Пока в России рекордными темпами идет подготовка изменений в конституцию, предложенных президентом Владимиром Путиным, DW попросила западных правоведов оценить как те из них, которые вызвали наибольший резонанс, так и саму процедуру их принятия. Некоторые эксперты считают, что президентские поправки противоречат Конституции РФ.
Что не так с поправками Путина в Конституцию РФ
Отто Лухтерхандт (Otto Luchterhandt), пожалуй, как никто другой в Германии разбирается в российской Конституции. Бывший доцент Гамбургского Университета и эксперт по праву в странах Восточной Европы был одним из консультантов в момент ее написания в 1993 году. Эксперт считает, что предложенный президентом Путиным механизм изменений по упрощенной процедуре - путем простого одобрения парламентом - нарушает Конституцию РФ. Лухтерхандт полагает, что суть поправок затрагивает основополагающие первые две главы конституции, а их изменение требует помимо прочего созыва Конституционного собрания.
В частности, по мнению эксперта, положения о минимальной зарплате и индексации пенсий касаются социальных прав, а потому должны быть внесены в 39-ю статью второй главы, где речь идет о социальных гарантиях, а не в 75-ю статью третьей главы, как предлагает в своем законопроекте президент Путин. Лухтерханд полагает, что Путин предложил внести изменения именно в 75-ю статью, поскольку хочет избежать необходимости созывать Конституционное собрание, для работы которого в РФ нет специального закона.
"75-я статья касается финансовых структур и финансовых отношений внутри Российской Федерации, - говорит эксперт. - Норма об основных правах туда не относится". Его вывод: "Это правовой произвол". Похожую оценку эксперт дает и норме о верховенстве Конституции РФ над международным правом. Эта норма, по его убеждению, должна быть записана в 15-ю статью первой главы, в которой описано соотношение Конституции РФ и норм международного права, а не в 79-ю статью третьей главы, как предложил президент. "В статье 79 речь идет о возможной коллизии международного договора с Конституцией РФ до того, как Россия к нему присоединится, - аргументирует Лухтерхандт. - Теперь же записанные в 79-й статье оговорки касаются коллизии с решениями, принятыми на основе международных договоров, к которым Россия уже присоединилась. Например, Европейской конвенции по правам человека". Иными словами, предложенная президентом поправка касается уже действующих, а не будущих договоров. Поэтому, считает эксперт, изменения следовало прописать в первой главе Конституции.
Что не так с поправками Путина в Конституцию РФ
Отто Лухтерхандт (Otto Luchterhandt), пожалуй, как никто другой в Германии разбирается в российской Конституции. Бывший доцент Гамбургского Университета и эксперт по праву в странах Восточной Европы был одним из консультантов в момент ее написания в 1993 году. Эксперт считает, что предложенный президентом Путиным механизм изменений по упрощенной процедуре - путем простого одобрения парламентом - нарушает Конституцию РФ. Лухтерхандт полагает, что суть поправок затрагивает основополагающие первые две главы конституции, а их изменение требует помимо прочего созыва Конституционного собрания.
В частности, по мнению эксперта, положения о минимальной зарплате и индексации пенсий касаются социальных прав, а потому должны быть внесены в 39-ю статью второй главы, где речь идет о социальных гарантиях, а не в 75-ю статью третьей главы, как предлагает в своем законопроекте президент Путин. Лухтерханд полагает, что Путин предложил внести изменения именно в 75-ю статью, поскольку хочет избежать необходимости созывать Конституционное собрание, для работы которого в РФ нет специального закона.
"75-я статья касается финансовых структур и финансовых отношений внутри Российской Федерации, - говорит эксперт. - Норма об основных правах туда не относится". Его вывод: "Это правовой произвол". Похожую оценку эксперт дает и норме о верховенстве Конституции РФ над международным правом. Эта норма, по его убеждению, должна быть записана в 15-ю статью первой главы, в которой описано соотношение Конституции РФ и норм международного права, а не в 79-ю статью третьей главы, как предложил президент. "В статье 79 речь идет о возможной коллизии международного договора с Конституцией РФ до того, как Россия к нему присоединится, - аргументирует Лухтерхандт. - Теперь же записанные в 79-й статье оговорки касаются коллизии с решениями, принятыми на основе международных договоров, к которым Россия уже присоединилась. Например, Европейской конвенции по правам человека". Иными словами, предложенная президентом поправка касается уже действующих, а не будущих договоров. Поэтому, считает эксперт, изменения следовало прописать в первой главе Конституции.