заехал. Хлыновцы участвуют в войнах против Казани и Новгорода… В начале 80-х годов власть в городе сменилась, противники москвичей пригласили наместника хана Ибрагима. Хлыновские войска почти три десятка лет клюют русские земли. В 1489 году прилетает обратка, после двух неудачных кампаний, Вятка все же пала. Местная знать была переселена в окрестности Москвы, в городе сел воевода из тех краев.

За всю свою историю Хлынов не приглашал князей для защиты или других государственных функций. Была хитрая форма соседства с сильными — покровительство. Если что… то за денежку вызовем, а просто так не суйся. Ушкуйники-хлыновцы вступали в ситуационные союзы, чаще прислоняясь к Новгороду. Самоуправлялись народным вече, были свои бояре и купцы, никаких признаков крепостничества… В военной республике такое безобразие трудно организовать.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

С верой православной проблемы большие были, кстати. Только при Иване Грозном была получена грамота на строительство монастыря. О многом говорит, на минуточку.



Истоки одной ветви казачества



стоит искать на севере, юг пока не трогаем. С самых первых попыток князей «крепить к земле» вольных общинников. В каком году безобразие началось — неизвестно. Но предположить можно. Картина маслом: князюшко, помимо своего «кормления», какого-то еще служилого прислал на село. С налогами непонятными. Немедленно оказавшимися очень обременительными, не как в старину… Думается, именно с этих времен потихоньку началась миграция вольных общинников. Подальше от княжеских уделов, на вольные земли новгородские. Бескрайние.

Такие исходы были семейными, спокойными, без юридических последствий. Кто слово поперек скажет свободному человеку, его право и воля. Не могла даже вякнуть Церковь, сильно подыгравшая европскому крепостничеству. Закабалившая крестоносными похождениями уйму народов. На Руси она сидела мышкой по городам, князей окучивала, в полуязыческие сельские земли не совалась.



Проверяем версию.



Принципиально отличая крепостничество (систему социальных отношений) от крепостного права (юридическая форма выражения отношений). Первый тип зависимости легко можно проследить примерно с Х I века. Хотя до конца века XVI -го крепостная форма эксплуатации (полная форма феодальной зависимости) охватывала лишь отдельные категории сельского населения.

В XII веке очень близкой к крепостничеству была эксплуатация «пашенных закупов» и смердов на барщине. По «Русской правде» княжий смерд был ограничен в имущественно-личных правах. Его «выморочное» имущество переходило в собственность князя, жизнь была приравнена к жизни холопа (за их убийство назначался один штраф — 5 гривен).

В XIII - XV веках отношения феодальной зависимости распространялись на значительное число крестьян, но крепостничество было слабо. Для некоторых категорий крестьян (отдельных вотчин) начинает работать право Юрьева Дня. Судебником уже 1550 года был увеличен размер «пожилого», установлена дополнительная пошлина («за повоз»).

Была неволя… Со времен Ярослава Мудрого. Именно в этот период сложилась постоянная подпитка кадрами новгородского казачества, ушкуйников. Из самого Новгорода, на окраины, тоже немало бежало народа. Вот и получаем вполне жизнеспособный конструкт.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Походы ушкуйников (Иллюстрация из открытых источников)



Выводы.



Первоосновой казачества стали полностью свободные люди, полноценные общины. Из Новгорода и Северо-Восточной Руси. Варяги, кривичи, вятичи, ильменьские словене, хоть кто… 
Не желая иметь дела с Рюриковичами, их порядками — потеснились в восточные новгородские земли.

Вполне логично — стали вооруженной силой, обеспечивавшей безопасность торговли, покорность данников, фронтиром колонизации новых земель. Если хотите — неким народом в состоянии перманентной военной мобилизации. Другие беглые туда шли не на пустое место, в конкретные городки, острожки, поселения. Добирались торговыми маршрутами новгородских купцов. Вливались в ватаги ушкуйников, осваивали бескрайние просторы Русского Севера.

Так сформировался веками самобытный казачий уклад, традиции, сословие. Ему вскоре пришлось познакомиться с такими же отчаюгами. Независимо от русского Севера, казачество развивалась и в Степи. И его корни были куда как глубже…

Продолжение следует, конечно…


_________________
Путин: воплощение идей социализма в России было далеко от сути

"Все обвиняли царский режим в репрессиях.

А с чего началось становление советской власти?
С массовых репрессий.
Я уже не говорю про масштаб, он просто такой наиболее вопиющий.
Пример — это уничтожение, расстрел царской семьи вместе с детьми.
Но могли бы быть еще какие-то идейные соображения по поводу того, чтобы искоренить, так сказать, возможных наследников.
Но зачем убили доктора (царской семьи) Боткина?
Зачем убили всю прислугу?
Людей, в общем-то, пролетарского происхождения.
Ради чего?
Ради того, чтобы скрыть преступление"

Прибалт

Прибалт
Гуру
Гуру
Происхождение слова «казак». В бесполезных поисках…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



С трудом припоминаю более жаркие споры и тонны литературы, посвященные именно такому простому, как кажется, вопросу. Что означает термин, определение, смысл короткого слова «казак». Самое главное — где и когда оно появилось, с какого языка национального слетело впервые. Смешно, конечно. Временами даже хохот неприличный разбирает. Как такое отыскать, если в сотне языков присутствует, смыслами наделено, созвучно тысячам других слов. Но дисциплина канала исторического такова, что свою полушку в шапку кинуть обязан.


