С 1931 года в Советском Союзе велись работы над уникальным проектом, получившим название "Звено". В первые недели Великой Отечественной войны он был весьма успешно использован во время рейдов советской авиации на нефтехранилища в Румынии.
"Русский день" ранее рассказывал, почему в СССР столь активно и долго работали над этим проектом.
Напомним, что носителями были выбраны бомбардировщики ТБ-3. Правда, их производство в 1937 году свернули. А по итогам многочисленных испытаний в 1938 году остановились на варианте на одном бомбардировщике-носителе с двумя истребителями. Этот вариант получил название "Звено-СПБ" ("составной пикирующий бомбардировщик").
Советские "авианосцы" впервые вылетели на боевое задание 26 июля 1941 года. Вообще говоря, их предполагалось использовать для конкретной цели атаки на дунайский Мост Карла I. Его пытались атаковать обычные бомбардировщики, но неудачно.
Однако для начала "Звено-СПБ" отправили на бомбежку нефтехранилища в румынском порту Констанца. Атака была произведена так, как это и задумывалось: примерно в 40 километров от цели от носителей отделились истребители И-16, которые точно поразили цель. Противник даже не понял, что над портом появились советские самолеты румыны и немцы приняли их за своих. Ошибочность подобного мнения стала понятна, когда над нефтехранилище посыпались бомбы.
Спустя несколько дней, 10 августа 1941 года, был атакован тот самый Мост Карла I. Рейд был повторен спустя три дня так сказать, для закрепления результата (во время первого рейда один носитель вернулся с полпути из-за технической неисправности). Мосту был нанесен существенный ущерб. Кроме того, был поврежден проходивший рядом с ним нефтепровод.
Эффективность "Звена-СПБ" была очень неплохой.
13 августа 1941 Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ, мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства.
« ответ генерала Коробкова: ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150шт.) »
После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрилии (так что в строю стало 5 носителей). А через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.
Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей.
29 августа 1941, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов.
Капитан Шубиков не вернулся из обычного боя 2 октября 1941 года, во время штурмовки Ишуньских позиций на И-16.
"Русский день" ранее рассказывал, почему в СССР столь активно и долго работали над этим проектом.
Напомним, что носителями были выбраны бомбардировщики ТБ-3. Правда, их производство в 1937 году свернули. А по итогам многочисленных испытаний в 1938 году остановились на варианте на одном бомбардировщике-носителе с двумя истребителями. Этот вариант получил название "Звено-СПБ" ("составной пикирующий бомбардировщик").
Советские "авианосцы" впервые вылетели на боевое задание 26 июля 1941 года. Вообще говоря, их предполагалось использовать для конкретной цели атаки на дунайский Мост Карла I. Его пытались атаковать обычные бомбардировщики, но неудачно.
Однако для начала "Звено-СПБ" отправили на бомбежку нефтехранилища в румынском порту Констанца. Атака была произведена так, как это и задумывалось: примерно в 40 километров от цели от носителей отделились истребители И-16, которые точно поразили цель. Противник даже не понял, что над портом появились советские самолеты румыны и немцы приняли их за своих. Ошибочность подобного мнения стала понятна, когда над нефтехранилище посыпались бомбы.
Спустя несколько дней, 10 августа 1941 года, был атакован тот самый Мост Карла I. Рейд был повторен спустя три дня так сказать, для закрепления результата (во время первого рейда один носитель вернулся с полпути из-за технической неисправности). Мосту был нанесен существенный ущерб. Кроме того, был поврежден проходивший рядом с ним нефтепровод.
Эффективность "Звена-СПБ" была очень неплохой.
13 августа 1941 Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ, мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства.
« ответ генерала Коробкова: ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150шт.) »
После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрилии (так что в строю стало 5 носителей). А через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.
Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей.
29 августа 1941, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов.
Капитан Шубиков не вернулся из обычного боя 2 октября 1941 года, во время штурмовки Ишуньских позиций на И-16.