Более 5,5 тысяч человек пришли на крещенские купания в столице, из них около 3 тысяч окунулись в проруби, рассказали в пресс-службе столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
То есть 0,044 процента постоянного населения. Думаю, это сопоставимо с числом людей, регулярно занимающихся моржеванием. А вот лезть в прорубь без подготовки уже желающих мало, тем более, что и с прорубями при нынешней аномальной погоде, не очень.
На самом деле никакой церковной традиции крещенских купаний в проруби нет и не было. Во-первых, потому что само христианство происходит из тех мест, где морозов не бывает, а крещение северных народов произошло на тысячу лет позже появления этой религии. А во-вторых зимой просто холодно. Какой же крестьянин, будучи в здравом уме, полезет в мороз в прорубь, чтобы потом слечь с болезнью, а то и помереть, оставив многочисленное семейство без средств к пропитанию? А семейства были многочисленными, потому что долгими зимними вечерами не по прорубям таскались, а лежа на печке занимались расширенным воспроизводством во все места, благо телевизора не было. И всю эту ораву нужно было кормить.
Если бы традиция крещенских купаний и правда была повсеместной, то о ней был остался след в великой русской литературе. А так на память приходят только Рождество на хуторе близ Диканьки, да как на крещенье башмачок кидали за окошко. А такое яркое впечатление, как голышом в прорубь, почему-то не нашло отражения...
Разве что в пятой главе «Соборян» Николая Лескова есть упоминание о купании в проруби помещицы Плодомасовой на праздник Крещения - так ведь, заметим, помещица! И на нее смотрели как на диво дивное.
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. В. Булгакова содержится прямое осуждение крещенских купаний.
"В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем".
Это для тех, кому недостаточно риска заболеть простатой, почками или воспалением легких, что с непривычки от ледяной воды очень даже вероятно. Хотя, с другой стороны, пусть желающие купаются и отмораживают чего ни то - зачем дураков плодить?
То есть 0,044 процента постоянного населения. Думаю, это сопоставимо с числом людей, регулярно занимающихся моржеванием. А вот лезть в прорубь без подготовки уже желающих мало, тем более, что и с прорубями при нынешней аномальной погоде, не очень.
На самом деле никакой церковной традиции крещенских купаний в проруби нет и не было. Во-первых, потому что само христианство происходит из тех мест, где морозов не бывает, а крещение северных народов произошло на тысячу лет позже появления этой религии. А во-вторых зимой просто холодно. Какой же крестьянин, будучи в здравом уме, полезет в мороз в прорубь, чтобы потом слечь с болезнью, а то и помереть, оставив многочисленное семейство без средств к пропитанию? А семейства были многочисленными, потому что долгими зимними вечерами не по прорубям таскались, а лежа на печке занимались расширенным воспроизводством во все места, благо телевизора не было. И всю эту ораву нужно было кормить.
Если бы традиция крещенских купаний и правда была повсеместной, то о ней был остался след в великой русской литературе. А так на память приходят только Рождество на хуторе близ Диканьки, да как на крещенье башмачок кидали за окошко. А такое яркое впечатление, как голышом в прорубь, почему-то не нашло отражения...
Разве что в пятой главе «Соборян» Николая Лескова есть упоминание о купании в проруби помещицы Плодомасовой на праздник Крещения - так ведь, заметим, помещица! И на нее смотрели как на диво дивное.
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. В. Булгакова содержится прямое осуждение крещенских купаний.
"В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем".
Это для тех, кому недостаточно риска заболеть простатой, почками или воспалением легких, что с непривычки от ледяной воды очень даже вероятно. Хотя, с другой стороны, пусть желающие купаются и отмораживают чего ни то - зачем дураков плодить?