С самого древнего


начнем упоминания, пожалуй. XIII век, 1245 год, рукопись «Мамлюко-арабского словаря». Записано там «qāzāq ». Толмачить его предложено — в «al-mujarrad ». Произноситься могло — «гхазаг», «казаг», и «казак» тоже. Если человек был хорошо знаком с курдскими наречиями, они были для него родными. В переводах, с добавлением других слов рядом, значение такое: «одинокий, неприкаянный, скиталец, свободный, освобожденный, бобыль».

Даже … «рыцарь» означало слово (qazaq bašlı) , если применялось к мамлюку вне службы. Бинго! Поиски можно фиксировать, прекращать дальнейшие упражнения. Исчерпывающая характеристика одиночки, без семьи и обязательств, находящегося в постоянном движении, лично свободного, не обремененного службой.

Для полной детализации термина стоит отправиться в Курдистан, крепко взять за отвороты халата тамошних филологов. Разбирающихся в группах языков, восходящих к реконструируемому сейчас — древнеиранскому. Который входит в арийскую ветвь общей индоевропейской семьи. Ан, нет. Дело оказалось крайне путанным. Но в любом случае понятно — словечко столь древнее, что истоки не сыскать. НИИ «Словоблудие» можно закрывать сразу.

Дело усложнилось тем, что первоисточник, который считался датированным 1245-ым, не совсем точно того года. А веком позже составлялся словарь. То есть мы попадаем в эпоху лингвистического «миксера». Когда немыслимое количество наречий, подхваченное волной монгольского нашествия, припожаловало на Ближний Восток и в Малую Азию.

Десятки народов стронулись с насиженных мест, рабовладельческий индекс Доу-Джонс рухнул от перегрева рынка и прочая-прочая-прочая… Великая миграция и военно-политическая неразбериха. Миры тюрок, маньчжур, персов, индусов, арабов, готских и кельтских европцев, славян, китайцев, иудеев столкнулись в узком коридоре Восточного Средиземноморья. Ну и понеслось…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)


Письменные источники.




  • 1303 год. Переводной словарь кыпчакского языка (куманского, половецкого) Codex Cumanicu. Список хранится в библиотеке Собора Святого Марка (Венеция). Латинский перевод «казак» — свободный. Там же найдем «ghasal cosak» («хасал косак») — стража.


  • «Заметки по упражнениям и играм фурусиййа в мамлюкском султанате» термином «al-khassakiyya» обозначены отборные телохранители султана. Историк Айлон Девид перевел огромное количество восточных источников, составил арабо-еврейский словарь, специализировался на эпохе мамлюкских султанов. Это слово встречал у дюжины древних авторов, персов и арабов. Наиболее понятным ему показалось именно это значение.


  • В «Сугдейском синаксаре» крымского города Сугдеи, под 17 мая 1308 года писано:


«В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками».

  • На Руси первое письменное слово, напоминающее «козак», — это все три Псковские летописи, события 1406 года. Посадник Юрий Козакович, «Гюрги, посадник псковский сын Филипов Козачкович», «Юрий посадник Козачкович».


  • С 40-х годов XV века идет поток сообщений. Казачество известно многим источникам, встречается у Самарканди, в Никоновской и Ермолинской летописях, «Повести о Мустафе царевиче». Называются «казаки рязанские, которые пришли на помощь к рязанцам и москвичам против татарского царевича» (1444 год).


  • Польские сведения о казаках — 1489 год. Польскому королю во время похода на татар дорогу в Подолье указывали «казаки-христиане». В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра. Разогнали татар, ограбили купцов. Любо!




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Дальше летописные упоминания множатся. Не привожу полный перечень, ибо места не хватит. Итак, что фиксируем? Как минимум с конца XIII века словечко гуляло по Евразии. Первый документальный след фиксируется на границе: «тюркского мира», «ирано-согдийского» и «арабского». На Русь заезжает веком позже. Обозначает сперва… воинское сословие, набранное «налогом крови». Легендарные мамлюки.

Чтобы эти отчаюги подавались на вольные хлеба, в свободное плавание «за зипунами» на арабский манер… такого нет в истории. Не могло быть. Их орбита — султанские дворцы, высокая политика, полный отрыв от корней своих национальных. Источником лингвистическим понятия «казак» — могли быть, да. Но казачество основать, как некую вольницу, — такое сложно осмыслить. Интересы у них были другие, крайне специфические, узкие. В другую сторону вектор эволюции происходил. Но тему не закрываю, будем думать. Пока фиксируем маркер термина «казак»…


В других языках.


