Летний туристический сезон под угрозой. Турция, которая много лет остается излюбленным местом поездок россиян, уже отложила старт курортного сезона и грозит его полной отменой, если врачи не совладают с коронавирусом. Ранее ужесточили правила въезда для россиян Таиланд и Шри-Ланка.
Но главная угроза, конечно, связана не с заморской «чумой», а со своими, внутренними, проблемами — у людей к лету просто не останется денег на полноценный отдых. И если прежде отдохнуть за рубежом могли позволить себе не более 5% жителей страны, то теперь наверняка эта цифра может и вовсе уменьшиться. Об этом «Свободная пресса» поговорила с экспертом по туризму, руководителем туристической фирмы Андреем Клопотовичем.
«СП»: — Эксперты прогнозируют, что, если пандемия затянется, то последствия для мировой экономики будут чудовищными. И особенно большим будет падение ВВП именно в России — мы уйдем в штопор. При этом мы видим, что, скажем, фармацевты, наоборот, происходящим вполне довольны.
— Сильные социальные потрясения, вызванные массовыми бедствиями, иногда могут помочь экономике и предпринимателям получить больше прибыли, чем в спокойное время. Бывало, полки продуктовых магазинов буквально пустели, скупалось всё. Так было в США при наводнении, так происходит сейчас в Германии и других европейских странах. Люди боятся, что магазины не будут работать из-за предстоящего карантина и запасаются продуктами. Страсти накаляются, продуктов покупается значительно больше, чем нужно и порой совсем ненужные вещи.
При этом, в отличие от рождественских распродаж, цены в магазинах на товары не опускаются, а, наоборот, предприимчивые торговцы норовят цену повысить. Так происходит сейчас и у нас, в России. Например, взлетели цены на медицинские маски.
За периодом ажиотажного спроса обычно следует период очень вялой торговли. Но этот короткий период массового спроса с лихвой покрывает весь период затишья.
«СП»: — Но в выигрыше оказываются не многие отрасли экономики и не везде. Мы видим, как страдает туризм, общепит, сфера развлечений, кинобизнес…
— В первую очередь, конечно, туризм! В соответствии с законами многих стран, туристические фирмы по требованию клиентов должны вернуть все деньги. Но есть часть средств, которые в принципе не вернутся турфирмам назад от поставщиков. Поэтому определённую часть денег фирмы возвращают из своих средств.
Ведущие туристические компании возвращают не только то, что положено по закону, но и по принципу «социальной ответственности бизнеса». Это прямые убытки. Поэтому ряд туристических компаний заранее страхуют риски — и тогда это становятся потерями страховых компаний.
«СП»: — Но ведь страхуют бизнес немногие, особенно в России. С учетом огромных налогов и «коррупционной ренты» платить за страховку для бизнеса — это вовсе самоубийственно.
— Отказываются от страховки бизнеса не только в России. Есть примеры огромных потерь и в других странах. Например, лайнер Diamond Princess, который поставили на карантин у берегов Японии.
На лайнерах подобных размеров время от времени проявляются вспышки заболеваний. Ранее это была вирусная кишечная инфекция. Практически всегда количество заболевших было небольшим. Удавалось локализовать и побороть заболевание. Но однажды пришлось эвакуировать целый лайнер. Лайнеры таких размеров в медицинском смысле оборудованы значительно лучше, чем наши места постоянного обитания — города и села.
На лайнере имеется полное медицинское оборудование, включая рентгеновский аппарат и целый этаж (палуба) отведена под изолятор. В обычное время на нее никого не селят, и она стоит закрытая на случай ЧП. Согласитесь, что у тех, кто ездит в общественном транспорте на суше нежелательных контактов значительно больше.
Однако в данном случае вместо того, чтобы спокойно отстоять карантин, люди на борту заразили друг друга короновирусной инфекцией.
«СП»: — Да, по официальным данным, заразились почти 700 пассажиров, из которых семеро умерли.
— В связи с невозможностью продолжать маршрут лайнером Diamond Princess компания терпит многомиллионные убытки. Приходится возвращать деньги за путевки тысячам человек. Есть еще одна проблема: что дальше делать с самим лайнером Diamond Princess? Ведь на фешенебельный лайнер класса «премиум» с такой печальной истории немногие захотят покупать путевки.
Уменьшить цену? Все лайнеры — дорогие, а этот за полцены?! Этого не позволит престиж компании. Просто поменять название тоже не получится, пресса обязательно ответит негативно. Остается либо отправить на металлолом, либо продать другой, менее престижной компании. В результате опять убытки, и немалые!
«СП»: — Многие туристические фирмы и отели, чтобы хоть как-то привлечь клиентов, предлагают гигантские скидки. Как вы думаете, этим можно заманить туриста?
— Уменьшение цен — это всего лишь мера как-то продержаться, и иногда довольно длительный период. А вот воспоминания о негативных событиях у клиентов бывают долгими.
Даже сегодня, в 2020 году кто-нибудь обязательно вспомнит трагедию теплохода «Булгария». А ведь трагедия произошла девять лет назад! И это был единственный пассажирский теплоход, утонувший на российских реках почти за столетие! Это, кстати, доказывает профессионалам, что российский водный транспорт очень высоконадежный в плане безопасности. Но человеческая память упряма. Наслушавшись новостей о вирусе, многие захотят «остаться дома» или на даче. Это и есть главный вызов для отрасли.
«СП»: — При этом ведь билеты почти не дешевеют.
— Авиакомпании уже начали устраивать распродажи билетов, да и железные дороги при этом не задирают цены на билеты. Зато стоимость автобусных билетов жестко остается прежней. Автобусные парки, отдающие автобусы под экскурсионные группы, если и понижают цены, то незначительно, от 5−7 до 10−15% по сравнению с обычным временем.
