У нас принято думать, что Путин как опытный разведчик хорошо просчитывает свои политические ходы и их последствия.
Однако спецоперация по изменению Конституции, на мой взгляд, демонстрирует, что тут Путин допустил серьезную ошибку.
Он ошибся, когда решил 15 января проанонсировать «всенародное голосование» по поправкам в Конституцию. Мотивы понятны – хотелось заручиться народной поддержкой, придать конституционной реформе побольше легитимности.
Но эти намерения по известной формуле могут вымостить для Путина дорогу в противоположном от легитимности направлении.
Лучше бы он вообще не говорил про всенародное голосование. Думаю, наш терпеливый народ по привычке промолчал бы, а парламент руками большинства из ЕР быстренько бы принял все поправки.
А сейчас власть сама привлекает внимание граждан к политике, однако делает это неумело и лицемерно, чем насаждает ощущение какого-то обмана и политического мошенничества.
Если мы откроем Конституцию, то увидим в статье 135 порядок внесения изменений.
Когда главы 1, 2 и 9 Конституции не меняются (а сейчас их хотят менять) – то все другие поправки утверждает Федеральное Собрание. При этом никакого всенародного голосования не требуется.
Когда же краеугольные главы изменяются – надо сперва принять эти поправки в парламенте, а затем созвать Конституционное собрание (закон о его формировании до сих пор не принят).
И если оно пожелает, то разработает новый проект Конституции, который затем выносится на всенародное голосование (по сути – на Референдум).
Но то, что предложил Путин – противоречит Конституции уже сейчас. Объявленное им всенародное голосование незаконно.
Тем более в той извращенной форме, в которой оно запланировано – за все поправки сразу, «пакетным» способом.
По факту в завуалированной форме предлагает плебисцит о доверии Путину, потому что все основные поправки внес сам президент.
Однако он может получить на этом плебисците очень неожиданный и неприятный для себя результат.
Очевидно, что конституционная реформа осуществляется в спешке, явно заранее она не готовилась.
Если бы подготовка шла заблаговременно – были бы четко продуманы сроки обсуждения поправок и дата всенародного голосования, а также порядок его проведения.
Вполне возможно, что при планомерной подготовке окружение разубедило бы Путина в самой необходимости проведения этого самого голосования.
Путинский же сценарий больше похож на стресс-тест для властной системы.
И мы сейчас видим, что этот тест система начинает проваливать.
Обсуждение поправок затянулось, власти никак не могут подобрать подходящий день для голосования.
Дошло до анекдота, когда вполне серьезно рассматривается очень сомнительный для Кремля в идеологическом плане вариант – 22 апреля, день 150-летия Ленина!
А самое главное – пока явно ощущается растерянность в Администрации президента, которой поручено придумать смысловую мотивацию для народа, чтобы всеми правдами и неправдами затащить его в апреле на избирательные участки.
Ведь уже звучат спущенные с самого верха контрольные цифры – путинские поправки в Конституцию должны одобрить 70% избирателей при явке не менее 50%.
А как это все обеспечить – власти не понимают.
Сразу вспоминаются последние выборы в Мосгордуму, когда при всей их скандальности явка составила всего 21%.
И к тому же буквально через несколько месяцев после голосования по Конституции во многих субъектах РФ пройдут региональные выборы, на которые властям снова придется вытаскивать своих сторонников и делать нужный результат.
В общем своими торопливыми конституционными инициативами Путин создал для своих соратников гигантские проблемы.
Куда он так спешит – можно только догадываться.
Может, и вправду заболел, как пишут в анонимных телеграм-каналах. Может, решил предотвратить вероятный раскол между властными кланами в ходе «транзита власти».
А может, сон плохой приснился накануне 15 января.
Нам это неведомо, но призрак нелегитимности уже вовсю витает над будущими поправками в Конституцию.
Однако спецоперация по изменению Конституции, на мой взгляд, демонстрирует, что тут Путин допустил серьезную ошибку.
Он ошибся, когда решил 15 января проанонсировать «всенародное голосование» по поправкам в Конституцию. Мотивы понятны – хотелось заручиться народной поддержкой, придать конституционной реформе побольше легитимности.
Но эти намерения по известной формуле могут вымостить для Путина дорогу в противоположном от легитимности направлении.
Лучше бы он вообще не говорил про всенародное голосование. Думаю, наш терпеливый народ по привычке промолчал бы, а парламент руками большинства из ЕР быстренько бы принял все поправки.
А сейчас власть сама привлекает внимание граждан к политике, однако делает это неумело и лицемерно, чем насаждает ощущение какого-то обмана и политического мошенничества.
Если мы откроем Конституцию, то увидим в статье 135 порядок внесения изменений.
Когда главы 1, 2 и 9 Конституции не меняются (а сейчас их хотят менять) – то все другие поправки утверждает Федеральное Собрание. При этом никакого всенародного голосования не требуется.
Когда же краеугольные главы изменяются – надо сперва принять эти поправки в парламенте, а затем созвать Конституционное собрание (закон о его формировании до сих пор не принят).
И если оно пожелает, то разработает новый проект Конституции, который затем выносится на всенародное голосование (по сути – на Референдум).
Но то, что предложил Путин – противоречит Конституции уже сейчас. Объявленное им всенародное голосование незаконно.
Тем более в той извращенной форме, в которой оно запланировано – за все поправки сразу, «пакетным» способом.
По факту в завуалированной форме предлагает плебисцит о доверии Путину, потому что все основные поправки внес сам президент.
Однако он может получить на этом плебисците очень неожиданный и неприятный для себя результат.
Очевидно, что конституционная реформа осуществляется в спешке, явно заранее она не готовилась.
Если бы подготовка шла заблаговременно – были бы четко продуманы сроки обсуждения поправок и дата всенародного голосования, а также порядок его проведения.
Вполне возможно, что при планомерной подготовке окружение разубедило бы Путина в самой необходимости проведения этого самого голосования.
Путинский же сценарий больше похож на стресс-тест для властной системы.
И мы сейчас видим, что этот тест система начинает проваливать.
Обсуждение поправок затянулось, власти никак не могут подобрать подходящий день для голосования.
Дошло до анекдота, когда вполне серьезно рассматривается очень сомнительный для Кремля в идеологическом плане вариант – 22 апреля, день 150-летия Ленина!
А самое главное – пока явно ощущается растерянность в Администрации президента, которой поручено придумать смысловую мотивацию для народа, чтобы всеми правдами и неправдами затащить его в апреле на избирательные участки.
Ведь уже звучат спущенные с самого верха контрольные цифры – путинские поправки в Конституцию должны одобрить 70% избирателей при явке не менее 50%.
А как это все обеспечить – власти не понимают.
Сразу вспоминаются последние выборы в Мосгордуму, когда при всей их скандальности явка составила всего 21%.
И к тому же буквально через несколько месяцев после голосования по Конституции во многих субъектах РФ пройдут региональные выборы, на которые властям снова придется вытаскивать своих сторонников и делать нужный результат.
В общем своими торопливыми конституционными инициативами Путин создал для своих соратников гигантские проблемы.
Куда он так спешит – можно только догадываться.
Может, и вправду заболел, как пишут в анонимных телеграм-каналах. Может, решил предотвратить вероятный раскол между властными кланами в ходе «транзита власти».
А может, сон плохой приснился накануне 15 января.
Нам это неведомо, но призрак нелегитимности уже вовсю витает над будущими поправками в Конституцию.