Тут цирк с медведЯми начинается. В комментариях чё начнется… жуть. Итак, в городских койне Средней Азии гуляло слово «казмак» — скиталец, бродяга. Есть «кай-сак» — легкий вьюк, налегке передвигающийся гражданин, ага. Если в сторону Кавказа свернуть из оазисов Сырдарьи — появится адыгейский « къушъхьэ» — гора, горец.

Можно в иврит поиграть, там слово «хазаким» означает «сильные». Тут целая теория даже обитает, у черносотенных жарко подгорает от нее. Эти сильные «хазакимы» спаслись от непонятных по историческому времени преследователей в непроходимых топях и зарослях. За … внимание (!) «бродами». Впилились в Хазарию, стали тамошней интеллектуальной элитой. Иудейской верой снабдили правящую верхушку.

А те, кто не хотел иметь дело с «известным народом», подались в «бродники». Когда слово стало нарицательным (разбойные люди), вспомнили древнее свое определение. Возродили термин «хазаким», со временем оно стало — «казаки». Оставлю без комментариев… гы.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Есть античные лингвистические упражнения, очень многозначительные. «Коссахи», «Касакос», «Касаги», «Касоги», «Казяги» и проч., — встречается у Страбона, других греков. В названии полиэтнического этноса: туранского племенного союза скифов «кос-сака» и приазовских славян «кайсаров». Означать должно «белые Сахи» (белые олени) .

Само собой, в теме глубоко рыл досточтимый Лев Гумилев. Выводил, не без изящества, казаков из «хазар». Утверждал: предками низовых казаков были бродники, православные хазары. Версия смотрится прочной, поскольку есть лингвистические проверяемые переходы от простонародного прозвания чубатых молодцов — «казара».

Корень один, тюркский. Перевод вполне подходит — «свободный». Сам из уральских казаков, подтверждаю клятвенно: до сих пор в ходу. Фраза «казара хлынячья» (казачьё бродячее) всегда сопровождалась знатным лещом от казачины-деда, в неловкие моменты поимки вашего покорного слуги «на горячем». Поселковая пацанва (не из станичных) была титулована по-другому: «анчутки», «сатаилы прокудные», «ошкамелки бисовы». Верю Льву Николаевичу, короче.

Что еще можно вспомнить филологического… Что казаки — жители «кавказских косогоров», граждане страны Касахии, турецкие «гуси» (каз), монгольские бронники («ко-захь») и пограничники. Сказители знатные тоже. От слова «сказать», даже в псалмах о Духоборце пропечатано:
«Почему ты казак? — Смею Божие слово сказать, Сатану связать».

Если удариться в озорную «задорновщину», припоминается польское толкование XVI века. От полезного животного «коза». Не то в козьих шкурах казачины околачивались, ясновельможных панов потроша. Не то быстрыми («как козы») были. Всяко толкуют битые паны. Можно улыбнуться, продолжив тему уже в англицком наречии. Лихой казачина — суть « козел» (he-goat). Ну тут всё ясно. За «козла» ответят…

Когда-нибудь, ага.


_________________
Путин: воплощение идей социализма в России было далеко от сути

"Все обвиняли царский режим в репрессиях.

А с чего началось становление советской власти?
С массовых репрессий.
Я уже не говорю про масштаб, он просто такой наиболее вопиющий.
Пример — это уничтожение, расстрел царской семьи вместе с детьми.
Но могли бы быть еще какие-то идейные соображения по поводу того, чтобы искоренить, так сказать, возможных наследников.
Но зачем убили доктора (царской семьи) Боткина?
Зачем убили всю прислугу?
Людей, в общем-то, пролетарского происхождения.
Ради чего?
Ради того, чтобы скрыть преступление"

Прибалт

Прибалт
Гуру
Гуру
Бродники = Казаки? Наверное, да…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



Перед вдумчивыми поисками «казачества» в тюркском мире, где многие любопытные вещи подробно документированы с XV века — предлагаю заехать всё же к «бродникам» накоротке. Загадочным и легендарным. Осилить тему не сможем зараз, но какие-то версии подумкаем. Поскольку корни южного казачества только там искать можно. Сразу сносим в корзину утверждение, что это мирный трудолюбивый персонал, обслуживающий переправы, броды.

Трудно представить в XIII веке в Половецкой Степи таких трудяг, поголовно промышляющих лодочным извозом за малую деньгу. Тем более, они упоминаются некой серьезной военной силой постоянно. Хорошо знакомы (документально) половцам, венграм, болгарам, аланам, папскому престолу, русским… и монголам Чингисхана.

Бродников сформировали беглые люди? Тоже не беру в анализ. Почти невозможно представить факта, чтобы в опасной Степи они смогли сколь долго бы выжить. Малым числом и с радушными рынками рабов по Черноморью. Это просто легкая добыча для степняков-кочевников. Первой же зимой вся такая вольница сидела бы… по загонам Кафы и Сугдеи.