Но главная угроза, конечно, связана не с заморской «чумой», а со своими, внутренними, проблемами — у людей к лету просто не останется денег на полноценный отдых. И если прежде отдохнуть за рубежом могли позволить себе не более 5% жителей страны, то теперь наверняка эта цифра может и вовсе уменьшиться. Об этом «Свободная пресса» поговорила с экспертом по туризму, руководителем туристической фирмы Андреем Клопотовичем.
«СП»: — Эксперты прогнозируют, что, если пандемия затянется, то последствия для мировой экономики будут чудовищными. И особенно большим будет падение ВВП именно в России — мы уйдем в штопор. При этом мы видим, что, скажем, фармацевты, наоборот, происходящим вполне довольны.
— Сильные социальные потрясения, вызванные массовыми бедствиями, иногда могут помочь экономике и предпринимателям получить больше прибыли, чем в спокойное время. Бывало, полки продуктовых магазинов буквально пустели, скупалось всё. Так было в США при наводнении, так происходит сейчас в Германии и других европейских странах. Люди боятся, что магазины не будут работать из-за предстоящего карантина и запасаются продуктами. Страсти накаляются, продуктов покупается значительно больше, чем нужно и порой совсем ненужные вещи.
При этом, в отличие от рождественских распродаж, цены в магазинах на товары не опускаются, а, наоборот, предприимчивые торговцы норовят цену повысить. Так происходит сейчас и у нас, в России. Например, взлетели цены на медицинские маски.
За периодом ажиотажного спроса обычно следует период очень вялой торговли. Но этот короткий период массового спроса с лихвой покрывает весь период затишья.
«СП»: — Но в выигрыше оказываются не многие отрасли экономики и не везде. Мы видим, как страдает туризм, общепит, сфера развлечений, кинобизнес…
— В первую очередь, конечно, туризм! В соответствии с законами многих стран, туристические фирмы по требованию клиентов должны вернуть все деньги. Но есть часть средств, которые в принципе не вернутся турфирмам назад от поставщиков. Поэтому определённую часть денег фирмы возвращают из своих средств.
Ведущие туристические компании возвращают не только то, что положено по закону, но и по принципу «социальной ответственности бизнеса». Это прямые убытки. Поэтому ряд туристических компаний заранее страхуют риски — и тогда это становятся потерями страховых компаний.
«СП»: — Но ведь страхуют бизнес немногие, особенно в России. С учетом огромных налогов и «коррупционной ренты» платить за страховку для бизнеса — это вовсе самоубийственно.
— Отказываются от страховки бизнеса не только в России. Есть примеры огромных потерь и в других странах. Например, лайнер Diamond Princess, который поставили на карантин у берегов Японии.
На лайнерах подобных размеров время от времени проявляются вспышки заболеваний. Ранее это была вирусная кишечная инфекция. Практически всегда количество заболевших было небольшим. Удавалось локализовать и побороть заболевание. Но однажды пришлось эвакуировать целый лайнер. Лайнеры таких размеров в медицинском смысле оборудованы значительно лучше, чем наши места постоянного обитания — города и села.
На лайнере имеется полное медицинское оборудование, включая рентгеновский аппарат и целый этаж (палуба) отведена под изолятор. В обычное время на нее никого не селят, и она стоит закрытая на случай ЧП. Согласитесь, что у тех, кто ездит в общественном транспорте на суше нежелательных контактов значительно больше.
Однако в данном случае вместо того, чтобы спокойно отстоять карантин, люди на борту заразили друг друга короновирусной инфекцией.
«СП»: — Да, по официальным данным, заразились почти 700 пассажиров, из которых семеро умерли.
— В связи с невозможностью продолжать маршрут лайнером Diamond Princess компания терпит многомиллионные убытки. Приходится возвращать деньги за путевки тысячам человек. Есть еще одна проблема: что дальше делать с самим лайнером Diamond Princess? Ведь на фешенебельный лайнер класса «премиум» с такой печальной истории немногие захотят покупать путевки.
Уменьшить цену? Все лайнеры — дорогие, а этот за полцены?! Этого не позволит престиж компании. Просто поменять название тоже не получится, пресса обязательно ответит негативно. Остается либо отправить на металлолом, либо продать другой, менее престижной компании. В результате опять убытки, и немалые!
«СП»: — Многие туристические фирмы и отели, чтобы хоть как-то привлечь клиентов, предлагают гигантские скидки. Как вы думаете, этим можно заманить туриста?
— Уменьшение цен — это всего лишь мера как-то продержаться, и иногда довольно длительный период. А вот воспоминания о негативных событиях у клиентов бывают долгими.
Даже сегодня, в 2020 году кто-нибудь обязательно вспомнит трагедию теплохода «Булгария». А ведь трагедия произошла девять лет назад! И это был единственный пассажирский теплоход, утонувший на российских реках почти за столетие! Это, кстати, доказывает профессионалам, что российский водный транспорт очень высоконадежный в плане безопасности. Но человеческая память упряма. Наслушавшись новостей о вирусе, многие захотят «остаться дома» или на даче. Это и есть главный вызов для отрасли.
«СП»: — При этом ведь билеты почти не дешевеют.
— Авиакомпании уже начали устраивать распродажи билетов, да и железные дороги при этом не задирают цены на билеты. Зато стоимость автобусных билетов жестко остается прежней. Автобусные парки, отдающие автобусы под экскурсионные группы, если и понижают цены, то незначительно, от 5−7 до 10−15% по сравнению с обычным временем.