В отчётном докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК (октябрь 2017 г.) была выдвинута идея «создания ускоренными темпами инновационного государства». Особо подчёркивалось место и роль инноваций в качестве главной движущей силы, чтобы прорывы в научно-технической сфере направляли всесторонние инновации. По мере роста производительных сил и комплексной государственной мощи Китая, повышения жизненного уровня населения и усиления роли международного влияния КНР на мировой арене всё более важным фактором успехов экономической реформы и построения общества «малого благоденствия» (сяокан) становится развитие науки и техники. Согласно прогнозам социально-экономического развития КНР, доля экономически активного населения станет постепенно снижаться, и Китай уже вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом избыточной рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в том числе — и в сельском хозяйстве. Это означает, что в течение ближайших лет Китай должен будет совершить переход от экстенсивных форм развития производства к интенсивным, к развитию инновационной экономики. Только в этом случае в Китае можно будет решить проблему избыточного населения за пределами рабочего возраста (свыше 60 лет), относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды за счёт внедрения новых энергосберегающих технологий.
Было отмечено быстрое и стабильное развитие экономики за последние годы, что выражаюсь не только в высоких темпах роста ВВП, промышленности и сельского хозяйства, но и в новых достижениях науки и техники. Был осуществлён запуск человека в космос и под воду в батискафе «Цзяолун» («Водяной дракон») на глубину 7200 метров в Марианской впадине на Тихом океане. За этот период были созданы самые быстродействующие суперкомпьютеры в мире «Шэньвэй Тайхучжигуан» или «Sunway Taihu Light» («Свет солнечного пути озера Тайху»), «Тяньхэ» и «Тяньхэ-2» («Млечный путь»), введена в эксплуатацию спутниковая навигационная системы «Бэйдоу» («Северная Медведица») и проведена пробная добыча гидрата природного газа («горючий лед») в Южно-Китайском море. Также была построена сеть высокоскоростных железных дорог общей протяженностью свыше 50 тыс. км и после запуска в серию скоростного поезда «Сетяо» («Гармония») запущен в эксплуатацию для высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) скоростной поезд «Фусин» («Возрождение»), в котором были запатентованы такие изобретения, как интеллектуальная система охлаждения тягового трансформатора поезда, унифицированы устройства механической сцепки вагонов, разъёмы электрооборудования, взаимосвязи и взаимодействия подвижного состава. В результате КНР с 2000 г. переместилась с 6-го на 1-е место по объёму ВВП по паритету покупательной способности, с 8-го на 1-е местопо объёму внешней торговли, заметно выроста совокупная государственная мощь страны
По мнению руководства КНР, подъём Китая обеспечивается за счёт подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяют большое внимание двум показателям ВВП: удельного веса расходов на образование и на научно-исследовательскую деятельность. На наш взгляд, именно эти меры позволяют Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперёд экономики страны. После «культурной революции» в ЦK КПК было принято четыре основных документа, определяющих стратегические перспективы развития науки и техники:
1) «Решение о реформе в области науки и техники» в 1985 г.;
2) «Решение об ускорении научно-технического прогресса» в 1995 г.;
5) «Решение об усилении научно-технических инноваций, о развитии новых и высоких технологий, о создании отраслей промышленности» в 1999 г.;
4) «Решение о реализации программы развития науки и техники, укреплении собственного иннова-ционного потенциала» в 2006 г.
Но ещё до принятия первого из них уже в первые годы реформ (6-й пятилетний план 1981-1985 гг.) Государственный комитет по науке и технике КНР принял два документа, определяющих основные направления развития науки и техники на много лет вперёд: «Государственный план прорыва в области науки и техники» 1982 года и «Государственный план создания ключевых лабораторий» 1984 года. В рамках первого плана предполагалось развивать основные направления научных исследований для традиционных отраслей промышленности и определять главные направления исследований. В ходе реализации этого плана были определены такие приоритетные направления исследований для китайской науки и техники, как сельское хозяйство, биотехнологии и информатика. В рамках второго плана предусматривалось оказание поддержки и создание соответствующих условий для развития комплексных лабораторий по линии «научно-исследовательский институт - университет - предприятие».