Бродников видели в Подонье, описали подробно европцы: Рубрук, посол французского короля Людовика Святого и папский легат Плано Карпини, посетивший Батыя в 1246 году. На глазок прикинули, посчитали солянкой славяно-русского, алано-ясского населения. Христианской веры, в том числе. А их духовенство, нужно понимать, окопалось при дворе Бату-хана, совершенно свободно отправляла богослужения рядом с шатром Самого. 
Ариане, несториане, греки? 
Не с Руси же так споро завезли их. Хотя, кто знает.

Рубрук, более подготовленный наблюдатель, называет бродников — «особенным народом». Если Читателю не лень — поройтесь в закромах канала, в цикле статей «Калки окаянной». Помимо аффторского полета мысли, полистайте комментарии «Артема Антонова», рекомендую. Вопросы «бродничества» пережевывали мы всяко. Не сказать, что истину нашли. Но что-то нащупали для более вдумчивого дальнейшего спора, имхо.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Есть версии, в основном последователей Льва Гумилева: бродники появились в хазарские времена. Из славян пошли, приходящих в поселения крещенных хазар. Были такие, да. Числом должно быть немалым, раз суд в Каганате отправляли семь ученых мужей: двое мусульман, двое иудеев, язычник и два судьи христианского вероисповедания. Значит многочисленная паства имелась. Некоторых исследователей заносит. Мол, бродники — это дружинники княжеские, назначенные охранять броды и переправы, сопровождать купеческие караваны. Под себя людишек собирали, обживали ключевые точки Степи.

Идея так себе. В Подонье, на Таврике охранять переправы? Зимой, весной и поздней осенью… как это? От кого? Там жить надо круглогодично, крепкими тынами огородившись от Степи. Голодом уморить кочевой вражине такой форпост — пара пустых. Если были сторожи, то во время Владимира Красно Солнышко, вдоль Змиевых Валов. Могли на несколько переходов вглубь Степи богатырские заставы уходить. Теоретически. Папский легат один, печенегов пять дён искал в те времена, из Киева выехав. Но никого не видывал. Не столь княжеские дружины были людными, чтобы их в голую степь рассаживать. Не бьется версия, в топку…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)



Как могло быть тогда?



Бродники, по русским летописям, известны раньше нашествия монголов. Нанимались в дружины к южным князьям, черниговским да галицким. Род их занятий очевиден. В междоусобице какой поучаствовать, с половцами кого клюнуть и пограбить. Против кипчаков с князюшкой в набег сходить… Держать реки под полным контролем «судовой ратью», со времен еще варяжских.

Подпитка бродников шла отовсюду. Что с Востока, что от аланов и черкесов кавказских. Археология именно это говорит, вплоть до Белгородской и Воронежских областей… Не пойми кто жил в многочисленных городищах. Вроде булгары, но странные. Венгры есть, да неправильные какие-то захоронения. Славяне да аланы …но какие-то дальние родственники своих народов.

Понятно лишь одно: по Дону, нижней Кубани, Днепру — постоянно гуляли вооруженные люди. Никому не подчинявшиеся, жившие полу-оседлым хозяйством. Управлялись выборными (может потомственными) воеводами-боеводами. Самое очевидное место их «центра» — где Дон сближается с Волгой. Переволоки, как Рубрук говорил. Цементировать бродников в какой-то единый народ было некому. К вопросам веры там — полное безразличие. Без зазрения совести нанимались в войска «безбожных моавитян» — монголо-татар. К обитателям Киевской Руси вряд ли испытывали пылкие родственных чувства. С половцами и против оных ходили тоже.

Как звали народец? Тоже по-разному. Уверен, прозвищ было много. Впервые их (на Руси) упомянули «черкасами». В Московском летописном своде XV века, под 1152 годом:

«Изяслав же то слышав, скопя свою дружину, поиде, поима с собою Вячеслав весь полк, и все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы».



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

В ту же копилку можно сложить, помимо «черных клобуков» и «черкасов», другие тюркские племена: торков, берендеев, ковуев и т.д. Удивительное для аффтора дело, но готов согласиться даже с придворным историческим баснописцем Карамзиным. Где он подметил, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о «козаках рязанских». В качестве «легкого особенного войска, славного в новейшие времена»:

«Козаки были не в одной Украйне, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище малороссийских козаков. Торки и берендеи назывались черкасами: козаки также.

Вспомним касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что оссетинцы и ныне именуют черкесов касахами».


По Карамзину торки и берендеи назывались «черкасами». Но так же — и «козаками». Пережили как-то Орду и Литву, плотно засев на островах Днепра. Связываться с ними было дороже. Проще договориться, жить спокойно, торговлишку под охрану отдав. Союзника сильного иметь, сверх всякой меры мобилизованного, в любое время года. Туда приманивала вольготная жизнь изгоев и авантюристов (и беглых крепостных) отовсюду.

