Христиане не должны есть телятину?
31 января 2020
Много веков подряд на Руси существовал запрет на употребление в пищу телятины. Он был даже жестче, чем запрет у евреев употреблять свинину. Откушав молодой говядины, русский человек рисковал попрощаться с жизнью. Вот что писал француз Маржерет, побывавший в России вначале XVII века: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии».
Нарушение запрета очень жестоко каралось властями. Шведский дипломат Петрей, бывший послом в Русском царстве в начале того же XVII столетия, пересказывал такую историю: «… Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человеческого мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…». Курляндский путешественник и авантюрист, служивший в России во второй половине XVII века, Яков Рейтенфельс в своем «Сказание о Московии» рассказывал предание о том, как Иван Грозный приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка. Остается историческим фактом, что в 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль только сообщением, что царь не настоящий, ибо ест телятину. Вот что писал немец Конрад Буссов, бывший очевидцем тех событий: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят».
До сих пор до конца непонятно, почему русская церковная традиция запрещала есть телятину. Есть версии, что первоначально он был вызван заботой крестьянина о сохранении молодняка, — в убое теленка с целью полакомиться его нежным мясом он видел непростительное расточительство. Затем этот обычай стал традицией и принял характер мистического запрета. Другая гипотеза говорит, что запрет на телятину связан с запретом на молозиво - теленок, питается молоком после рождения , а молоко отелившейся коровы содержит молозиво. Вероятно, это кок-то связано с ветхозаветным запретом употреблять в пищу мясо и молоко, сваренные вместе. Только в конце XVIII века телятина стала блюдом пиршественных столов знати, а позже появилась и на столах более скромных.
Источник: Почему на Руси было строго запрещено есть телятину?
Русская Семерка russian7.ru
После непродолжительно поиска выяснилось, что говядина при Иване Грозном вполне себе была разрешена и употребляема:
"Потом, вошло человек двадцать прислуги; они несли огромные блюда с разными жаркими, как-то: гусями, бараниной, говядиной и другими грубыми мясами;" Рафаэль Барберини, "Relazione di Moscovia Scritta da Raffaello Barberino al conte di Nubarola, Anversa li 16 ottobre, 1565"
В "Домострое" к примеру читаем следующее:
"C Петрова дня в мясоед к столу подают: лебедей, потрох лебяжий, журавлей, цапель, уток, почки заячьи, вырезки жареные, языки говяжьи жареные, баранью грудинку жареную, кур соленых, желудки да шейки куриные, баранину печеную, уху куриную, говядину соленую [...]"
Далее там же:
"Если же не доедят потрохов за осень, пригодятся они в рождественский мясоед, а рубцы и губы, и уши, и ноги коровьи во весь год сгодятся на студень; когда ни делай студень – всегда удовольствие."
То есть запрета на употребление говядины не было. Зато телятину не употребляли:
"Редко и неохотно едят все восточные славяне телятину; разумеется, образованные слои населения составляют исключение. Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше." Зеленин Д.К."Восточнославянская этнография" (с.145 в издании 1991)
Хотя Зеленин называет причинами этого запрета вполне себе хозяйственные мотивы, вполне вероятно, что ранее запрет носил религиозный характер и был присущ именно православию. В частности, об употреблении телятины Лжедмитрием I:
"Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством;"
(Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4)
В православии запреты минимизированы
Христианство практически полностью отказалось от пищевых запретов. Основополагающими в этом стали слова Христа: «...не входящее во устa сквeрнитъ человѣ́кa: но исхoдящее изо устъ, тo сквернитъ челoовѣ́кa» (Мтф.15:11).
Но кое-какие запреты все же сохранились. До сих пор православным запрещено есть:
– идоложертвенное, то есть то, что язычники подносят в жертву своим идолам, невзирая на то, что именно они преподносят: печенье, хлеб конину или тушу быка;
– кровь как субстанцию, в которой содержится душа животного; запрет этот тоже явно призван внушить отвращение к языческим обрядам и обычаям;
– мертвечину, то есть животных, которые умерли своей смертью, пали от болезни или были убиты бескровным путем. Некоторые сюда же относят зверохищное – животных, убитых хищниками.
– удавленину – как частный вариант бескровной жертвы и как подтверждение запрета на употребление крови, которая при таком способе убийства животного остается внутри. Под этот запрет попадают и животные, попавшие в силки.
Нарушение этих запретов стало называться «скверноядением», а люди, которые нарушали запрет, подвергались строгому наказанию.
Иудейские запреты – христианам не важны?
Впервые в христианской литературе термин «скверноядение» появляется в Четвертой книге Маккавеевской, которая была написана предположительно в I веке нашей эры, то есть возможно, почти сразу после Евангельских событий.
Но возникновение самого понятия связывают с сотником Корнилием, который был обращен в христианство самим апостолом Петром. Корнилий был римлянином, а не иудеем, и после его крещения возник ряд вопросов: следует ли христианам – выходцам из других народов обрезаться, как это принято у иудеев? Следует ли им соблюдать всей иудейские обычаи, в том числе – пищевые запреты?
Для решения такого важного вопроса в столице Иудеи был собран собор, на который пришли апостолы, и было решено, что христианам-неевреям нужно придерживаться простых правил: «воздерживаться от идoлoжертвеннoгo и крoви, и удaвленины, и блудa, и не делать другим того, чего себе не хотите. Сoблюдaя сиe, хoрoшo сделаете. Будьте здрaвы» (Деян. 15:29).
Те христиане, кто преступал это правило добровольно – извергались из церкви Христовой, а те, кто поступал так в силу внешних обстоятельств: были в плену, в рабстве, либо нарушали запрет во время голода – подлежали отлучению от Евхаристии на несколько лет и допускались к ней лишь по прочтению над ними специальной очищающей молитвы.
Из крайности в крайность
Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих.
Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц.
Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков. Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле.
Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной.
Особенно были распространены пищевые запреты у старообрядцев и сектантов, например, у старообрядцев-федосеевцев в уставе к скверноядению относят даже чай и сахар, колбасу, кофе, шоколад, мясо ягненка и мясо лебедя. Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена.
Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.
«Пища должна укреплять тело, а не вызывать болезнь» Святитель Василий Великий
Скорее всего, истина где-то посередине. Русский крестьянин, памятуя о том, что телятина — мясо «нечистое», в то же время понимал, что ее употребление в пищу не сулит ему никаких практических выгод. Иными словами, аргументов «против» телятины было немало, но не было ни одного довода «за».
И вот еще интереснее.. "Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из ТЕЛЯЧЬЕЙ КОЖИ, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур. "
https://dzen.ru/media/id/5e25e4f02fda8600b1cfa45c/hristiane-ne-doljny-est-teliatinu-5e3470bc7d508d4055d26b48?utm_r