Китай за 10 лет построил 29000 км скоростных ж/д. Как это получилось
Пока российское правительство в течение 10 лет только планирует первую скоростную дорогу из Москвы до Казани, Китай за этот же срок построил 29 тысяч километров дорог, став абсолютным мировым рекордсменом. Как это удалось и почему один из идеологов железной дороги был приговорен к смертной казни, рассказал Центр транспортных стратегий.
От 0 до 29000 км
Еще в 90-е Китай по степени развития железнодорожного транспорта был довольно отсталой страной. В 1993 году средняя скорость поездов составляла менее 50 км/ч. К концу 90-х началась модернизация путей и была принята программа по увеличению средней скорости поездов, однако к 2006 году правительство осознало, что существующие железные дороги не смогут обеспечить необходимую пропускную способность и скорость для растущего пассажиропотока.
Тогда было решено развивать высокоскоростное сообщение. В 2006 году в Китае была всего одна линия - скоростной маглев из Шанхая в аэропорт. Поезд ходил не по рельсам, а, как говорят в России, «на магнитной подушке». Он и до сих пор является самым быстрым в мире и развивает скорость до 431 км/ч.
Китай вел долгие дискуссии – как строить железные дороги. На рельсах или маглевы. Было решено остановиться на классических путях, поскольку они гораздо дешевле при строительстве и в обслуживании.
В конце 2000-х в Китае появляются первые выделенные скоростные линии, тогда еще не для массового пользования. Тем временем был создан план «4+4» – 4 коридора, ведущих с севера на юг, и 4 коридора с запада на восток. К 2015 году эта сеть была закончена и сейчас является одной из самых скоростных железных дорог. В 2016 году план был расширен до 8+8.
Строили быстро
Китай умудрился построить железные дороги по рекордно низкой цене. Строительство одного километра дороги не превышает 23 млн долл, тогда как в Европе она колеблется в промежутке 25 – 40 млн. В западных странах значительная часть затрат проекта приходится на выкуп земли, а Китай решил не заморачиваться и строить в основном на виадуках.
Кроме того, на строительство железных дорог была переориентирована промышленность. А еще одним фактором экономии стала дешевизна рабочей силы Китая по сравнению с другими странами.
И стали рекордсменами
Как итог – к концу 2018 года длина скоростных линий в Китае приблизилась к отметке в 30 тысяч км. В прошлом сентябре, например, закончили строительство самого протяженного ж/д маршрута в мире. Теперь 2360 км из Пекина в Гонконг можно преодолеть за 8 часов 56 минут.
Китай не намерен останавливаться на достигнутом, однако уже понятно, что основное построено. К 2025 году общая протяженность скоростных линий вырастит «всего» на 9000 км и должна достичь 38 000 км. Теперь жители Китая могу ездить на работу и за 100, и за 200 км. Это все для них – «в пределах часа езды».
Для сравнения – французская сеть скоростных дорог насчитывает 3 220 км, японская 2 700 км. В других странах и того меньше.
С вводом новых скоростных железных дорог железнодорожный транспорт в Китае значительно обогнал по всем показателям авиационный, который долгие годы был номером один в стране по внутренним перевозкам. Рост авиации сдерживает закрытость авиапространства Китая, которое, в основном, контролируется военными, и недоступно для коммерческих рейсов. В 2017 году количество пассажиров скоростных линий превысило 1,7 млрд человек. Средняя цена билета на километр пути составляет 7 центов, тогда как во Франции – 10 центов, а в Испании – 11.
Смертная казнь для министра
Стремительный рост железнодорожного сообщения в Китае связан с именем министра железных дорог Лю Чжицзюня, который занимал эту должность с 2003 по 2013 год. Он был отправлен в отставку на фоне крупных обвинений в коррупции и злоупотреблении властью. Журналисты посчитали, что министр получил больше миллиарда юаней (150 млн долларов) взятками, связанными с различными проектами строительства ж/д. В июле 2013 года его приговорили к смертной казни, однако позже суд заменил ее на пожизненное заключение.
Следующий министр заявил, что качество построенных дорог из-за коррупции оказалось ниже нормы, поэтому на значительной части линии максимальная скорость была снижена с 350 км/ч до 300 км/ч.
В Китае не скрывают – только несколько линий, соединяющих крупнейшие города (вроде маршрута Пекин – Шанхай) будут приносить прибыть. Остальные затраты отобьются или лет через 50-100, или не отобьются никогда. Китайские экономисты спорят, что делать с этим наследством и не утянет ли оно на дно всю китайскую экономику, но правительство считает, что мобильность граждан – залог светлого будущего страны. Поэтому в 2019 году количество скоростных поездов будет доведено до 850, а также будет открыто около 7000 км новых железных дорог, большая часть из которых на этот раз, правда, будут не скоростными.