Были «бродники-черкесы-козаки» русскими? Тоже нет. Ни два, ни полтора, слишком много народа стекалось туда. Грубо говоря, по «куреням национальным» стараясь рассаживаться. Главным был: дух независимости и воинского братства только. Справедливый дележ добычи и платы наемнической. Перед Батыем количество христиан возобладало. Стали появляться поселения, где верховодить могло религиозное начало. Наверняка прибились беглые монахи-иноки, с самыми различными ересями проповедники.

Это никак не мешало «лыцарям» наниматься к русским, Литве, ордынцам и крымцам, астраханцам, даже туркам… Закончилось всё первым особым покровительством Сигизмунда I, давшего «козакам» гражданские вольности. И признав за ними земли выше днепровских порогов. А город Черкасы назвали их древним, неким легендарным и объединяющим именем. Дальше были времена Стефана Батория, «клейдоны», реестр, гетманы, полковники, куреня… Уход в Москву, как Польша взбесилась в своих кровавых «рокошах» и презрении к «хлопам»…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)



Осколок тюркского мира?



После Золотой Орды? Нет и да. Один из немаловажных элементов — точно. Немного неловко становится… но даже далёкий Вольтер считал казаков — потомками татар. Простым логическим конструктом обосновал: слишком уж внезапно они появились. В тот же миг, как рухнула Золотая Орда. Природа пустоты не терпит, времени долгого на формирование вооруженной силы, с которыми стали считаться в Московии, — не было. А тут… раз. Из ниоткуда чубатые вылупились? Так не бывает. В русских летописях уже были «ордынские казаки» замечены. Татищев написал об их шалостях в 1493 году:

«Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном на рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад».


Источник из Татищева… так себе. Но в том же 1493 году польские хроники пишут о потомке Мамая, черкасском воеводе Богдане Федоровиче Глинском. С родовым прозвищем «Мамай». Он собрал «пограничные казачьи отряды», захватил турецкую крепость Азов. Стал в казачьих легендах — героем фольклора, его образ сохранился до наших дней. Благодаря песням, лубочным картинкам царских времен. О «казаке Мамае».

Двумя годами ранее, в 1491 году… упомянуты мещёрские (городецкие) казаки в документах. Жили на порубежье с ногайскими татарами, опять же — в рязанской земле, верховьях Дона. Именно они ходили с «казаком Мамаем» воевать с турками? Например, свой род веду, по семейным легендам, из касимовских татар.

Кто они были такие? Татары-мишари, мордва, мещера, башкиры, буртасы, русаки, ногайцы… Беглецы всякие из всех осколков Золотой орды, мелких улусов и Ханств. Казанского, Крымского, Сибирского, Астраханского. Татары? Угу… три раза. 
А почему подданство казанских ханов не приняли Темниковское княжество, Наровчатское, Кадом, Сарыклыч? 
На Москву быстро сориентировались…

«Касимовским татарам» не помешало свое Ханство основать, с городом Касимовым (Мещерский городок). Начать устойчивую миграцию на Дон и Волгу, немало острожков основать. Им письма на татарском воеводы московские писали. Но «казаками» уважительно звали, поклон и привет передавая. Как быть с княжеством Мансура, в землях Литвы, сейчас северо-восток Украины? С его воинской кастой «служилых татар», которых если поскрести … так православные через одного оказывались. Ох, не будем сегодня пока, отложим на отдельные статьи. Нас пока бродники интересуют…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)



До времен половцев



это смешение началось, чую. Многое «тюркское» и «русское» уже тогда приходить стало. В быт и обычаи будущих казаков. Во времена кипчаков процесс быстрее поскакал, как присмирели вольные кочевники, жить в соседстве приучились. Русские князья совершенно спокойно династические браки с Ханами половецкими устраивали, что мешало подданным так поступать. Особенно в воинском сословии, дружинном? Для упрочения связей… так сказать.

А купеческому сословию так сам бог велел. С бродниками семьями дружить. Торговлишку свою всяко удобнее родней прикрывать-охранять… от жадных половцев. Вот еще один маршрут постоянной подпитки сословия вольного. Желающих на «вольные хлеба» доставлялись торговыми караванами. Не в пустоту ковыльную. В острожки, городки, поселения бродников. Не?

Завелось явление еще со времен тиверцев и уличей, подозреваю. Не сдюжив печенегов, в каком-то подчиненном положении стали жить в их землях. На тех же бродах-переправах. Какие-то загадочные «дремелы» еще есть в «Слово о полку Игореве». С некоторых тюрских наречий — «люди с брода». Их встретили русские дружины… раньше половцев. Перед причерноморскими степями.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Византийский хронист Никита Хониат (1190 г.) считает бродников — ветвью «тавро-скифов». Как и славян, на минуточку. 

Другие видят в них аланов, касогов (лампасы, кстати — они уже носили на штанах, бают)… 

Собирая всё в кучу, резюмируем: народ, этнос с четко понимаемыми признаками — бродники не сформировали. Запутали весь мир своим полиэтносом и привычками.

