автор
Артемий Троицкий
работник субкультуры
С первой до последней минуты картины Сталин лежит в гробу, и это само по себе радует.
Новый фильм Сергея Лозницы сделан по тому же принципу, что и годовалой давности ПРОЦЕСС (о показательном суде над «Промпартией» в ноябре/декабре 1931 года) — только и исключительно архивные материалы, отреставрированные и перемонтированные. Фактически, это авторский ремикс советского документального эпоса ВЕЛИКОЕ ПРОЩАНИЕ, снятого весной 1953 года по случаю водворения в мавзолей великого вождя — и тут же положенного «на полку» ввиду стремительного изменения политической конъюнктуры. ПРОЦЕСС произвёл жуткое, гнетущее впечатление: на протяжении двух часов несчастные «враги народа», в-основном, благообразные пожилые интеллигенты, старательно каялись и оговаривали самих себя и друг друга. (На самом деле, как известно, весь вредительский заговор был на 100% инсценирован и никакой «Промпартии» в помине не было…) Тощая фантазия Кафки не шла ни в какое сравнение с садистским концептом Сталина: окончательным ничтожеством людей перед торжествующей мясорубкой государства и гипнозом лживой пропаганды. Ужас.
ГОСПОХОРОНЫ, напротив, воодушевили: много раз за время просмотра я ловил себя на том, что улыбаюсь, а однажды даже в голос рассмеялся. Это когда показали подобострастно изогнутую группу корифеев советской культуры — художников и скульпторов — согнанных в Дом Союзов для запечатления охлаждённого отца народов на одре и сцен народной скорби. А так — интересно было в режиме, приближенном к реальному времени, наблюдать за картинкой и выхватывать знакомые лица: Чжоу Энь-лай (председателя Мао не было), Долорес Ибаррури, Вальтер Ульбрихт, даже молодой Чаушеску в военном кителе… И наша славная компашка, памятная по чёрной комедии ПОХОРОНЫ СТАЛИНА: деловые Берия и Хрущёв, Микоян с бегающими глазками, оцепеневший истукан Маленков, сумрачно-непроницаемый Молотов. Коктейля его имени очень не хватило на мероприятии в холодный мартовский денёк. Странно, что среди толпы маршалов я не заприметил главного — Жукова. Может, его там и не было? Короче, несмотря (и даже смотря) на беспрестанно рыдающих на экране советских людей, было весело. Похороны Ужаса.
Лозница всё обставил максимально тактично (слово «уважительно», я думаю, тут неуместно) — ни малейшей отсебятины! Ни кадра о знаменитой давке, унесшей сотни жизней, ни тени иронии в звуковом сопровождении — Lacrimosa, траурный Шопен, Пятая Чайковского. Единственное микро-хулиганство, что режиссёр себе позволил — это закадровая «Колыбельная» Блантера/Исаковского («Спи, мой сыночек!») в самом финале. И то, не уверен, что это было правильно. А так — фильм вполне можно показывать хоть на дне рождения Зюганова. Кроме заключительных титров: «25 миллионов расстрелянных и замученных в лагерях, 15 миллионов умерших от голода…» Важная постлюдия ко всенародной любви.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОХОРОНЫ (да ещё и в контексте современной обстановочки и популярной статистики) уже в который раз подводят к простой истине: покуда народ российский не избавится от извращенческой, рабской тяги и поклонения собственному палачу, ничего путного в нашей стране не будет. Конечно, это условие не достаточное для построения прекрасной России будущего, но условие необходимое. И бесспорное. Увы, старался в этом направлении что-то сделать один Хрущёв. Он понимал, чем грозит. Остальные наши два «прогрессиста», Горби и Ельцин, были увлечены другими вещами и в главном схалтурили.