Президент России Владимир Путин усомнился в том, что россияне почувствовали на себе эффект от реализации национальных проектов в уходящем году. Об этом глава государства заявил на совещании в Кремле 25 декабря.
«Самый главный, ключевой результат, которого нам предстоит добиться — это реальные перемены к лучшему в жизни людей, перемены, которые почувствуют наши граждане. Не уверен, что у большинства людей есть сейчас такие ощущения», — сказал Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
Правда, глава государства не столько критиковал нацпроекты как таковые, сколько посетовал, что россияне не всегда в курсе, какие результаты приносит их реализация, и сослался на опросы, в том числе проведенные Федеральной службой охраны.
Такие настроения подтверждают исследования и других организаций. Так, согласно опросу ВЦИОМ, большинство граждан оценили 2019 год, как сложный для страны. 43% респондентов назвали уходящий год трудным, еще 15% посчитали, что он был «очень тяжелым». Позитивно к этому периоду отнеслись только 30% граждан, и лишь 4% назвали уходящий год удачным.
При этом личные оценки оказались более оптимистичны. Для 47% участников опроса и их семей год стал хорошим. 33% рассказали о том, что 2019-й дался им тяжело. 53% опрошенных надеются, что в следующем году станет лучше. 43% предполагают, что будет трудно.
Такие оценки легко объяснить, если учесть, что в экономике особых успехов за последний год не произошло. Да, по официальным прогнозам рост ВВП по итогам года составит 0,8%-1,3%, а реально располагаемые доходы россиян впервые с 2014 года должны вырасти на 0,8%. Однако на фоне падения в предыдущие годы эти суммы практически не ощущаются, тем более с учетом инфляции. Хотя рост цен и находится на низком уровне в 3,5−4% (в основном из-за низкой же покупательной способности населения), это все равно выше роста доходов.
Несмотря на официальную статистику, другие цифры говорят о том, что в финансовом плане радоваться россиянам особо нечему. Например, в том же опросе ВЦИОМ выяснилось, что на новогодние расходы — подарки, застолье и развлечения — жители страны намерены потратить в среднем всего 10 478 рублей. Этот показатель стал минимальным за последние пять лет. В прошлом году сумма составляла 13 755 рублей, а в 2017-м — 14 299 рублей. То есть получается, что доходы, зарплаты и пенсии вроде как растут, а вот траты почему-то неуклонно снижаются.
Что касается пенсий, как рассказал недавно глава ПФР Антон Дроздов, они растут темпами выше инфляции, однако учитывая то, какая низкая база была изначально, средние цифры тоже получаются смехотворными. Даже по прогнозам ПФР после 18-процентного роста к 2022 году средняя пенсия будет на уровне 18 тысяч рублей. Это меньше, чем получают пенсионеры сейчас, например, в Эстонии, и на 10% не дотягивает до стандартов Международной организации труда по коэффициенту замещения утраченного заработка.
Неудивительно, что в опросе ВЦИОМ пенсионная реформа, которая вообще-то была провозглашена еще в 2018-м, была названа одним из главных событий и этого года. По словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, этот год обошелся без таких громких негативных событий, поэтому повышение пенсионного возраста все еще продолжает оставаться волнующей темой. Несмотря на это, социальные настроения россиян немного поднялись, но могли бы вырасти куда сильнее, если бы не слабые экономические показатели.
«Объективно ситуация не особо хуже, чем в прошлом году. Пенсионная реформа — событие 2018-го, но она так запомнилась людям, что они до сих пор не могут отойти от нее. Она сохраняет актуальность и на долгосрочную перспективу, потому что у людей поменяется возраст выхода на пенсию, что тоже делает реформу актуальной и неприятной», — отметил политолог Алексей Макаркин.
Несмотря на все это, Владимир Путин считает, что в целом реализация нацпроектов и развитие экономики идет правильным путем, разве что недостаточно быстрыми темпами. Так, на том же совещании он поспорил с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным, который заявил, что в нынешнем виде нацпроекты не приведут к достижению национальных целей, закрепленных в указе главы государства.
«Сейчас динамика по национальным целям не везде позитивная. У нас есть и по естественному приросту, по бедности, по приросту экономики значения ниже, чем дано в указе», — заявил Кудрин.
Он также выразил сомнения в том, что с 2021 года экономика страны будет расти на 3% и более, так как нацпроекты «не дают такой критической массы, таких шагов, которые вывели бы нас на эту траекторию роста». Запланированных мер не хватит для развития секторов, которые могли бы стать потенциальными драйверами экономики, особенно это касается науки, образования и здравоохранения. В качестве примера глава Счетной палаты привел Германию, где на образование тратится на 1,2% ВВП больше, то есть около 1900 долларов на человека против 650 долларов в России.
Тем не менее, президент не согласился с тем, что нацпроекты не дают результаты в здравоохранении и образовании. По его словам, без них не было бы и нынешнего уровня.
«Хотя, конечно, в других экономиках, которые прошли определенные этапы развития, там на эти направления выделяется больше ресурсов, это правда», — сказал президент.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, то за годы стагнации экономики терпение населения постепенно подходит к концу, поэтому даже несмотря на то, что в этом году не было таких болезненных событий как пенсионная реформа, люди склонны воспринимать ситуацию негативно. Тем более, что и ярких поводов для позитива особо нет, а нацпроекты слишком абстрактны для восприятия и еще не продемонстрировали свою эффективность.
— Основная причина таких настроений в том, что в широком смысле запас прочности населения исчерпан. У людей сформировался запрос на изменения к лучшему здесь и сейчас. Именно поэтому и не работает идея нацпроектов, которая она обещает улучшение ситуации когда-то в будущем, апеллируя к абстрактным моментам.
Например, когда недавно на пресс-конференции Владимира Путина спросили о том, почему в медицине ни пациенты недовольны услугами, ни врачи зарплатами, он начал говорить о 550 миллиардах инвестиций в здравоохранение, о том, что будет построено и реконструировано 10 тысяч зданий, закуплено 27 тысяч транспортных средств и так далее. Получается, что у населения в силу исчерпанности своего «жирового запаса» есть острая потребность изменений к лучшему здесь и сейчас, а власть этот запрос удовлетворить не может. Она обещает улучшение, но в отдаленном будущем. В этом и заключается серьезная проблема. Президент обозначил ее вчера на совещании, но не обозначил пути ее решения.
Все это влияет на уровень социального оптимизма населения, которое даже в отсутствии серьезных катаклизмов и плохих новостей перспектив для себя не видит. Призма, через которую люди смотрят на ситуацию, носит затемненный характер, все воспринимается в негативном ключе.
«СП»: — Алексей Кудрин раскритиковал нацпроекты в их нынешнем виде, возможны ли какие-то изменения их параметров?
— Думаю, никаких изменений в курсе реализации нацпроектов не будет, просто потому, что стимулов для этого нет. Владимир Путин уже заявил, что реализация нацпроектов в нынешнем виде способна обеспечить позитивный эффект.
Другое дело, что президент заявил о недопустимости пересмотра параметров нацпроектов. А в реальности явочным порядком, хотя и не совсем открыто, эти параметры уже пересматриваются.
«СП»: — Каким образом?
— Например, по нацпроекту «Доступное жилье» показатели на ближайшие два года уже снижены. Де-факто они снижены до уровня в 75 миллионов квадратных метров жилья в год. Это объем, который рынок может обеспечить и без всяких нацпроектов.
Второй важный момент в том, что постепенно происходит отказ от оперативной отчетности, а это значит, что общественность все меньше будет способна контролировать в ежегодном режиме параметры реализации нацпроектов.
Бюрократия умеет тихой сапой делать то, что ей нужно. Это не будет открытый и явный отказ от нацпроектов. Просто будет заявлено, что нужно на первое время снизить некоторые показатели. А потом окажется, как с программой «Доступное жилье», что это те показатели, на которые рынок и так бы вышел. Возникает вопрос, зачем тогда инвестировать деньги в нацпроекты?
Чисто гипотетически, такая же история возможна и с другими нацпроектами. Уже звучали заявления о том, что кассовое исполнение по некоторым проектам не очень высокое. Хотя на бумаге ситуация наверняка будет выглядеть лучше, чем в реальности, потому что когда дело касается отчетности, российская бюрократия на высоте.
«Самый главный, ключевой результат, которого нам предстоит добиться — это реальные перемены к лучшему в жизни людей, перемены, которые почувствуют наши граждане. Не уверен, что у большинства людей есть сейчас такие ощущения», — сказал Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
Правда, глава государства не столько критиковал нацпроекты как таковые, сколько посетовал, что россияне не всегда в курсе, какие результаты приносит их реализация, и сослался на опросы, в том числе проведенные Федеральной службой охраны.
Такие настроения подтверждают исследования и других организаций. Так, согласно опросу ВЦИОМ, большинство граждан оценили 2019 год, как сложный для страны. 43% респондентов назвали уходящий год трудным, еще 15% посчитали, что он был «очень тяжелым». Позитивно к этому периоду отнеслись только 30% граждан, и лишь 4% назвали уходящий год удачным.
При этом личные оценки оказались более оптимистичны. Для 47% участников опроса и их семей год стал хорошим. 33% рассказали о том, что 2019-й дался им тяжело. 53% опрошенных надеются, что в следующем году станет лучше. 43% предполагают, что будет трудно.
Такие оценки легко объяснить, если учесть, что в экономике особых успехов за последний год не произошло. Да, по официальным прогнозам рост ВВП по итогам года составит 0,8%-1,3%, а реально располагаемые доходы россиян впервые с 2014 года должны вырасти на 0,8%. Однако на фоне падения в предыдущие годы эти суммы практически не ощущаются, тем более с учетом инфляции. Хотя рост цен и находится на низком уровне в 3,5−4% (в основном из-за низкой же покупательной способности населения), это все равно выше роста доходов.
Несмотря на официальную статистику, другие цифры говорят о том, что в финансовом плане радоваться россиянам особо нечему. Например, в том же опросе ВЦИОМ выяснилось, что на новогодние расходы — подарки, застолье и развлечения — жители страны намерены потратить в среднем всего 10 478 рублей. Этот показатель стал минимальным за последние пять лет. В прошлом году сумма составляла 13 755 рублей, а в 2017-м — 14 299 рублей. То есть получается, что доходы, зарплаты и пенсии вроде как растут, а вот траты почему-то неуклонно снижаются.
Что касается пенсий, как рассказал недавно глава ПФР Антон Дроздов, они растут темпами выше инфляции, однако учитывая то, какая низкая база была изначально, средние цифры тоже получаются смехотворными. Даже по прогнозам ПФР после 18-процентного роста к 2022 году средняя пенсия будет на уровне 18 тысяч рублей. Это меньше, чем получают пенсионеры сейчас, например, в Эстонии, и на 10% не дотягивает до стандартов Международной организации труда по коэффициенту замещения утраченного заработка.
Неудивительно, что в опросе ВЦИОМ пенсионная реформа, которая вообще-то была провозглашена еще в 2018-м, была названа одним из главных событий и этого года. По словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, этот год обошелся без таких громких негативных событий, поэтому повышение пенсионного возраста все еще продолжает оставаться волнующей темой. Несмотря на это, социальные настроения россиян немного поднялись, но могли бы вырасти куда сильнее, если бы не слабые экономические показатели.
«Объективно ситуация не особо хуже, чем в прошлом году. Пенсионная реформа — событие 2018-го, но она так запомнилась людям, что они до сих пор не могут отойти от нее. Она сохраняет актуальность и на долгосрочную перспективу, потому что у людей поменяется возраст выхода на пенсию, что тоже делает реформу актуальной и неприятной», — отметил политолог Алексей Макаркин.
Несмотря на все это, Владимир Путин считает, что в целом реализация нацпроектов и развитие экономики идет правильным путем, разве что недостаточно быстрыми темпами. Так, на том же совещании он поспорил с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным, который заявил, что в нынешнем виде нацпроекты не приведут к достижению национальных целей, закрепленных в указе главы государства.
«Сейчас динамика по национальным целям не везде позитивная. У нас есть и по естественному приросту, по бедности, по приросту экономики значения ниже, чем дано в указе», — заявил Кудрин.
Он также выразил сомнения в том, что с 2021 года экономика страны будет расти на 3% и более, так как нацпроекты «не дают такой критической массы, таких шагов, которые вывели бы нас на эту траекторию роста». Запланированных мер не хватит для развития секторов, которые могли бы стать потенциальными драйверами экономики, особенно это касается науки, образования и здравоохранения. В качестве примера глава Счетной палаты привел Германию, где на образование тратится на 1,2% ВВП больше, то есть около 1900 долларов на человека против 650 долларов в России.
Тем не менее, президент не согласился с тем, что нацпроекты не дают результаты в здравоохранении и образовании. По его словам, без них не было бы и нынешнего уровня.
«Хотя, конечно, в других экономиках, которые прошли определенные этапы развития, там на эти направления выделяется больше ресурсов, это правда», — сказал президент.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, то за годы стагнации экономики терпение населения постепенно подходит к концу, поэтому даже несмотря на то, что в этом году не было таких болезненных событий как пенсионная реформа, люди склонны воспринимать ситуацию негативно. Тем более, что и ярких поводов для позитива особо нет, а нацпроекты слишком абстрактны для восприятия и еще не продемонстрировали свою эффективность.
— Основная причина таких настроений в том, что в широком смысле запас прочности населения исчерпан. У людей сформировался запрос на изменения к лучшему здесь и сейчас. Именно поэтому и не работает идея нацпроектов, которая она обещает улучшение ситуации когда-то в будущем, апеллируя к абстрактным моментам.
Например, когда недавно на пресс-конференции Владимира Путина спросили о том, почему в медицине ни пациенты недовольны услугами, ни врачи зарплатами, он начал говорить о 550 миллиардах инвестиций в здравоохранение, о том, что будет построено и реконструировано 10 тысяч зданий, закуплено 27 тысяч транспортных средств и так далее. Получается, что у населения в силу исчерпанности своего «жирового запаса» есть острая потребность изменений к лучшему здесь и сейчас, а власть этот запрос удовлетворить не может. Она обещает улучшение, но в отдаленном будущем. В этом и заключается серьезная проблема. Президент обозначил ее вчера на совещании, но не обозначил пути ее решения.
Все это влияет на уровень социального оптимизма населения, которое даже в отсутствии серьезных катаклизмов и плохих новостей перспектив для себя не видит. Призма, через которую люди смотрят на ситуацию, носит затемненный характер, все воспринимается в негативном ключе.
«СП»: — Алексей Кудрин раскритиковал нацпроекты в их нынешнем виде, возможны ли какие-то изменения их параметров?
— Думаю, никаких изменений в курсе реализации нацпроектов не будет, просто потому, что стимулов для этого нет. Владимир Путин уже заявил, что реализация нацпроектов в нынешнем виде способна обеспечить позитивный эффект.
Другое дело, что президент заявил о недопустимости пересмотра параметров нацпроектов. А в реальности явочным порядком, хотя и не совсем открыто, эти параметры уже пересматриваются.
«СП»: — Каким образом?
— Например, по нацпроекту «Доступное жилье» показатели на ближайшие два года уже снижены. Де-факто они снижены до уровня в 75 миллионов квадратных метров жилья в год. Это объем, который рынок может обеспечить и без всяких нацпроектов.
Второй важный момент в том, что постепенно происходит отказ от оперативной отчетности, а это значит, что общественность все меньше будет способна контролировать в ежегодном режиме параметры реализации нацпроектов.
Бюрократия умеет тихой сапой делать то, что ей нужно. Это не будет открытый и явный отказ от нацпроектов. Просто будет заявлено, что нужно на первое время снизить некоторые показатели. А потом окажется, как с программой «Доступное жилье», что это те показатели, на которые рынок и так бы вышел. Возникает вопрос, зачем тогда инвестировать деньги в нацпроекты?
Чисто гипотетически, такая же история возможна и с другими нацпроектами. Уже звучали заявления о том, что кассовое исполнение по некоторым проектам не очень высокое. Хотя на бумаге ситуация наверняка будет выглядеть лучше, чем в реальности, потому что когда дело касается отчетности, российская бюрократия на высоте.