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_44652138be3.jpg
Однако решающее влияние на развитие науки и техники в КНР оказала следующая, 7-я пятилетка (1986-1990 гг.). В эти годы было принято пять различных программ развития науки и техники, в том числе «программа 863» 1986 года, где были поставлены задачи формирования инновационного потенциала Китая в сфере высоких технологий и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Было намечено 19 приоритетных тем исследования для всесторонней поддержки как путём выделения централизованных средств из государственного бюджета, так и из различных фондов. Эти ключевые направления исследований включали в себя информационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, технологии получения сырьевых ресурсов и энергоресурсов, новые материалы, передовое машиностроение и автоматика.
Не менее важное значение для будущего развития науки в Китае имела принятая в 1988 г. «программа Факел», которая предусматривала поддержку создания зон развития новых и высоких технологий и центров инновационных услуг. Было намечено создать к 2005 г. 53 зоны развития новых и высоких технологий и 534 центра инновационных услуг, которые в КНР стали называться «предприятия-инкубаторы» (жунхуаци) и выполняли функции предприятий, создающих высоко-технологичный продукт на базе имеющихся научно-технических разработок в лабораториях вузов и НИИ наподобие так называемых «почтовых ящиков» в СССР. Надо отметить, что практически все такого рода «инкубаторы» в настоящее время находятся на территории зон развития новых и высоких технологий и имеют строго отраслевую специализацию. Именно центры инновационных услуг в зонах развития новых и высоких технологий и являлись своего рода связующим звеном между научными лабораториями и предприятиями, которые могут производить продукцию новых и высоких технологий.
В1986 г. была принята программа «Искра», в рамках которой предусматривалось внедрение достижений науки и техники в сельское хозяйство с целью развития аграрно-промышленного комплекса и постепенной урбанизации китайского села. Для реализации программы «Искра» в 2005 г. большую часть средств (70%) составляли собственные средства предприятий, остальные приходились на банковские кредиты (26,6%) и финансирование из госбюджета (5,4%).
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_56884ab2a5e.jpg
df
Принятые в годы 7-й пятилетки (1986-1990 гг.) «Государственная программа создания новых ключевых видов продукции » (1988 г.) и «Программа внедрения результатов ключевых научных исследований» (1990 г.) были связаны как с разработкой новых видов продукции новых и высоких технологий, так и с внедрением новейших достижений развития науки и техники в традиционные отрасли промышленности.
Однако основные документы, определяющие основные стратегические направления развития науки и техники КНР в XXI веке, были приняты в период 9-й пятилетки (1996-2000 гг.). Безусловно, важнейшим из принятых в эти годы документов в области развития науки и техники, стала принятая Б 1997 г. Государственным комитетом по развитию науки и техники КНР «Программа 973», в соответствии с которой в признанных ключевыми сферах экономию!(сельское хозяйство, энергоресурсы, информатика, охрана окружающей среды, народонаселение и его здоровье, новые ма-териалы) необходимо не только проводить комплексные исследования, но и готовить кадры, обладающие высоким инновационным потенциалом, привлекать обратно в страну отправившихся на учёбу за рубеж студентов, развивать международное сотрудничество и международный обмен. В 1999 г. были приняты ещё три программы развился науки и техники, связанные с развитиями отраслей новых и высоких технологий. В рамках этих программ был создан инновационный фонд развития малых и средних предприятий в области науки и техники, фонд развития научно-исследовательских тем в системе Академии наук Китая и программа действий по торговле инновациями в области науки и техники. Этим фондам предоставлялись различные налоговые и финансовые льготы и выделялись значительные суммы денег на проведение научно-исследовательских работ (НИР). В частности, на каждую тему НИР в СИСКМС Академии наук Китая было выделено от 500 тыс. до 2 млн. юаней (примерно от 2,5 до 10 млн. рублей), а патентная деятельность была возложена на Министерство коммерции и Государственный комитет по науке и технике КНР.
В годы 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) в основном занимались реализацией намеченных в конце XX века программ развития науки и техники. В основном государственная политика в этой области быта в большой степени посвящена предоставлению налоговых и финансовых льгот всем структурам, занимающимся инновационной деятельностью. Такие льготы по вычетам из различных видов налогообложения получили занимающиеся инновациями предприятия на свои расходы по разработке продукта, заработной плате, импорту новых и высоких технологий из-за рубежа. В частности, в отношении такой продукции, как компьютерные платы, интегральные схемы и программное обеспечение, был установлен льготный период, в ходе которого вообще не взимались никакие налоги. Правительствам всех уровней было предписано оказывать финансовую и прочую поддержку инновационным предприятиям.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_537366445ae.jpg
С начала XXI века в КНР особое внимание стаю уделяться развитию нанотехнологий. Руководство Китая включило исследовательскую работу в данной сфере в список отраслей приоритетного финансирования, на эти цели было выделено 500 млн. долл.
В годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) были выделены основные направления развития науки и техники: компьютерные платы и программное обеспечение, технология нового поколения информационных сетей, передовые ЭВМ, биофармацевтика, гражданская авиация, использование спутников и новые материалы. С 2006 г. развитие науки и техники в КНР осуществлялось в соответствии с тремя основными документами правительства КНР по развитию науки и техники: «Го-сударственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг. (2006 год); «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования реформ и развития образования в 2010-2020 гг.» (2010 год); «Государственная долгосрочная и среднесрочная программа планирования развития талантов на 2006-2020 гг.» (2010 г.). В случае реализации этих трёх общегосударственных программ к 2020 году Китай должен войти в ряды стран с экономикой инновационного типа.
Особое внимание уделялось выходу КНР на лидирующие позиции в мире по количеству полученных патентов на изобретения и по количеству опубликованных научных работ и статей. Предусматривалось также снижение зависимости от импорта зарубежных технологий, создание и продвижение на мировом рынке собственных технологических стандартов. При этом выделялось три основных направления развития науки и техники в КНР: энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды, — поскольку недостаточное развитие этих трёх сфер в значительной степени сдерживает темпы социально- экономического развития страны.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_4791767a1f4.jpg
В июне 2017 г. Министерство науки и техники КНР совместно с тремя ведомствами выпустило «Специальный план по национальным фундаментальным исследованиям в годы 13-й пятилетки (2016-2020 гг.)», в котором отмечалось, что «Китай будет по-прежнему оказывать стабильную поддержку фундаментальным исследования, создавать основу будущего научно-технического развития Китая, реализовывать ряд крупных научно-технических проектов в области фун-даментальных исследований, в том числе квантовой связи и квантового компьютера, науки о мозге и исследований в области церебрологии». Было определено 16 проектов, воплощающих основные тенденции научно-технического развития, которые касаются информатики, биологии и других стратегических отраслей.
В каждый из проектов были инвестированы десятки миллиардов юаней и сконцентрированы силы ведущих научно-исследовательских институтов для реализации этих проектов. Быта создана Канцелярия по государственным важным специальным научно-техническим проектам, которая разрабатывает методы реализации этих проектов, утверждает планы их реализации, выдвигает политические установки и рекомендации, контролирует реализацию проектов, разрешает важные проблемы, организует оценку и приёмку. К числу таких проектов относится, например, «Хэгаоцзи» (Ядерные высокие технологии), который направлен на создание основных электронных приборов, высококачественных общеупотребительных микросхем и бытовых программных продуктов. Этот проект обеспечивает повышение качества основных потребительских товаров длительного пользования: мобильных телефонов, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д., - которые уже не могут обойтись без микросхем программного обеспечения. В результате реализации проекта «Хэгаоцзи» удалось добиться заметных успехов в производстве основных электронных компонентов, высококачественных микросхем общего назначения и базового программного обеспечения. В рамках этого проекта разработанные в КНР центральные процессоры (CPU) и системное программное обеспечение уже широко применяются как внутри Китая, так и за рубежом
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_2978166d2c1.jpg
3 января 2013 г. на первом постоянном собрании Госсовета КНР была подчёркнута необходимость усиления поддержки фундаментальных исследований и повышения инновационного потенциала. Помимо государства отдельные крупные фирмы и предприятия также стали уделять внимание и увеличивать инвестиции в фундаментальные исследования. В частности, в октябре корпорация Alibaba официально объявила о создании исследовательской академии DAMO (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook), чтобы заниматься исследованиями в области фундаментальных наук и прорывных инноваций. Корпорация запланировла в течение следующих трёх лет инвестировать более 100 млрд юаней (1 трлн рублей по текущему валютному курсу) в научные исследования и разработки.
Предполагается, что по итогам реализации трёх программ развития науки и техники к 2030 г. общее количество получивших высшее образование достигнет 300 млн чел., численность специалистов — 120 млн чел., общая численность занятых в сфере НИОКР будет ежегодно увеличиваться на 4 млн чел., в том числе учёных и инженеров — на 5,5 млн чел. в год, доля численности занятых в НИОКР достигнет 35% общемирового показателя, по уровню научно-технического потенциала — 30% мирового показателя, а по количеству научных публикаций, принятых патентных заявок, капиталовложений в НИОКР и экспорту продукции новых и высоких технологий Китай выйдет на первое место в мире.
В 1978 г. было 860 китайских студентов, обучающихся за рубежом, в 2001 г. их чисто достигло 83 973, а в 2017 г. — 608400. При этом если в 2001 г. на в КНР посте обучения вернулось 12 245 студента (14,6% от обшей численности), то в 2010 г. — уже 186 200 (56,8%), а в 2017 г. – 480 900(85,4%).
В результате резко выросте чисто принятых и одобренных патентных заявок. Так, если в 1990 г. по всей КНР была сделана всего лишь 41469 патентных заявок, из которых одобрено - только 22 588, то в 2018 г. уже насчитывалось 4,123 млн принятых патентных заявок, из которых 2,447 млн одобрено — почти стократный рост за 28 лет!
За 26 лет, с1991по2017г.,вКНР в 6,6 раза выросло число занятых в НИОКР, а расходы на НИОКР вы-росли с 34,9 млрд юаней в 1995 г. до 1965,7 млрд юаней, или до 2,18% ВВП в 2018 г., то есть рост составил 56,3 раза за 23 года.
На фоне усиливающейся международной конкуренции в области науки и техники для Китая важное значение имеет укрепление фундаментальных исследований. Около 90% современных технологических инноваций являются результатом фундаментальных исследований. Непосредственно связаны с фундаментальными исследованиями технологические прорывы в таких сферах, как спутники, связь, сверхпроводимость, ядерная энергия, авиация, космонавтика, нанотехнологни и др. В области ключевых технологий пока еще Китай зависит от других стран, потому что в стране ощущается нехватка фундаментальных исследован ни. Хотя Китай и добился успехов в области науки и техники, однако собственный инновационный потенциал остается недостаточным, роль науки и техники в развитии экономики пока еще остается невысокой, по-прежнему сохраняется зависимость от импорта, в том числе продукции новых и высоких техно-логий. По мнению руководства КНР, необходимо повышать собственный инновационный потенциал для того, чтобы разрешить вышеуказанные противоречия и ускорить переход от экстенсивной к интенсивной модели экономического роста.
В Китае считают необходимым существенно повысить положение и влияние национальной фунда-ментальной науки в международном научном сообществе. Дополнительно выделяются средства на улучшение условий труда учёных и исследователей, на приглашение и привлечение лучших зарубежных научных кадров, закупки самого современного научного оборудования. Всё это наценено на то, чтобы китайские учёные смогли в целом ряде научных дисциплин достигнуть успехов, соответствующих передовому международному уровню.
В последние годы Китай прилагает огромные усилия для развития международного научного сотрудничества. Китай как равноправный партнёр принимает активное участие в международных программах термоядерного синтеза, изучения генома человека, в международном эксперименте с нейтрино
на Даяваньской АЭС. В последние годы Китай объявил о запуске плана действий по научно-техническим инновациям в рамках инициативы «Один пояс, один путь», главным содержанием которого являются научно-технические и гуманитарные обмены, создание совместных лабораторий, сотрудничество в области научно-технических парков и передача технологий. По данным на конец 2017 г., Китай проводит научно-техническое сотрудничество со 160 странами и регионами, подписал более 110 межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве.
В результате за последние годы в результате быстрого развития фундаментальных наук в КНР активно развивалась инновационная экономика в ряде отраслей науки и техники. Среди наиболее быстро развивающихся отраслей науки и техники и развитие на их базе новых и высоких; технологий следует выделить такие области, как биотехнологии,
информационные технологии, нанотехнологии и наноматериалы, атомная энергетика, авиационные технологии, космические технологии, ракетная техника и возобновляемые источники энергии.
Зоны новых и высоких технологий КНР как фактор развития науки и техники
Тем не менее превращение Китая в технологическую державу во многом зависит от его участия в международном сотрудничестве, в том числе — с транснационапьными корпорациями (ТНК). Для достижения баланса собственных интересов стороны выстраивают систему взаимовыгодных отношений. Рассматривая китайский рынок высокотехнологичной продукции как перспективный и высокодоходный, ТНК стремятся максимально расширять своё присутствие в КНР. Китай же, применяя тактику привлечения и ограничений, осуществляет заимствование технологии и продвигает развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Одновременно вырабатывается комплекс целенаправленных мер, сочетающих элементы государственного и рыночного регулирования; материальные, финансовые, научно- технические средства и кадры концентрируются на развитии и внедрении собственных инноваций.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_272415e3837.jpg
Было отмечено быстрое и стабильное развитие экономики за последние годы, что выражаюсь не только в высоких темпах роста ВВП, промышленности и сельского хозяйства, но и в новых достижениях науки и техники. Был осуществлён запуск человека в космос и под воду в батискафе «Цзяолун» («Водяной дракон») на глубину 7200 метров в Марианской впадине на Тихом океане. За этот период были созданы самые быстродействующие суперкомпьютеры в мире «Шэньвэй Тайхучжигуан» или «Sunway Taihu Light» («Свет солнечного пути озера Тайху»), «Тяньхэ» и «Тяньхэ-2» («Млечный путь»), введена в эксплуатацию спутниковая навигационная системы «Бэйдоу» («Северная Медведица») и проведена пробная добыча гидрата природного газа («горючий лед») в Южно-Китайском море. Также была построена сеть высокоскоростных железных дорог общей протяженностью свыше 50 тыс. км и после запуска в серию скоростного поезда «Сетяо» («Гармония») запущен в эксплуатацию для высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) скоростной поезд «Фусин» («Возрождение»), в котором были запатентованы такие изобретения, как интеллектуальная система охлаждения тягового трансформатора поезда, унифицированы устройства механической сцепки вагонов, разъёмы электрооборудования, взаимосвязи и взаимодействия подвижного состава. В результате КНР с 2000 г. переместилась с 6-го на 1-е место по объёму ВВП по паритету покупательной способности, с 8-го на 1-е местопо объёму внешней торговли, заметно выроста совокупная государственная мощь страны
По мнению руководства КНР, подъём Китая обеспечивается за счёт подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяют большое внимание двум показателям ВВП: удельного веса расходов на образование и на научно-исследовательскую деятельность. На наш взгляд, именно эти меры позволяют Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперёд экономики страны. После «культурной революции» в ЦK КПК было принято четыре основных документа, определяющих стратегические перспективы развития науки и техники:
1) «Решение о реформе в области науки и техники» в 1985 г.;
2) «Решение об ускорении научно-технического прогресса» в 1995 г.;
5) «Решение об усилении научно-технических инноваций, о развитии новых и высоких технологий, о создании отраслей промышленности» в 1999 г.;
4) «Решение о реализации программы развития науки и техники, укреплении собственного иннова-ционного потенциала» в 2006 г.
Но ещё до принятия первого из них уже в первые годы реформ (6-й пятилетний план 1981-1985 гг.) Государственный комитет по науке и технике КНР принял два документа, определяющих основные направления развития науки и техники на много лет вперёд: «Государственный план прорыва в области науки и техники» 1982 года и «Государственный план создания ключевых лабораторий» 1984 года. В рамках первого плана предполагалось развивать основные направления научных исследований для традиционных отраслей промышленности и определять главные направления исследований. В ходе реализации этого плана были определены такие приоритетные направления исследований для китайской науки и техники, как сельское хозяйство, биотехнологии и информатика. В рамках второго плана предусматривалось оказание поддержки и создание соответствующих условий для развития комплексных лабораторий по линии «научно-исследовательский институт - университет - предприятие».
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_44652138be3.jpg
Однако решающее влияние на развитие науки и техники в КНР оказала следующая, 7-я пятилетка (1986-1990 гг.). В эти годы было принято пять различных программ развития науки и техники, в том числе «программа 863» 1986 года, где были поставлены задачи формирования инновационного потенциала Китая в сфере высоких технологий и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Было намечено 19 приоритетных тем исследования для всесторонней поддержки как путём выделения централизованных средств из государственного бюджета, так и из различных фондов. Эти ключевые направления исследований включали в себя информационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, технологии получения сырьевых ресурсов и энергоресурсов, новые материалы, передовое машиностроение и автоматика.
Не менее важное значение для будущего развития науки в Китае имела принятая в 1988 г. «программа Факел», которая предусматривала поддержку создания зон развития новых и высоких технологий и центров инновационных услуг. Было намечено создать к 2005 г. 53 зоны развития новых и высоких технологий и 534 центра инновационных услуг, которые в КНР стали называться «предприятия-инкубаторы» (жунхуаци) и выполняли функции предприятий, создающих высоко-технологичный продукт на базе имеющихся научно-технических разработок в лабораториях вузов и НИИ наподобие так называемых «почтовых ящиков» в СССР. Надо отметить, что практически все такого рода «инкубаторы» в настоящее время находятся на территории зон развития новых и высоких технологий и имеют строго отраслевую специализацию. Именно центры инновационных услуг в зонах развития новых и высоких технологий и являлись своего рода связующим звеном между научными лабораториями и предприятиями, которые могут производить продукцию новых и высоких технологий.
В1986 г. была принята программа «Искра», в рамках которой предусматривалось внедрение достижений науки и техники в сельское хозяйство с целью развития аграрно-промышленного комплекса и постепенной урбанизации китайского села. Для реализации программы «Искра» в 2005 г. большую часть средств (70%) составляли собственные средства предприятий, остальные приходились на банковские кредиты (26,6%) и финансирование из госбюджета (5,4%).
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_56884ab2a5e.jpg
df
Принятые в годы 7-й пятилетки (1986-1990 гг.) «Государственная программа создания новых ключевых видов продукции » (1988 г.) и «Программа внедрения результатов ключевых научных исследований» (1990 г.) были связаны как с разработкой новых видов продукции новых и высоких технологий, так и с внедрением новейших достижений развития науки и техники в традиционные отрасли промышленности.
Однако основные документы, определяющие основные стратегические направления развития науки и техники КНР в XXI веке, были приняты в период 9-й пятилетки (1996-2000 гг.). Безусловно, важнейшим из принятых в эти годы документов в области развития науки и техники, стала принятая Б 1997 г. Государственным комитетом по развитию науки и техники КНР «Программа 973», в соответствии с которой в признанных ключевыми сферах экономию!(сельское хозяйство, энергоресурсы, информатика, охрана окружающей среды, народонаселение и его здоровье, новые ма-териалы) необходимо не только проводить комплексные исследования, но и готовить кадры, обладающие высоким инновационным потенциалом, привлекать обратно в страну отправившихся на учёбу за рубеж студентов, развивать международное сотрудничество и международный обмен. В 1999 г. были приняты ещё три программы развился науки и техники, связанные с развитиями отраслей новых и высоких технологий. В рамках этих программ был создан инновационный фонд развития малых и средних предприятий в области науки и техники, фонд развития научно-исследовательских тем в системе Академии наук Китая и программа действий по торговле инновациями в области науки и техники. Этим фондам предоставлялись различные налоговые и финансовые льготы и выделялись значительные суммы денег на проведение научно-исследовательских работ (НИР). В частности, на каждую тему НИР в СИСКМС Академии наук Китая было выделено от 500 тыс. до 2 млн. юаней (примерно от 2,5 до 10 млн. рублей), а патентная деятельность была возложена на Министерство коммерции и Государственный комитет по науке и технике КНР.
В годы 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) в основном занимались реализацией намеченных в конце XX века программ развития науки и техники. В основном государственная политика в этой области быта в большой степени посвящена предоставлению налоговых и финансовых льгот всем структурам, занимающимся инновационной деятельностью. Такие льготы по вычетам из различных видов налогообложения получили занимающиеся инновациями предприятия на свои расходы по разработке продукта, заработной плате, импорту новых и высоких технологий из-за рубежа. В частности, в отношении такой продукции, как компьютерные платы, интегральные схемы и программное обеспечение, был установлен льготный период, в ходе которого вообще не взимались никакие налоги. Правительствам всех уровней было предписано оказывать финансовую и прочую поддержку инновационным предприятиям.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_537366445ae.jpg
С начала XXI века в КНР особое внимание стаю уделяться развитию нанотехнологий. Руководство Китая включило исследовательскую работу в данной сфере в список отраслей приоритетного финансирования, на эти цели было выделено 500 млн. долл.
В годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) были выделены основные направления развития науки и техники: компьютерные платы и программное обеспечение, технология нового поколения информационных сетей, передовые ЭВМ, биофармацевтика, гражданская авиация, использование спутников и новые материалы. С 2006 г. развитие науки и техники в КНР осуществлялось в соответствии с тремя основными документами правительства КНР по развитию науки и техники: «Го-сударственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг. (2006 год); «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования реформ и развития образования в 2010-2020 гг.» (2010 год); «Государственная долгосрочная и среднесрочная программа планирования развития талантов на 2006-2020 гг.» (2010 г.). В случае реализации этих трёх общегосударственных программ к 2020 году Китай должен войти в ряды стран с экономикой инновационного типа.
Особое внимание уделялось выходу КНР на лидирующие позиции в мире по количеству полученных патентов на изобретения и по количеству опубликованных научных работ и статей. Предусматривалось также снижение зависимости от импорта зарубежных технологий, создание и продвижение на мировом рынке собственных технологических стандартов. При этом выделялось три основных направления развития науки и техники в КНР: энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды, — поскольку недостаточное развитие этих трёх сфер в значительной степени сдерживает темпы социально- экономического развития страны.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_4791767a1f4.jpg
В июне 2017 г. Министерство науки и техники КНР совместно с тремя ведомствами выпустило «Специальный план по национальным фундаментальным исследованиям в годы 13-й пятилетки (2016-2020 гг.)», в котором отмечалось, что «Китай будет по-прежнему оказывать стабильную поддержку фундаментальным исследования, создавать основу будущего научно-технического развития Китая, реализовывать ряд крупных научно-технических проектов в области фун-даментальных исследований, в том числе квантовой связи и квантового компьютера, науки о мозге и исследований в области церебрологии». Было определено 16 проектов, воплощающих основные тенденции научно-технического развития, которые касаются информатики, биологии и других стратегических отраслей.
В каждый из проектов были инвестированы десятки миллиардов юаней и сконцентрированы силы ведущих научно-исследовательских институтов для реализации этих проектов. Быта создана Канцелярия по государственным важным специальным научно-техническим проектам, которая разрабатывает методы реализации этих проектов, утверждает планы их реализации, выдвигает политические установки и рекомендации, контролирует реализацию проектов, разрешает важные проблемы, организует оценку и приёмку. К числу таких проектов относится, например, «Хэгаоцзи» (Ядерные высокие технологии), который направлен на создание основных электронных приборов, высококачественных общеупотребительных микросхем и бытовых программных продуктов. Этот проект обеспечивает повышение качества основных потребительских товаров длительного пользования: мобильных телефонов, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д., - которые уже не могут обойтись без микросхем программного обеспечения. В результате реализации проекта «Хэгаоцзи» удалось добиться заметных успехов в производстве основных электронных компонентов, высококачественных микросхем общего назначения и базового программного обеспечения. В рамках этого проекта разработанные в КНР центральные процессоры (CPU) и системное программное обеспечение уже широко применяются как внутри Китая, так и за рубежом
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_2978166d2c1.jpg
3 января 2013 г. на первом постоянном собрании Госсовета КНР была подчёркнута необходимость усиления поддержки фундаментальных исследований и повышения инновационного потенциала. Помимо государства отдельные крупные фирмы и предприятия также стали уделять внимание и увеличивать инвестиции в фундаментальные исследования. В частности, в октябре корпорация Alibaba официально объявила о создании исследовательской академии DAMO (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook), чтобы заниматься исследованиями в области фундаментальных наук и прорывных инноваций. Корпорация запланировла в течение следующих трёх лет инвестировать более 100 млрд юаней (1 трлн рублей по текущему валютному курсу) в научные исследования и разработки.
Предполагается, что по итогам реализации трёх программ развития науки и техники к 2030 г. общее количество получивших высшее образование достигнет 300 млн чел., численность специалистов — 120 млн чел., общая численность занятых в сфере НИОКР будет ежегодно увеличиваться на 4 млн чел., в том числе учёных и инженеров — на 5,5 млн чел. в год, доля численности занятых в НИОКР достигнет 35% общемирового показателя, по уровню научно-технического потенциала — 30% мирового показателя, а по количеству научных публикаций, принятых патентных заявок, капиталовложений в НИОКР и экспорту продукции новых и высоких технологий Китай выйдет на первое место в мире.
Развитие образвоания и науки КНР за годы реформ
По большому счёту, в сфере науки и техники Китай в основном занимался копированием лучших зарубежных научно-технических разработок и был в состоянии адаптировать их применительно к уровню развития производства в стране. Но, как было признано в проводимом Академии инженерных наук Китая исследовании по проблемам подготовки инженерно-технических кадров в сфере инноваций, которое проводилось в 2008-2009 гг., далеко не во всех областях науки и техники китайские научно-технические работники были в состоянии изобрести что-то принципиально новое. С целью изменения данной ситуации и развития инновационной экономики в Китае было принято решение, направленное на подготовку качественно новых кадров инженерно-технических работников. За 40 лет, с 1978 по 2018 г., резко увеличилась численность студентов, выпускников вузов и аспирантов. Если в 1978 г. в КНР насчитывалось 856 тыс. студентов, 165 тыс. выпускников вузов и 10,7 тыс. аспирантов, то в 2018 г. уже было 28,31 млн студентов, 7,533 млн выпускников вузов и 2,731 млн аспирантов.В 1978 г. было 860 китайских студентов, обучающихся за рубежом, в 2001 г. их чисто достигло 83 973, а в 2017 г. — 608400. При этом если в 2001 г. на в КНР посте обучения вернулось 12 245 студента (14,6% от обшей численности), то в 2010 г. — уже 186 200 (56,8%), а в 2017 г. – 480 900(85,4%).
В результате резко выросте чисто принятых и одобренных патентных заявок. Так, если в 1990 г. по всей КНР была сделана всего лишь 41469 патентных заявок, из которых одобрено - только 22 588, то в 2018 г. уже насчитывалось 4,123 млн принятых патентных заявок, из которых 2,447 млн одобрено — почти стократный рост за 28 лет!
За 26 лет, с1991по2017г.,вКНР в 6,6 раза выросло число занятых в НИОКР, а расходы на НИОКР вы-росли с 34,9 млрд юаней в 1995 г. до 1965,7 млрд юаней, или до 2,18% ВВП в 2018 г., то есть рост составил 56,3 раза за 23 года.
На фоне усиливающейся международной конкуренции в области науки и техники для Китая важное значение имеет укрепление фундаментальных исследований. Около 90% современных технологических инноваций являются результатом фундаментальных исследований. Непосредственно связаны с фундаментальными исследованиями технологические прорывы в таких сферах, как спутники, связь, сверхпроводимость, ядерная энергия, авиация, космонавтика, нанотехнологни и др. В области ключевых технологий пока еще Китай зависит от других стран, потому что в стране ощущается нехватка фундаментальных исследован ни. Хотя Китай и добился успехов в области науки и техники, однако собственный инновационный потенциал остается недостаточным, роль науки и техники в развитии экономики пока еще остается невысокой, по-прежнему сохраняется зависимость от импорта, в том числе продукции новых и высоких техно-логий. По мнению руководства КНР, необходимо повышать собственный инновационный потенциал для того, чтобы разрешить вышеуказанные противоречия и ускорить переход от экстенсивной к интенсивной модели экономического роста.
В Китае считают необходимым существенно повысить положение и влияние национальной фунда-ментальной науки в международном научном сообществе. Дополнительно выделяются средства на улучшение условий труда учёных и исследователей, на приглашение и привлечение лучших зарубежных научных кадров, закупки самого современного научного оборудования. Всё это наценено на то, чтобы китайские учёные смогли в целом ряде научных дисциплин достигнуть успехов, соответствующих передовому международному уровню.
В последние годы Китай прилагает огромные усилия для развития международного научного сотрудничества. Китай как равноправный партнёр принимает активное участие в международных программах термоядерного синтеза, изучения генома человека, в международном эксперименте с нейтрино
на Даяваньской АЭС. В последние годы Китай объявил о запуске плана действий по научно-техническим инновациям в рамках инициативы «Один пояс, один путь», главным содержанием которого являются научно-технические и гуманитарные обмены, создание совместных лабораторий, сотрудничество в области научно-технических парков и передача технологий. По данным на конец 2017 г., Китай проводит научно-техническое сотрудничество со 160 странами и регионами, подписал более 110 межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве.
В результате за последние годы в результате быстрого развития фундаментальных наук в КНР активно развивалась инновационная экономика в ряде отраслей науки и техники. Среди наиболее быстро развивающихся отраслей науки и техники и развитие на их базе новых и высоких; технологий следует выделить такие области, как биотехнологии,
информационные технологии, нанотехнологии и наноматериалы, атомная энергетика, авиационные технологии, космические технологии, ракетная техника и возобновляемые источники энергии.
Зоны новых и высоких технологий КНР как фактор развития науки и техники
Тем не менее превращение Китая в технологическую державу во многом зависит от его участия в международном сотрудничестве, в том числе — с транснационапьными корпорациями (ТНК). Для достижения баланса собственных интересов стороны выстраивают систему взаимовыгодных отношений. Рассматривая китайский рынок высокотехнологичной продукции как перспективный и высокодоходный, ТНК стремятся максимально расширять своё присутствие в КНР. Китай же, применяя тактику привлечения и ограничений, осуществляет заимствование технологии и продвигает развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Одновременно вырабатывается комплекс целенаправленных мер, сочетающих элементы государственного и рыночного регулирования; материальные, финансовые, научно- технические средства и кадры концентрируются на развитии и внедрении собственных инноваций.
http://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_272415e3837.jpg