Пока российское правительство в течение 10 лет только планирует первую скоростную дорогу из Москвы до Казани, Китай за этот же срок построил 29 тысяч километров дорог, став абсолютным мировым рекордсменом. Как это удалось и почему один из идеологов железной дороги был приговорен к смертной казни, рассказал Центр транспортных стратегий.
От 0 до 29000 км
Еще в 90-е Китай по степени развития железнодорожного транспорта был довольно отсталой страной. В 1993 году средняя скорость поездов составляла менее 50 км/ч. К концу 90-х началась модернизация путей и была принята программа по увеличению средней скорости поездов, однако к 2006 году правительство осознало, что существующие железные дороги не смогут обеспечить необходимую пропускную способность и скорость для растущего пассажиропотока.
Тогда было решено развивать высокоскоростное сообщение. В 2006 году в Китае была всего одна линия - скоростной маглев из Шанхая в аэропорт. Поезд ходил не по рельсам, а, как говорят в России, «на магнитной подушке». Он и до сих пор является самым быстрым в мире и развивает скорость до 431 км/ч.
Китай вел долгие дискуссии – как строить железные дороги. На рельсах или маглевы. Было решено остановиться на классических путях, поскольку они гораздо дешевле при строительстве и в обслуживании.
В конце 2000-х в Китае появляются первые выделенные скоростные линии, тогда еще не для массового пользования. Тем временем был создан план «4+4» – 4 коридора, ведущих с севера на юг, и 4 коридора с запада на восток. К 2015 году эта сеть была закончена и сейчас является одной из самых скоростных железных дорог. В 2016 году план был расширен до 8+8.
Строили быстро
Китай умудрился построить железные дороги по рекордно низкой цене. Строительство одного километра дороги не превышает 23 млн долл, тогда как в Европе она колеблется в промежутке 25 – 40 млн. В западных странах значительная часть затрат проекта приходится на выкуп земли, а Китай решил не заморачиваться и строить в основном на виадуках.
Кроме того, на строительство железных дорог была переориентирована промышленность. А еще одним фактором экономии стала дешевизна рабочей силы Китая по сравнению с другими странами.
И стали рекордсменами
Как итог – к концу 2018 года длина скоростных линий в Китае приблизилась к отметке в 30 тысяч км. В прошлом сентябре, например, закончили строительство самого протяженного ж/д маршрута в мире. Теперь 2360 км из Пекина в Гонконг можно преодолеть за 8 часов 56 минут.
Китай не намерен останавливаться на достигнутом, однако уже понятно, что основное построено. К 2025 году общая протяженность скоростных линий вырастит «всего» на 9000 км и должна достичь 38 000 км. Теперь жители Китая могу ездить на работу и за 100, и за 200 км. Это все для них – «в пределах часа езды».
Для сравнения – французская сеть скоростных дорог насчитывает 3 220 км, японская 2 700 км. В других странах и того меньше.
С вводом новых скоростных железных дорог железнодорожный транспорт в Китае значительно обогнал по всем показателям авиационный, который долгие годы был номером один в стране по внутренним перевозкам. Рост авиации сдерживает закрытость авиапространства Китая, которое, в основном, контролируется военными, и недоступно для коммерческих рейсов. В 2017 году количество пассажиров скоростных линий превысило 1,7 млрд человек. Средняя цена билета на километр пути составляет 7 центов, тогда как во Франции – 10 центов, а в Испании – 11.
Смертная казнь для министра
Стремительный рост железнодорожного сообщения в Китае связан с именем министра железных дорог Лю Чжицзюня, который занимал эту должность с 2003 по 2013 год. Он был отправлен в отставку на фоне крупных обвинений в коррупции и злоупотреблении властью. Журналисты посчитали, что министр получил больше миллиарда юаней (150 млн долларов) взятками, связанными с различными проектами строительства ж/д. В июле 2013 года его приговорили к смертной казни, однако позже суд заменил ее на пожизненное заключение.
Следующий министр заявил, что качество построенных дорог из-за коррупции оказалось ниже нормы, поэтому на значительной части линии максимальная скорость была снижена с 350 км/ч до 300 км/ч.
В Китае не скрывают – только несколько линий, соединяющих крупнейшие города (вроде маршрута Пекин – Шанхай) будут приносить прибыть. Остальные затраты отобьются или лет через 50-100, или не отобьются никогда. Китайские экономисты спорят, что делать с этим наследством и не утянет ли оно на дно всю китайскую экономику, но правительство считает, что мобильность граждан – залог светлого будущего страны. Поэтому в 2019 году количество скоростных поездов будет доведено до 850, а также будет открыто около 7000 км новых железных дорог, большая часть из которых на этот раз, правда, будут не скоростными.