Социальное сословие, этнически перемешанное, занятое специфическим военно-торговым занятием… Выживальщики. Промеж ордами печенегов, потом — половцев. Речную сеть крышевали на огромных водоразделах Дуная, Днепра, Дона, Волги. Соляными промыслами пробавлялись тоже. От звенигородского и галицкого Ивана Ростиславовича Бердланника — грамоту получали не бродники ли? Которые «бердланики», якобы беглые люди из Юго-Западной Руси. С беглыми таких бумаг не подписывают. Это уже самостоятельная военная сила, на минуточку. С которой считаются.

Осколки Тмутараканского княжества возьмем, еще одно пополнение стройных рядов бродников. Очевидный их крен… против некоторых половецких орд. Обозначение военного нейтралитета. С черниговским Владимиром Давыдычем они воюют в междоусобице, рядом с половцами нанятыми. В других документах тоже наемничают. Венгерский король Андраш II даже землицу назначил в 1223 году где-то в степи специальную. Называл «terra Brodnia» — «земля Бродников», не указанную в картах.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Об этой «земле» знает Папа Римский Григорий IX в 1227 году. Географически определяя ее своей буллой — в Придунавье, территории современной Молдавии, западной Румынии. Многие исследователи считают этих «западных бродников» военной силой, формировавшей Молдавское княжество. В нижнем междуречье Прута и Сирета, помогая валахам и некоторым славянским племенам. С князем Иваном Бердлаником эти бродники взяли порт Олешье в устье Днепра, перехватили всю торговлишку…

Дунайские бродники еще отметились, в 1217 году. Помогая болгарскому царевичу Ивану Арсеню II взойти на престол. Нашли его у половцев, в изгнании, в Галицко-Волынском княжестве похлопотали о нейтралитете — вернули того в Болгарию. Взяли долгой осадой Тырново. Короновали в 1218 году изгоя. Потом подоспели монголы… Вместе с ними они громили Венгерское королевство Бэлы IV в 1242 году, потом долго ему угрожали. Жалился венценосец на них Папе Римскому…



Тонкий момент один



Население Приазовья и Дона стало терпеть притеснения от Золотой Орды когда? 
Правильно, в ходе принятия «татарами» ислама. 
До этого момента никаких проблем не было в этом вопросе, данных не припоминаю. Кого упорно гоняли нукеры чингизидов? 
Половцев. 
Тактично обходя поселения бродников. Подчинились те добровольно, как некоторые народы Кавказа? Или тоже к половецким ханам претензии имели? Союз сходу заключили с пришельцами. Интересно, кто же были те загадочные посредники? Не те ли торговые люди, старательно расчищающие себе спокойные дорожки к городам Крыма и Кавказа?

Воевода Плоскиня на «Калке окаянной» делает странный выбор вроде. Славянское имя, воевода… крест целует перед князьями. Но нашел какой-то общий язык с … кара-киданями тумена Джебе, урянхаями Субедея-багатура. И той солянкой, что они притащили с собой. Аланы, черкесы… кто за зипунами согласился сходить. Половецкого Хана Котяна до нитки обобрать, в землю вогнать. От самых Дербентских ворот многие шли. Русский Мстислав Удатный всей этой кампании — враг. Половецкий родственник… С союзниками своими.

Кара-кидани тумена Джебе — несториане и ариане. А не пойми какое духовенство бродников очень быстро занимает подобающее положение при дворе Батыя. Для всех христиан будущей Золотой Орды в 1261 году была основана особая епархия — Сарайская. Кого окормляла эта «Сарская и Подонская»? Явно не невольников. Как только появляется «иго окаянное» — бродников из летописей, как корова языком…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)

Ответ пока один просматривается. Воинское сословие, «тюрки-монголы», очень быстро притерлись к бродникам. Такому же воинскому сословию. Объединительный фактор: военный союз, контроль над неспокойным пока Дешт-и-Кипчаком, охрана речной торговли, общая религия со многими «ордынцами». 
Христианства в самых необременительных толкованиях. Вплоть до полу-язычества. Которое даже ханы монгольские демонстрировали. 
Трения и неустройства начались со времен хана Узбека, как государственной религией ислам объявили. Раскол бродничества произошел очевидный.

Одни в Литву и на Русь подались, поближе к тем границам. Другие в Ханства ордынские, после погрома Тамерлана. Не меняя рода занятий. Сохраняя признаки воинского сословия, военную выборную демократию. Безразличные к национальности, более щепетильными стали в вопросах веры. 

Так и потерялись…в летописях. Одни отюречились сильно, другие — более русские черты приобрели. По очевидным причинам, так миграционные потоки стали работать.

На Волге их «татарами» окликали сначала, потом явление стало более конкретным. Как глубокая трещина стала проходить между полу-мусульманами и ортодоксами ислама. Так этноним «татары» окончательно закрепился лишь за теми, кто ушел в Крымское и Казанское Ханства.
Оставшиеся стали «казаками» — в переводе «свободными людьми». Безразличные к принципиальным религиозным вопросам, разделившим всю Евразию мракобесием и нетерпимостью. Как это в воинском сословии работает — другой статьей. А пока…


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

(Иллюстрация из открытых источников)


Выводы делаем.

