1
Честное расследование по «Боингу» станет крючком для Коломойского
Сегодня, 23 октября в Гааге пройдет пресс-конференция на тему «Катастрофа МН-17. Что не так с расследованием?» Поводом обсудить трагедию 5-летней давности, унесшую жизни 298 человек, стал новый документальный фильм независимых журналистов «MH17 - Призыв к справедливости» (в оригинале - MH17 – Call for Justice).
Презентация отнюдь не случайное событие. А потому оно и повергло официальный Киев в состояние легкой паники. Профессор Кейс ван дер Пейл, и три журналиста Макс ван дер Верф, Яна Ерлашова и Стефан Бек не скрывают, что несмотря на незавершенность официального расследования катастрофы, так называемое «цивилизованное сообщество» назначило виновниками Россию и ополченцев Донбасса. Однако у независимых экспертов остается масса вопросов и сомнений. В частности, свою уверенность в предвзятости расследования ван дер Пейл изложил в книге «Крушение самолета МН17. Украина и новая холодная война».
За последние полгода вокруг истории с Боингом так много изменилось, что сама по себе презентация фильма может стать очень важным гвоздем в гроб пока еще «официальной» версии «международной следственной комиссии». А если рассыплется эта версия, то придется искать другую, в которой роль нынешнего серого кардинала Украины Игоря Коломойского может быть одной из ключевых.
Что не так в официальной версии?
Если кратко, то все. Начиная с процедуры сбора доказательной базы и оканчивая изначальной предвзятостью в выводах. Что нетрудно объяснить наличием официальных представителей Киева в ее составе, которые вместо расследования трагедии по всем международным правилам, делали все, чтобы направить следствие по единственно-верной, по их мнению, версии «российского следа».
Именно поэтому члены следственной комиссии забыли и до сих пор не допросили даже диспетчеров, которые вели рейс в тот злополучный день. А диспетчерам следователи должны были задать всего один важнейший вопрос, кто и по какой причине дал команду изменить маршрут следования? И почему это случилось только в день трагедии? Ведь сегодня уже очевидно, что, если бы рейс МН17 17 июля 2014 года летел по своему обычному маршруту, никакой трагедии бы не случилось.
Но кто-то эту команду днепропетровскому центру управления полетов отдал, а потом и спрятал от всех того самого диспетчера (кстати, кто-то из членов следственной комиссии может назвать его фамилию?). А между тем именно с этого всегда все подобные расследования и начинаются.
Вместо этого в материалах дела есть масса «улик», собранных СБУ, которые прямыми и назвать-то нельзя. А косвенным доказательством чьей-то вины они могут служить только если определить все обстоятельства произошедшего. А вот с этим, как раз и есть очень большие проблемы.
Не помогла Киеву даже спецоперация СБУ по похищению с территории ДНР бывшего ополченца ПВОшника Владимира Цемаха, который за несколько месяцев пребывания в украинском СИЗО так и не дал нужных показаний. А потому его, видимо, и пришлось включить в список для обмена и по-тихому отдать обратно через Москву на Донбасс (чтобы его показания не сбивали следствие с «верного» пути).
А еще, судя по расследованию авторов фильма, на очень нехорошие мысли наводит тот факт, что представители Киева, а затем и США упорно хотели заполучить черные ящики «Боинга» прежде, чем те попали бы в руки следственной комиссии.
И все это дало повод Малайзии усомниться и потребовать проведения правильного расследования, в котором рассматриваются бы все возможные версии случившегося, а не сразу и однозначно были назначены все виновные.
Именно об этом и говорится в новом фильме, презентации которого в Гааге так боится украинская сторона. И ее опасения не случайны.
Смена позиции Европы
Впервые с высокой европейской трибуны о том, что именно Киев несет ответственность за сбитый над ее территорией Боинг, сказал весной во время предвыборных дебатов с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте, лидер голландской евроскептической партии «Форум за демократию» Тьерри Боде. Его версия безупречна в своей логике. Киев по его же собственным словам знал (материалы есть в руках следственной комиссии), что гражданским самолетам в этом районе грозит опасность, но район для полета не закрыл. И это грубейшее нарушение международных правил обеспечения безопасности полетов, за которое Киев и должен отвечать, включая и выплату компенсаций членам семей погибших.
А если уж быть и вовсе точным, то еще в 2015 году Совет по безопасности Нидерландов (DSB) вынес однозначный вердикт в виновности украинской стороны (вследствие непринятия мер безопасности полетов), которому на уровне правительства страны в угоду политической конъюнктуры просто несколько лет не давали ход.
И только теперь, когда депутаты нидерландского парламента потребовали дополнительно расследования, дело сдвинулось с мертвой точки и об том начали писать в местной прессе. А отсюда и такой большой интерес к демонстрации нового фильма Яны Ерлашовой и Макса Ван дер Верфа.
Каковы могут быть последствия
Для Киева самые безрадостные. Судя по всему, политикам Нидерландов надоело играть в американскую игру под названием «назначь Россию крайней», и они решили далее действовать по принятым правилам, требующим назначить Киев виновным в трагедии со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
Во-первых, они будут политическими. Уже одно признание вины Киева позволяет резко изменить тональность публикаций в СМИ, что по общеевропейским понятиям заставит замолчать и многих политиков-русофобов. Одно дело быть в мейнстриме, и совсем другое идти против него. И далеко не каждый готов ради интересов США поставить на кон свое политическое будущее.
Во-вторых, последствия будут экономическими. Несколько сот миллионов долларов компенсационных выплат будут для Киева болезненной пощечиной. А еще, после удовлетворения требований пострадавшей стороны, интерес к ней сильно уменьшится, что не позволит так активно использовать ее далее для давления на Москву.
Ну и в-третьих, обнародование фактов нарушения процедуры расследования и требования к Киеву предоставить для допроса злополучного диспетчера, могут поставить в очень неловкое положение именно тех, в чьих руках сегодня находится вся полнота власти на Украине. Я говорю об Игоре Коломойском, который во время трагедии был главой Днепропетровской областной администрации и который таким образом мог быть причастен и к самой трагедии, и к сокрытию улик, указывающих на вину Киева.
А это придает всей истории совершенно иной подтекст, о котором конечно, никто и никогда не скажет публично.