47% россиян полагают, что президентские поправки в Конституцию вносятся в интересах самого Владимира Путина, чтобы расширить его полномочия и позволить ему остаться у власти после 2024 года. Это следует из данных опроса, опубликованного на сайте "Левада-центра".
44% полагают, что поправки нужны для совершенствования управления государством в интересах большинства населения. Среди тех, кто знает или слышал об инициативе Путина (это 80% опрошенных), версию с сохранением власти поддерживают все те же 47%, столько же - за вариант с совершенствованием управления. При этом хорошо знают о поправках лишь 22%.
Социологи по традиции спросили также о роли Конституции. Самый популярный (30%) ответ гласит, что значительной роли она не играет, поскольку мало кто с ней считается. С ноября 2015 г. этот показатель вырос на 17 процентных пунктов и стал рекордным с 2005 г. Зато резко - с 48% в 2015 г. до 27% в 2020 г. - уменьшилась доля тех, кто полагает, что Конституция гарантирует права и свободы граждан. 15% говорят, что она позволяет президенту контролировать Госдуму, - это повторение максимума 2005 г., в 2015 г. так считали лишь 5%.
Как пояснил "Ведомостям" директор "Левада-центра" Лев Гудков, население уже давно уверено, что все маневры, связанные с изменением конституционного строя, направлены на удержание власти Путиным.
Относительное большинство хочет, чтобы Путин оставался у власти и после 2024 г., но сейчас этих людей меньше даже по сравнению с тем, что было полгода назад, и это в основном жители провинции с меньшим уровнем дохода и образования. "Было два всплеска повышения роли Конституции: во время протестов 2011-2012 гг. была вера в право, а в 2014 г., после Крыма, она рассматривалась как документ, обеспечивавший территориальную целостность. Но с 2018 г. наступило разочарование во власти, люди стали считать, что она ими манипулирует, а законы являются правовым оформлением административного произвола, Конституция же особой роли не играет", - заявил Гудков.
Другие эксперты отмечают, что общее содержание инициатив Путина остается не до конца понятным для граждан: разъяснений со стороны власти пока недостаточно, а отставка правительства временно затмила в массовом сознании конституционную тему. Поэтому при подготовке всероссийского голосования власти необходимо будет предпринять большие информационные усилия для разъяснения поправок и смысла конституционной реформы. Часть из тех, кто видит в поправках возможность Путина остаться у власти после 2024 года, воспринимают возможность таких усилий вполне позитивно.
"Кремль оказался в ловушке. Люди, которые помнят, что Путин 20 лет говорил, что Конституцию менять не будут, сейчас совершенно логично считают, что это делается в его интересах. Люди этих поправок не просили, им не объяснили, как им станет жить лучше, кроме того, что туда включили две социальные поправки, которые ничего не меняют, а фиксируют статус-кво", - заявляет политолог Николай Петров. Обеспечить же высокие проценты на всероссийском голосовании будет довольно легко, поскольку такое голосование не имеет законодательных ограничений и прямого действия.
Между тем работа над поправками к принятому в первом чтении законопроекту затягивается. Как сообщил в четверг председатель Госдумы Вячеслав Володин, намеченное на 11 февраля второе чтение придется перенести на конец февраля или начало марта, чтобы всесторонне изучить все поправки. По его словам, Совет Думы рассмотрит этот вопрос в понедельник, 3 февраля.
По данным сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талии Хабриевой, поступило уже более двух сотен поправок, и группе пришлось разбиться на подгруппы, чтобы заниматься отдельными блоками поправок.
Кроме того, обсуждается возможность расширить преамбулу Конституции, в которой предлагается раскрыть значение культурного наследия России, подчеркнуть необходимость противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны и указать на особое значение гражданского общества. "От того, как мы определим ценностный каталог в преамбуле, зависит и то, как будет принята Конституция с ее изменениями и насколько она получит доверие населения", - заявила Хабриева.
Другой сопредседатель рабочей группы, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников напомнил, что законопроект должен быть принят двумя третями депутатов Госдумы, после чего отправится в Совет Федерации, откуда его разошлют в регионы (поправки должны получить одобрение не менее двух третей парламентов субъектов Федерации).
После одобрения верхней палатой поправки направляются на подпись президенту. Проект состоит из двух статей: собственно изменения в текст Основного закона и процедурная часть, регламентирующая переходный период. Подписывая документ, президент вводит в действие вторую статью, которая устанавливает процедуру общероссийского голосования. Оно является не опросом, а юридически значимым действием, и от результатов голосования граждан уже будет зависеть, вступает ли в силу первая часть.
44% полагают, что поправки нужны для совершенствования управления государством в интересах большинства населения. Среди тех, кто знает или слышал об инициативе Путина (это 80% опрошенных), версию с сохранением власти поддерживают все те же 47%, столько же - за вариант с совершенствованием управления. При этом хорошо знают о поправках лишь 22%.
Социологи по традиции спросили также о роли Конституции. Самый популярный (30%) ответ гласит, что значительной роли она не играет, поскольку мало кто с ней считается. С ноября 2015 г. этот показатель вырос на 17 процентных пунктов и стал рекордным с 2005 г. Зато резко - с 48% в 2015 г. до 27% в 2020 г. - уменьшилась доля тех, кто полагает, что Конституция гарантирует права и свободы граждан. 15% говорят, что она позволяет президенту контролировать Госдуму, - это повторение максимума 2005 г., в 2015 г. так считали лишь 5%.
Как пояснил "Ведомостям" директор "Левада-центра" Лев Гудков, население уже давно уверено, что все маневры, связанные с изменением конституционного строя, направлены на удержание власти Путиным.
Относительное большинство хочет, чтобы Путин оставался у власти и после 2024 г., но сейчас этих людей меньше даже по сравнению с тем, что было полгода назад, и это в основном жители провинции с меньшим уровнем дохода и образования. "Было два всплеска повышения роли Конституции: во время протестов 2011-2012 гг. была вера в право, а в 2014 г., после Крыма, она рассматривалась как документ, обеспечивавший территориальную целостность. Но с 2018 г. наступило разочарование во власти, люди стали считать, что она ими манипулирует, а законы являются правовым оформлением административного произвола, Конституция же особой роли не играет", - заявил Гудков.
Другие эксперты отмечают, что общее содержание инициатив Путина остается не до конца понятным для граждан: разъяснений со стороны власти пока недостаточно, а отставка правительства временно затмила в массовом сознании конституционную тему. Поэтому при подготовке всероссийского голосования власти необходимо будет предпринять большие информационные усилия для разъяснения поправок и смысла конституционной реформы. Часть из тех, кто видит в поправках возможность Путина остаться у власти после 2024 года, воспринимают возможность таких усилий вполне позитивно.
"Кремль оказался в ловушке. Люди, которые помнят, что Путин 20 лет говорил, что Конституцию менять не будут, сейчас совершенно логично считают, что это делается в его интересах. Люди этих поправок не просили, им не объяснили, как им станет жить лучше, кроме того, что туда включили две социальные поправки, которые ничего не меняют, а фиксируют статус-кво", - заявляет политолог Николай Петров. Обеспечить же высокие проценты на всероссийском голосовании будет довольно легко, поскольку такое голосование не имеет законодательных ограничений и прямого действия.
Между тем работа над поправками к принятому в первом чтении законопроекту затягивается. Как сообщил в четверг председатель Госдумы Вячеслав Володин, намеченное на 11 февраля второе чтение придется перенести на конец февраля или начало марта, чтобы всесторонне изучить все поправки. По его словам, Совет Думы рассмотрит этот вопрос в понедельник, 3 февраля.
По данным сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талии Хабриевой, поступило уже более двух сотен поправок, и группе пришлось разбиться на подгруппы, чтобы заниматься отдельными блоками поправок.
Кроме того, обсуждается возможность расширить преамбулу Конституции, в которой предлагается раскрыть значение культурного наследия России, подчеркнуть необходимость противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны и указать на особое значение гражданского общества. "От того, как мы определим ценностный каталог в преамбуле, зависит и то, как будет принята Конституция с ее изменениями и насколько она получит доверие населения", - заявила Хабриева.
Другой сопредседатель рабочей группы, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников напомнил, что законопроект должен быть принят двумя третями депутатов Госдумы, после чего отправится в Совет Федерации, откуда его разошлют в регионы (поправки должны получить одобрение не менее двух третей парламентов субъектов Федерации).
После одобрения верхней палатой поправки направляются на подпись президенту. Проект состоит из двух статей: собственно изменения в текст Основного закона и процедурная часть, регламентирующая переходный период. Подписывая документ, президент вводит в действие вторую статью, которая устанавливает процедуру общероссийского голосования. Оно является не опросом, а юридически значимым действием, и от результатов голосования граждан уже будет зависеть, вступает ли в силу первая часть.