Искать корни казачества (на юге) стоит в среде бродников, без вариантов. 
Исторические источники рыть бесполезно. Не имея централизации, это социальное и военное явление невозможно нащупать в какой-либо государственной конструкции. Оно не могло быть осознано окружающими государствами. Разбойники, наемники, союзники, беглые холопы, искатели удачи, изгои и прочая… 
Одни бродники были более — аланскими, черкескими, торкскими, берендейскими. 
Другие — чуть больше славянскими, варяжскими, «русью изначальной» отдает от их ухваток сильно.

Не потому ли их назвали на Руси — «свои поганые»? Не то христиане неправильные, не то — «нехристи». Но родные, плоть от плоти, заблудшие… 
Они и дальше чудили в этих тонких вопросах. Создавая в своей среде вообще невозможные конструкты религиозные. Какое там ромейство, несторианство или арианство… 
Элементы ислама даже замечались, подозреваю. Неспроста «погаными» — казаки были еще в XVI веке, о чем прямо писал Татищев.

Потом не против этого ли взбунтовал обитателей Дона Кондрат Булавин? Всеми силами противился вмешательству Москвы в вопросы веры. В 1707 году прямо прописал в своем воззвании:

«Зло на нас умышляют, жгут и казнят напрасно, вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают. А вы ведаете, как наши деды и отцы на всем Поле жили и как оное тогда крепко держалось…чтобы нам его вовсе не потерять, должно защищать единодушно и в том бы все мне дали твердое слово и клятву».


«Истинная вера» — старообрядчество такое, до реформ Никона? Протест против насаждение Москвой «эллинской веры», никонианства? Только вот какой была та… «старая вера»? Очень толстые вопросы… 

Но об этом — в другой раз…


_________________
Путин: воплощение идей социализма в России было далеко от сути

"Все обвиняли царский режим в репрессиях.

А с чего началось становление советской власти?
С массовых репрессий.
Я уже не говорю про масштаб, он просто такой наиболее вопиющий.
Пример — это уничтожение, расстрел царской семьи вместе с детьми.
Но могли бы быть еще какие-то идейные соображения по поводу того, чтобы искоренить, так сказать, возможных наследников.
Но зачем убили доктора (царской семьи) Боткина?
Зачем убили всю прислугу?
Людей, в общем-то, пролетарского происхождения.
Ради чего?
Ради того, чтобы скрыть преступление"

Россия, вперед!

Россия, вперед!
Carpal tunnel
Carpal tunnel
Интересно, почему жиды так не любят и боятся казаков? В хазарское время разошлись? Или память поротой задницы с царских времен?

Троцкий писал: Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно

Прибалт

Прибалт
Гуру
Гуру
Расказачивание: Красный террор против казаков




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


24 января 1919 года вышла директива Оргбюро ЦК РКП(б) "Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах", которая стала началом и руководством к осуществлению политики расказачивания. Сопроводительное письмо от 29 января подписал Яков Свердлов.


Историки до сих пор спорят, когда вышла эта директива. То ли когда состоялось Оргбюро ЦК РКП(б) (24 января), то ли когда было написано сопроводительное письмо Свердлова (29 января)?..


Да и само авторство директивы вызывает разные толкования исследователей: Свердлов (Р.А. Медведев), Сталин (Г. Магнер) или Сырцов (Л.И. Футорянский) написали текст? Есть ещё мнение, что сама директива была принята по настоянию Льва Троцкого (Т.В. Грачёва).


Интересно, что текст сопроводительного письма Якова Свердлова так до сих пор и не опубликован (насколько мне известно).


Как бы там ни было в реальности, понятно, что директива начала реализовываться большевиками на практике. И пока многое ещё остаётся скрытым в архивах, будем считать, что Яков Свердлов, по крайней мере, был согласен с директивой, раз написал к ней сопроводительное письмо. 


"Кожаные" против казаков



В первые годы после Октябрьской революции коммунистов называли "кожаные", так как многие из них ходили в кожаной форме, взятой с царских складов (в эти "шведские" куртки одевали в основном царских авиаторов, инженеров, автомобилистов).


Свердлов, по воспоминаниям Троцкого, "ходил в коже с ног до головы, т.е. от сапог до кожаной фуражки" ("Вокруг Октября") и был не только по одежде, но и по всему своему внутреннему складу радикальным большевиком.


Политика расказачивания практиковалась в рамках проводимого большевистским государством массового красного террора по отношению ко всем инакомыслящим, инакодействующим и инакоживущим, бывшим верноподданным Российской Империи.
Как формулировал основные признаки красного террора Феликс Дзержинский:


Это устрашение, аресты и уничтожение врагов революции по принципу их классовой принадлежности или роли их в прошлые дореволюционные периоды
(см. его интервью сотруднику "Укророста": Известия ВУЦИК, 1920, 9 мая).


Для большевиков казаки были не только классово чуждым элементом, но и, что более важно, это было военное сословие, игравшее контрреволюционную роль "в прошлые дореволюционные периоды", участвовавшее в подавлении большинства революционных выступлений.


По замыслу большевиков-марксистов, русское казачество как отдельное и привилегированное военное сословие должно было быть целенаправленно и планомерно уничтожено. Такова была масштабная месть революционеров своим дореволюционным "гонителям". 

Откровенность большевистских документов



В выпущенной в 1919 году директиве Оргбюро ЦК РКП(б) "Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах" говорилось: "Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск заставляет нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. 


Поэтому необходимо:


[list="list list_ordered wk6Ta1A unit_text_m"]
[*]
Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.


[*]
Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.


[*]
Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.


[*]
Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном и во всех других отношениях.


[*]
Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.


[*]
Выдавать оружие только надёжным элементам из иногородних.


[*]
Вооружённые отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.


[/list]
Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твёрдость и неуклонно проводить настоящие указания".


В большевистских организациях, непосредственно действовавших в казачьих местностях, директива "творчески" развивалась и дополнялась.


В "Проекте административно-территориального раздела Уральской области" от 4 марта 1919 года указывалось:


Поставить в порядок дня политику репрессий по отношению к казачеству, политику экономического и как подобного ему красного террора… С казачеством как с обособленной группой населения нужно покончить.


Не остался в стороне и Лев Троцкий, издавший приказ №171 РВС Южного фронта "О расказачивании":


"В этих видах учреждённые приказом Реввоенсовета Южфронта ревкомы и временные полковые военно-полевые трибуналы должны через посредство опроса так называемых иногородних, а также путём массовых обысков в занимаемых станицах и хуторах и вообще всяких селениях на Дону обнаруживать и немедленно расстреливать :


а) всех без исключения казаков , занимавших служебные должности по выборам или по назначению: окружных и станичных атаманов, их помощников, урядников, судей и проч.;


б) всех без исключения офицеров красновской армии ;


в) вообще всех активных деятелей красновской контрреволюции ;


г) всех без исключения агентов самодержавия, приютившихся на Дону, начиная с министров и кончая полицейскими;

д) активных представителей российской контрреволюции , собравшихся на Дону;


е) всех без исключения богатых казаков ;


ж) всех, у кого после объявленного срока о сдаче оружия таковое будет найдено;


з) имущество расстрелянных конфискуется и передаётся в распоряжение ревкомов для удовлетворения потребностей рабочих и малоимущего населения из иногородних;


и) лица и целые группы казачества , которые активного в борьбе с Советской властью участия не принимали, но которые внушают большие опасения, подлежат усиленному надзору и в случае необходимости аресту и препровождению вглубь страны по специальным указаниям Реввоенсовета Южного фронта. Имущество таких лиц не конфискуется, а передаётся во временное распоряжение и использование ревкома..." и т.д.


Непосредственно ответственное за расказачивание "подразделение" партии Донбюро ВКП(б) в лице его секретаря А. Френкеля предлагало центру массово переселить казаков "внутрь России", а на их место переселить не казачье население. Причём интересна апелляция к центру: "Эти мероприятия под силу только центру, где должна быть образована особая комиссия для разработки этого вопроса. И к этому необходимо приступить срочно… всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться "…


Подобных человеконенавистнических документов можно привести много, и наверняка в наших архивах таких неопубликованных документов хранится ещё немало. Но размеры статьи не позволяют этого сделать.


Важно констатировать сам факт происходившего тогда: большевистское государство, проводя политику военного коммунизма и красного террора в отношении казачества, пошло на массовые преступления во имя удержания власти в своих руках.


Окончательные цифры убитых и репрессированных казаков только ещё предстоит подсчитать в будущем. 


Но в нашем распоряжении есть перепись 1926 года, которая говорит о том, что 
на Дону осталось всего 50,4% казаков (759 402) по сравнению с 1917 годом (1 507 178). 
На Урале – ещё меньше (44%): из 166 365 (1916 год) осталось 73 300 (1925). 
А в Оренбургском крае из 672 000 после 1920 года проживало всего 420 000 (65%).


Репрессии первых постреволюционных лет после относительного перерыва на НЭП с новой силой разразились в 1930-1931 годах, когда было репрессировано и депортировано не менее 300 000 казаков. А потом были ещё и 1937-1938 годы и так далее…


Казаки были реабилитированы только после падения коммунистической власти – Указом Президента РФ "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (1992), который постановил "осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей".


_________________
Путин: воплощение идей социализма в России было далеко от сути

"Все обвиняли царский режим в репрессиях.

А с чего началось становление советской власти?
С массовых репрессий.
Я уже не говорю про масштаб, он просто такой наиболее вопиющий.
Пример — это уничтожение, расстрел царской семьи вместе с детьми.
Но могли бы быть еще какие-то идейные соображения по поводу того, чтобы искоренить, так сказать, возможных наследников.
Но зачем убили доктора (царской семьи) Боткина?
Зачем убили всю прислугу?
Людей, в общем-то, пролетарского происхождения.
Ради чего?
Ради того, чтобы скрыть преступление"

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Начать новую тему  Ответить на тему

Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения