«Газпром» может столкнуться с новыми непредвиденными трудностями для «Северного потока-2». Как сообщает немецкая газета Handelsblatt, Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) планирует отклонить заявку Nord Stream 2 AG на освобождение проекта строительства трубопровода «Северный поток — 2» от требований обновленной газовой директивы Евросоюза.
По данным издания агентство ждет ответы до 8 мая «от участников процесса», после чего «оперативно» примет окончательное решение. Основанием для возможного отказа заявке Nord Stream 2 стал тот факт, что для освобождения газопровода из-под действия обновленной газовой директивы требуется, чтобы трубопровод был завершен до мая 2019 года.
Ожидается, что Nord Stream 2 AG, в случае, отказа, опротестует решение в Высшем земельном суде Дюссельдорфа, который, в свою очередь, может передать дело далее в Европейский суд. Решение немецкого регулятора означает, что «Северный поток— 2» должен отвечать требованиям обновленной газовой директивы, где закреплено, что компания, поставляющая газ, не сможет владеть участком трубопровода в немецких водах. Поправки к этой директиве требуют от приходящих в страны ЕС морских газопроводов обеспечить не только о разделении видов деятельности по поставке и транспортировке газа, но и обеспечить доступ к ним третьих лиц. Nord Stream 2 AG на 100% принадлежит «Газпрому», поэтому требования газовой директивы могут привести к тому, что газопровод можно будет загрузить только наполовину.
— Парламент ФРГ в конце 2019 года был вынужден даже экстренно принять закон, отодвигавший для «Северного потока-2» сроки ввода проекта до 24 мая 2020 года, — напоминает писатель и политолог Дмитрий Лекух.
— Сейчас истекают и эти сроки.
Впрочем, Handelsblatt, выражающий «мнение» проатлантистских элит рано радуется: этот вопрос решаемый, вполне.
«СП»: — Это может быть чьим-то заказом?
— Да уже даже не очень понятно, чей заказ: в принципе, за Handelsblatt всегда стояли идеологи глобализма из демократической партии США, но сейчас им немного не до «войны с Россией», так что, скорее всего, инициатива на «среднем уровне», плюс — «самостоятельность» лимитрофа.
«СП»: — Каким, по-вашему, будет итоговое решение?
— Абсолютно неважно, каким оно будет, это давно не наши проблемы: Handelsblatt как-то все время забывает, что «Северный поток — 2» не российский, а европейский проект, который даже строился за вполне европейские деньги.
Плюс мир после окончания кризиса в любом случае будет другим, и не очень понятно, как в нем, в условиях неизбежного экономического противостояния Европы и США, вообще будут существовать «атлантисты».
Многое зависит от осенних выборов в США, конечно, но это будет в любом случае «выстрел в ногу» европейским энергетическим концернам, и они этого ре простят.
«СП»: — Нам остается рассчитывать только на благоразумие немцев?
— Зачем нам рассчитывать на «благоразумие немцев»? Еще раз, это — европейский, прежде всего германский проект. Он немцам нужнее, много нужнее, чем нам. Особенно в кризис.
«СП»: — Что теперь делать, если проект попадет под ограничения?
— Будем качать половину объема и ждать решения вопроса через другие, в том числе судебные инстанции: вряд ли потребление в Европе так в ближайшую зиму вырастет настолько, что нам этого не хватит, — кризис.
За это время немецко-австрийский альянс, нет никаких сомнений, этот вопрос решит. А «Газпром» будет спокойно продолжать строить «Силу Сибири — 2».
— Вопрос применения Газовой директивы (третьего энергопакета ЕС) в «Северному потоку-2» очень актуален, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Нужно понимать, что изначально директива не применялась к морским газопроводам, так как в 12 миль от берега на дне моря не может возникнуть конкуренция, там альтернативный поставщик не придет. А Директива (третий энергопакет) — это комплекс антимонопольных законов, они призваны развивать конкуренцию. Но в них же и написано, что, если в конкретной точке — начале газопровода не может быть физически несколько поставщиков, тогда регулятор обязан дать исключение из-под норм третьего энергопакета. И все проекты, кроме российских, эти исключения получают. Например, газопровод из Азербайджана TAP/TANAP. А когда принимались поправки в третий энергопакет, которые распространили действия закона на морские газопроводы, то это было открытым действием против России. Фактически это были санкции, так как все прекрасно понимали, что это действие, во-первых, будет только против российских газопроводов, во-вторых, что это точно не приведет к появлению альтернативных поставщиков в «Северном потоке-2», в-третьих расчет делался на то, что инвесторы подумают — раз я даю деньги для строительства трубы мощностью 55 млрд. куб.м. в год, а получу только 27,5 млрд. куб. прокачки. И не станет инвестировать вообще и выйдет из проекта А это ослабит лоббистские позиции «Северного потока-2». Поэтому разговоры о том, что распространение газовой директивы на морские газопроводы приведет к росту конкуренции — сказки про белого бычка, все понимают, что это санкции. Только если это назвали бы официально санкциями, тогда Россия дала бы ответ, а этого европейцам не хотелось.
После поправок в закон немцы предприняли попытку пойти эти поправки и приняли положение по которому если трубу достроят до мая 2020, тогда на нее эти поправки не будут работать. Тогда все думали, что достроить успеют, так как со стороны США еще санкций не было. После того, как США ввели санкции, и швейцарская компания отказалась от продолжения строительства, Германия попала в сложное положение. Теперь нужно либо менять свое же решение и продлевать сроки исключения для «Северного потока-2» или девальвировать сделанные европейскими компаниями в газопровод инвестиции. И со всех сторон на регулятора сильно давят.
С одной стороны — лоббированием «Северного потока-2» занимается бывший канцлер Шредер и Матиас Варнинг. С другой стороны —США и евробюрократы из Брюсселя. Предсказать итоговое решение крайне сложно. Возможно, что сейчас немецкий регулятор продление не даст, а стороны вернутся к данному вопросу после окончания строительства. Тем более к концу 2020 года, вероятно добыча газа упадет и США не будут также сильно настаивать на том, чтобы европейцы покупали именно СПГ из США.
«СП»: — Что будет делать «Газпром»?
— «Газпром», конечно, продолжит лоббировать свои интересы и судиться с европейскими, в том числе немецкими регуляторами и Еврокомиссией. Так как применение третьего энергопакета к морским газопроводам и вообще российским газопроводам противоречит духу Третьего энергопакета. Оно не приводит к росту конкуренции. На практике мы видим, что подобная борьба может затягиваться на годы. Примером является ситуация с газопроводом ОПАЛ. Также «Газпром» может вести переговоры с покупателями о переносе точки сдачи —приемки газа. Если газ будет менять собственника в той самой точке в 12 миль от берега, тогда «Газпром» выполнит требования газовой директивы — по трубам будет идти не только его газ, но и других собственников.
— Энергокомиссия ЕС заняла странную в нынешних условиях позицию — стремления сыграть на противоречиях между США и Россией по газу, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Поддавливая американские компании в направлении снижения последними стоимости поставляемого в Европу СПГ, она ставит все более кабальные условия и для владельцев проекта «Северный поток-2». Почему странная? Да потому что так можно и заиграться. В ситуации, когда и США, и Россия берут курс на суверенизацию своих стран и перестройку своих экономик, Европа может остаться один на один со своими проблемами — и тогда диктовать будет уже не она, а ее «партнеры».
Думаю, что давление на Россию под очередным выдуманным предлогом— результат компромисса между американской и проевропейской «партиями» в Энергокомиссии ЕС. Проевропейская «партия» вынуждает Еврокомиссию выставлять условия американским компаниям, а в ответ на уступки — ставит препоны российскому «Газпрому».
«СП»: — Решение пока не принято, регулятор до 8 мая продолжает собирать замечания заинтересованных сторон, после чего примет «оперативное» решение. Каковым оно, по-вашему будет? От чего оно будет зависеть, и кто на него будет влиять?
— Очередные требования чиновников Энергокомиссии к проекту «Северный поток-2» абсолютно лукавы, поскольку сроки ввода в действие проекта сорваны не по вине России. Козни США и решение Конгресса этой страны о введении санкций против компаний, задействованных в строительстве газопровода «Северный поток-2» — это классический форс-мажор, в котором РФ и ее партнеры — пострадавшая сторона. Россия легко бы могла доказать это в любом международном суде, будь это беспристрастная инстанция, но международные суды сегодня контролируются преимущественно британцами, так что решения будут не ее пользу. Фактически РФ оказалась в ловушке.
«СП»: — Что может сделать Россия?
— Россия в нынешней ситуации ничего сделать не сможет. Российские углеводородные олигархи и связанные с ними чиновники загнали себя в тупик, что было вполне предсказуемо. Они были зациклены на быстрые, легки и большие экспортные деньги, не просчитывая все «за» и «против» и не загадывая в завтрашний день. Теперь, если Россия продолжит проект «Северный поток-2», то только на условиях европейской Энергокомиссии. Если же остановит проект — будет платить миллиардные неустойки западным компаниям.
«СП»: — Есть ли у Москвы план действий на такой случай?
— У «Газпрома» и Минэнерго нет стратегического плана. И чем больше они дергаются в расставленном для России капкане, тем сильнее сжимается петля. Судиться с Энергомиссией бесполезно. Во-первых, все международные суды откажут России в ее исках просто потому, что это Россия. А во-вторых, у РФ нет институций, способных выигрывать суды. В этом смысле весьма показательно поражение России в судах по ЮКОСу, когда зарубежные юристы трижды поимели правительство Медведева, заплатившее (за откаты) на сторону за ведение этого дела. И лично у меня нет никаких сомнений, что зарубежные юристы разденут «Газпром» и РФ догола по делам «Северного потока-2».
Единственным выходом из нынешних ловушек по этому проекту, по ЮКОСу, по другим газопроводам и нефтепроводам — это принципиальная смена экономической стратегии и, в-частности, полная переналадка экономики на производящие рельсы. Резкое снижение сырьевой ориентации напугает Запад и заставит его реагировать на новый экономический курс встречной сменой своей стратегии (в сторону большего уважения) в отношении РФ. К сожалению, пока у руководства российской экономикой и страной в целом находятся откровенные воры, рассчитывать на смену экономической стратегии не приходится. Лишний рубль для себя и сегодня для этих воров милее, чем сто рублей для страны завтра.
По данным издания агентство ждет ответы до 8 мая «от участников процесса», после чего «оперативно» примет окончательное решение. Основанием для возможного отказа заявке Nord Stream 2 стал тот факт, что для освобождения газопровода из-под действия обновленной газовой директивы требуется, чтобы трубопровод был завершен до мая 2019 года.
Ожидается, что Nord Stream 2 AG, в случае, отказа, опротестует решение в Высшем земельном суде Дюссельдорфа, который, в свою очередь, может передать дело далее в Европейский суд. Решение немецкого регулятора означает, что «Северный поток— 2» должен отвечать требованиям обновленной газовой директивы, где закреплено, что компания, поставляющая газ, не сможет владеть участком трубопровода в немецких водах. Поправки к этой директиве требуют от приходящих в страны ЕС морских газопроводов обеспечить не только о разделении видов деятельности по поставке и транспортировке газа, но и обеспечить доступ к ним третьих лиц. Nord Stream 2 AG на 100% принадлежит «Газпрому», поэтому требования газовой директивы могут привести к тому, что газопровод можно будет загрузить только наполовину.
— Парламент ФРГ в конце 2019 года был вынужден даже экстренно принять закон, отодвигавший для «Северного потока-2» сроки ввода проекта до 24 мая 2020 года, — напоминает писатель и политолог Дмитрий Лекух.
— Сейчас истекают и эти сроки.
Впрочем, Handelsblatt, выражающий «мнение» проатлантистских элит рано радуется: этот вопрос решаемый, вполне.
«СП»: — Это может быть чьим-то заказом?
— Да уже даже не очень понятно, чей заказ: в принципе, за Handelsblatt всегда стояли идеологи глобализма из демократической партии США, но сейчас им немного не до «войны с Россией», так что, скорее всего, инициатива на «среднем уровне», плюс — «самостоятельность» лимитрофа.
«СП»: — Каким, по-вашему, будет итоговое решение?
— Абсолютно неважно, каким оно будет, это давно не наши проблемы: Handelsblatt как-то все время забывает, что «Северный поток — 2» не российский, а европейский проект, который даже строился за вполне европейские деньги.
Плюс мир после окончания кризиса в любом случае будет другим, и не очень понятно, как в нем, в условиях неизбежного экономического противостояния Европы и США, вообще будут существовать «атлантисты».
Многое зависит от осенних выборов в США, конечно, но это будет в любом случае «выстрел в ногу» европейским энергетическим концернам, и они этого ре простят.
«СП»: — Нам остается рассчитывать только на благоразумие немцев?
— Зачем нам рассчитывать на «благоразумие немцев»? Еще раз, это — европейский, прежде всего германский проект. Он немцам нужнее, много нужнее, чем нам. Особенно в кризис.
«СП»: — Что теперь делать, если проект попадет под ограничения?
— Будем качать половину объема и ждать решения вопроса через другие, в том числе судебные инстанции: вряд ли потребление в Европе так в ближайшую зиму вырастет настолько, что нам этого не хватит, — кризис.
За это время немецко-австрийский альянс, нет никаких сомнений, этот вопрос решит. А «Газпром» будет спокойно продолжать строить «Силу Сибири — 2».
— Вопрос применения Газовой директивы (третьего энергопакета ЕС) в «Северному потоку-2» очень актуален, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Нужно понимать, что изначально директива не применялась к морским газопроводам, так как в 12 миль от берега на дне моря не может возникнуть конкуренция, там альтернативный поставщик не придет. А Директива (третий энергопакет) — это комплекс антимонопольных законов, они призваны развивать конкуренцию. Но в них же и написано, что, если в конкретной точке — начале газопровода не может быть физически несколько поставщиков, тогда регулятор обязан дать исключение из-под норм третьего энергопакета. И все проекты, кроме российских, эти исключения получают. Например, газопровод из Азербайджана TAP/TANAP. А когда принимались поправки в третий энергопакет, которые распространили действия закона на морские газопроводы, то это было открытым действием против России. Фактически это были санкции, так как все прекрасно понимали, что это действие, во-первых, будет только против российских газопроводов, во-вторых, что это точно не приведет к появлению альтернативных поставщиков в «Северном потоке-2», в-третьих расчет делался на то, что инвесторы подумают — раз я даю деньги для строительства трубы мощностью 55 млрд. куб.м. в год, а получу только 27,5 млрд. куб. прокачки. И не станет инвестировать вообще и выйдет из проекта А это ослабит лоббистские позиции «Северного потока-2». Поэтому разговоры о том, что распространение газовой директивы на морские газопроводы приведет к росту конкуренции — сказки про белого бычка, все понимают, что это санкции. Только если это назвали бы официально санкциями, тогда Россия дала бы ответ, а этого европейцам не хотелось.
После поправок в закон немцы предприняли попытку пойти эти поправки и приняли положение по которому если трубу достроят до мая 2020, тогда на нее эти поправки не будут работать. Тогда все думали, что достроить успеют, так как со стороны США еще санкций не было. После того, как США ввели санкции, и швейцарская компания отказалась от продолжения строительства, Германия попала в сложное положение. Теперь нужно либо менять свое же решение и продлевать сроки исключения для «Северного потока-2» или девальвировать сделанные европейскими компаниями в газопровод инвестиции. И со всех сторон на регулятора сильно давят.
С одной стороны — лоббированием «Северного потока-2» занимается бывший канцлер Шредер и Матиас Варнинг. С другой стороны —США и евробюрократы из Брюсселя. Предсказать итоговое решение крайне сложно. Возможно, что сейчас немецкий регулятор продление не даст, а стороны вернутся к данному вопросу после окончания строительства. Тем более к концу 2020 года, вероятно добыча газа упадет и США не будут также сильно настаивать на том, чтобы европейцы покупали именно СПГ из США.
«СП»: — Что будет делать «Газпром»?
— «Газпром», конечно, продолжит лоббировать свои интересы и судиться с европейскими, в том числе немецкими регуляторами и Еврокомиссией. Так как применение третьего энергопакета к морским газопроводам и вообще российским газопроводам противоречит духу Третьего энергопакета. Оно не приводит к росту конкуренции. На практике мы видим, что подобная борьба может затягиваться на годы. Примером является ситуация с газопроводом ОПАