Средний размер пенсий в России к 2022 году вырастет на 18,26%, составив 18 290 рублей. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. У людей, достигших 80-летнего возраста, размер пенсии увеличивается на размер фиксированной выплаты, размер которой в 2020 году составляет 5 686 руб.
Впрочем, вряд ли озвученные уже в который раз цифры добавят радости пенсионерам, да и большинству россиян. Пожилые люди вынуждены сегодня выживать в среднем на нищенские 15 тысяч. А от пенсионеров будущих все чаще приходится слышать опасения и вовсе остаться без пенсии — никто не знает, какие идеи по реформированию многострадальной пенсионной системы могут родиться в головах чиновников.
Можно лишь надеяться, что после последней пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста сразу на пять лет, «реформаторы» впредь будут осторожнее.
Кстати, претензии большинства депутатов в ходе встреч с новым премьером Михаилом Мишустиным касались именно авторов всевозможных реформ последних лет, в том числе пенсионной. Эти персоны, по мнению многих экспертов, и есть главные кандидаты на вылет из правительства. Не исключено, что попрощаться со своим креслом может и глава ПФР Дроздов, к которому также накопилось немало вопросов. Касаются они и его заявлений об отсутствии денег на индексацию работающим пенсионерам, и начисления унизительных надбавок, и многого другого.
Однако ожидать отмены принятых ранее изменений в пенсионное законодательство и, следовательно, снижения пенсионного возраста вряд ли стоит. Новый премьер на встрече с фракцией КПРФ накануне своего утверждения в Госдуме заявил, что пока ничего менять не планирует.
«По пенсионной реформе сейчас, лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами», — считает Михаил Мишустин.
С доходами населения разбираться придется точно. На сегодняшний день они вызывают не меньше вопросов, чем пенсии. И кстати, низкие зарплаты могут помешать реализации еще одной идее по реформированию пенсионной системы — внедрению Гарантированного пенсионного продукта.
Как ранее писала «Свободная пресса», граждане могут позволить себе начать копить на пенсию при доходе от 45 тысяч рублей, однако в 2019 году модальное значение зарплаты составило 23,5 тысячи. А это значит, что не о накоплениях приходиться думать, а о том, как прокормить себя и семью да за коммунальные услуги заплатить. Будет ли новое правительство продолжать продвигать ГПП или, как говорит премьер, не будет пока ничего трогать, покажет ближайшее время. Уходящее правительство рассчитывало уже к июлю 2020 года принять соответствующий закон.
Проблемам возможной очередной пенсионной реформы была посвящена отдельная дискуссия, прошедшая в рамках Гайдаровского форума. Как считает руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ Минфина России Евсей Гурвич, эффективная работа накопительной пенсионной системы возможна только в условиях экономического роста, «сама по себе она палочкой-выручалочкой не станет».
По мнению участников форума, новой пенсионной реформы в России не избежать, и она может оказаться еще более радикальной, чем повышение пенсионного возраста. Существующая система не обеспечивает защиты граждан от нищенской старости.
Как считает замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, когда самозанятых и работников с зарплатами «в конвертах» становится все больше, правительству, видимо, придется сокращать охват населения страховой пенсионной системой.
Новости СМИ2
«Но в таком случае неизвестно, на что люди будут жить как в ранние пенсионные годы, когда они еще могут работать, так и после 75 лет. Возможно, в долгосрочной перспективе стоит подумать о введении чего-то вроде базового дохода в старости», — цитирует эксперта «Росбалт».
В свою очередь глава Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин, обращает внимание на снижение темпов роста фонда оплаты труда. Если в 20 веке он составлял более 5%, то сейчас менее 1,5%. В этом, по его мнению, причина кризиса системы.
Доцент РАНХиГС Константин Добромыслов также считает, что в связи с изменением рынка труда подходы к пенсионной системе в дальнейшем будут меняться.
— Приходит цифровизация, которая повлечет за собой снижение занятости. Чем производительней будет труд, тем меньше людей потребуется в производстве. Соответственно, люди лишатся возможности заработать необходимый стаж, занятость будет нерегулярной.
Проблем в социальной сфере возникнет достаточно много. Но у нас есть время над этим подумать, потому что это случится не сегодня-завтра, а лет через 15−20.
«СП»: — В последнее время активно обсуждается система ГПП, которая может стать очередным этапом пенсионной реформы. На ваш взгляд, нужны ли изменения в пенсионной сфере или, как предлагает новый премьер, лучше уже оставить как есть?
— Это нельзя считать реформой, ГПП является не основной составляющей в пенсионной системе, а дополнительной. Он входит не в обязательную систему, а в добровольную. Принципиально такой институт у нас уже существует. Это НПФ, негосударственные пенсионные фонды, где можно на добровольных началах выбрать пенсионный план и копить деньги себе на старость. Можно говорить только о целесообразности введения ГПП и его плюсах и недостатках.
Принципиальных изменений не предполагается. В обязательном пенсионном страховании был накопительный компонент, который сегодня является замороженным. Скорее всего, он постепенно будет выведен из обязательного пенсионного страхования и переведен в добровольную форму.
«СП»: — В советское время люди понимали, какая пенсия их ждет, и она позволяла пенсионерам хоть и не роскошно, но нормально жить. Почему же сейчас старики оказались фактически на грани выживания? Почему существовавшая система рухнула?
— Достаточно большое влияние оказывает демографический фактор. К сожалению, экономически активное население у нас составляет 75 млн. человек, а добросовестных плательщиков страховых взносов всего порядка 55−58 млн. А пенсионеров у нас 40 млн. За счет этого расхождения в 15−18 млн. человек, которые не платят ничего в социальные фонды, наполнение Пенсионного фонда не так велико. Но в том виде, в котором выплачивается пенсия и страховые взносы, система сбалансирована.
«СП»: — Что все-таки нужно сделать, чтобы реально повысить пенсию?
— Есть несколько путей. Увеличить страховой тариф, который сегодня в сумме составляет 22%. Чтобы выйти на нормальные размеры пенсии, по крайней мере, соответствующие международным нормам, тариф должен быть 28%. То есть часть процентов надо где-то добрать. Плюс привлечь в пенсионную систему 15 млн. человек, которые работают, но ничего туда не платят. Это самозанятые и другие люди свободных профессий. Правительству надо решить эти две задачи.
Сегодня коэффициент замещения — величина, которая говорит о том, насколько пенсия замещает утраченный заработок - в среднем у нас составляет порядка 33−35%. Мировые рекомендации по норме пенсионного обеспечения — 40%. А в Европе стандарты даже выше, чем мировые рекомендации МОТ (Международная организация труда — ред.).
Мы все прекрасно знаем, что у нас сегодня официальная средняя заработная плата около 45 тысяч. От этой суммы возьмите 22%. Если работающих сейчас 58 млн., получающих пенсии 40 млн., то ясно, сколько работников содержат одного пенсионера — чуть больше одного. Вот и получается та средняя пенсия, которую имеем сегодня.
Нет никаких секретов. Нужна только политическая воля и воля общества договорится, насколько страна готово обеспечить нетрудоспособных, получающих пенсии. Как только договорятся, что платить надо 28% и платить должны все, тогда вырастут пенсии.
«СП»: — Но если поднять эти взносы, а зарплаты маленькие, не получится ли так, что работодатели и работники окончательно уйдут в теневые зарплаты?
— Сегодня уже не уйдут. У нас хорошо настроена налоговая система, которая отслеживает, кто и сколько получает. Работать «в темную» сегодня рискованно. У нас единственный сектор, который тяжело выявлять — самозанятые. А у них небольшие доходы, и им тяжело участвовать в пенсионной системе. Тогда их надо выводить из нее, они не будут получать пенсию.
Но у нас пенсионная система настроена иначе — в стране всеобщий охват пенсионной системой. В Конституции записано, что у нас социальное государство, а значит, всех должно обеспечить пенсией. Независимо от того платил или нет и какая у него будет пенсия — страховая или социальная. Все равно все пойдет из общего бюджета за счет добросовестных плательщиков.
«СП»: — Если отойти от процентов и посмотреть на реальные цифры, какая на сегодняшний день должна быть пенсия, чтобы человек не бедствовал?
— Все зависит еще от того, где человек живет. У нас достаточно большая дифференциация прожиточной корзины по регионам. Где-то и 15 тысяч неплохие деньги, а где-то и 30 тысяч не хватает. По Москве желательно не меньше 40 тысяч, а иначе концы с концами не сведешь.
Необходимо поработать над выравниванием дифференциации между регионами прожиточного минимума. Законодательство предусматривает, что если у человека по расчету получилась маленькая пенсия, то государство доплачивает до прожиточного минимума. Элемент выравнивания достаточно большой и сокращает дифференциацию пенсий.
Впрочем, вряд ли озвученные уже в который раз цифры добавят радости пенсионерам, да и большинству россиян. Пожилые люди вынуждены сегодня выживать в среднем на нищенские 15 тысяч. А от пенсионеров будущих все чаще приходится слышать опасения и вовсе остаться без пенсии — никто не знает, какие идеи по реформированию многострадальной пенсионной системы могут родиться в головах чиновников.
Можно лишь надеяться, что после последней пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста сразу на пять лет, «реформаторы» впредь будут осторожнее.
Кстати, претензии большинства депутатов в ходе встреч с новым премьером Михаилом Мишустиным касались именно авторов всевозможных реформ последних лет, в том числе пенсионной. Эти персоны, по мнению многих экспертов, и есть главные кандидаты на вылет из правительства. Не исключено, что попрощаться со своим креслом может и глава ПФР Дроздов, к которому также накопилось немало вопросов. Касаются они и его заявлений об отсутствии денег на индексацию работающим пенсионерам, и начисления унизительных надбавок, и многого другого.
Однако ожидать отмены принятых ранее изменений в пенсионное законодательство и, следовательно, снижения пенсионного возраста вряд ли стоит. Новый премьер на встрече с фракцией КПРФ накануне своего утверждения в Госдуме заявил, что пока ничего менять не планирует.
«По пенсионной реформе сейчас, лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами», — считает Михаил Мишустин.
С доходами населения разбираться придется точно. На сегодняшний день они вызывают не меньше вопросов, чем пенсии. И кстати, низкие зарплаты могут помешать реализации еще одной идее по реформированию пенсионной системы — внедрению Гарантированного пенсионного продукта.
Как ранее писала «Свободная пресса», граждане могут позволить себе начать копить на пенсию при доходе от 45 тысяч рублей, однако в 2019 году модальное значение зарплаты составило 23,5 тысячи. А это значит, что не о накоплениях приходиться думать, а о том, как прокормить себя и семью да за коммунальные услуги заплатить. Будет ли новое правительство продолжать продвигать ГПП или, как говорит премьер, не будет пока ничего трогать, покажет ближайшее время. Уходящее правительство рассчитывало уже к июлю 2020 года принять соответствующий закон.
Проблемам возможной очередной пенсионной реформы была посвящена отдельная дискуссия, прошедшая в рамках Гайдаровского форума. Как считает руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ Минфина России Евсей Гурвич, эффективная работа накопительной пенсионной системы возможна только в условиях экономического роста, «сама по себе она палочкой-выручалочкой не станет».
По мнению участников форума, новой пенсионной реформы в России не избежать, и она может оказаться еще более радикальной, чем повышение пенсионного возраста. Существующая система не обеспечивает защиты граждан от нищенской старости.
Как считает замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, когда самозанятых и работников с зарплатами «в конвертах» становится все больше, правительству, видимо, придется сокращать охват населения страховой пенсионной системой.
Новости СМИ2
«Но в таком случае неизвестно, на что люди будут жить как в ранние пенсионные годы, когда они еще могут работать, так и после 75 лет. Возможно, в долгосрочной перспективе стоит подумать о введении чего-то вроде базового дохода в старости», — цитирует эксперта «Росбалт».
В свою очередь глава Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин, обращает внимание на снижение темпов роста фонда оплаты труда. Если в 20 веке он составлял более 5%, то сейчас менее 1,5%. В этом, по его мнению, причина кризиса системы.
Доцент РАНХиГС Константин Добромыслов также считает, что в связи с изменением рынка труда подходы к пенсионной системе в дальнейшем будут меняться.
— Приходит цифровизация, которая повлечет за собой снижение занятости. Чем производительней будет труд, тем меньше людей потребуется в производстве. Соответственно, люди лишатся возможности заработать необходимый стаж, занятость будет нерегулярной.
Проблем в социальной сфере возникнет достаточно много. Но у нас есть время над этим подумать, потому что это случится не сегодня-завтра, а лет через 15−20.
«СП»: — В последнее время активно обсуждается система ГПП, которая может стать очередным этапом пенсионной реформы. На ваш взгляд, нужны ли изменения в пенсионной сфере или, как предлагает новый премьер, лучше уже оставить как есть?
— Это нельзя считать реформой, ГПП является не основной составляющей в пенсионной системе, а дополнительной. Он входит не в обязательную систему, а в добровольную. Принципиально такой институт у нас уже существует. Это НПФ, негосударственные пенсионные фонды, где можно на добровольных началах выбрать пенсионный план и копить деньги себе на старость. Можно говорить только о целесообразности введения ГПП и его плюсах и недостатках.
Принципиальных изменений не предполагается. В обязательном пенсионном страховании был накопительный компонент, который сегодня является замороженным. Скорее всего, он постепенно будет выведен из обязательного пенсионного страхования и переведен в добровольную форму.
«СП»: — В советское время люди понимали, какая пенсия их ждет, и она позволяла пенсионерам хоть и не роскошно, но нормально жить. Почему же сейчас старики оказались фактически на грани выживания? Почему существовавшая система рухнула?
— Достаточно большое влияние оказывает демографический фактор. К сожалению, экономически активное население у нас составляет 75 млн. человек, а добросовестных плательщиков страховых взносов всего порядка 55−58 млн. А пенсионеров у нас 40 млн. За счет этого расхождения в 15−18 млн. человек, которые не платят ничего в социальные фонды, наполнение Пенсионного фонда не так велико. Но в том виде, в котором выплачивается пенсия и страховые взносы, система сбалансирована.
«СП»: — Что все-таки нужно сделать, чтобы реально повысить пенсию?
— Есть несколько путей. Увеличить страховой тариф, который сегодня в сумме составляет 22%. Чтобы выйти на нормальные размеры пенсии, по крайней мере, соответствующие международным нормам, тариф должен быть 28%. То есть часть процентов надо где-то добрать. Плюс привлечь в пенсионную систему 15 млн. человек, которые работают, но ничего туда не платят. Это самозанятые и другие люди свободных профессий. Правительству надо решить эти две задачи.
Сегодня коэффициент замещения — величина, которая говорит о том, насколько пенсия замещает утраченный заработок - в среднем у нас составляет порядка 33−35%. Мировые рекомендации по норме пенсионного обеспечения — 40%. А в Европе стандарты даже выше, чем мировые рекомендации МОТ (Международная организация труда — ред.).
Мы все прекрасно знаем, что у нас сегодня официальная средняя заработная плата около 45 тысяч. От этой суммы возьмите 22%. Если работающих сейчас 58 млн., получающих пенсии 40 млн., то ясно, сколько работников содержат одного пенсионера — чуть больше одного. Вот и получается та средняя пенсия, которую имеем сегодня.
Нет никаких секретов. Нужна только политическая воля и воля общества договорится, насколько страна готово обеспечить нетрудоспособных, получающих пенсии. Как только договорятся, что платить надо 28% и платить должны все, тогда вырастут пенсии.
«СП»: — Но если поднять эти взносы, а зарплаты маленькие, не получится ли так, что работодатели и работники окончательно уйдут в теневые зарплаты?
— Сегодня уже не уйдут. У нас хорошо настроена налоговая система, которая отслеживает, кто и сколько получает. Работать «в темную» сегодня рискованно. У нас единственный сектор, который тяжело выявлять — самозанятые. А у них небольшие доходы, и им тяжело участвовать в пенсионной системе. Тогда их надо выводить из нее, они не будут получать пенсию.
Но у нас пенсионная система настроена иначе — в стране всеобщий охват пенсионной системой. В Конституции записано, что у нас социальное государство, а значит, всех должно обеспечить пенсией. Независимо от того платил или нет и какая у него будет пенсия — страховая или социальная. Все равно все пойдет из общего бюджета за счет добросовестных плательщиков.
«СП»: — Если отойти от процентов и посмотреть на реальные цифры, какая на сегодняшний день должна быть пенсия, чтобы человек не бедствовал?
— Все зависит еще от того, где человек живет. У нас достаточно большая дифференциация прожиточной корзины по регионам. Где-то и 15 тысяч неплохие деньги, а где-то и 30 тысяч не хватает. По Москве желательно не меньше 40 тысяч, а иначе концы с концами не сведешь.
Необходимо поработать над выравниванием дифференциации между регионами прожиточного минимума. Законодательство предусматривает, что если у человека по расчету получилась маленькая пенсия, то государство доплачивает до прожиточного минимума. Элемент выравнивания достаточно большой и сокращает дифференциацию пенсий.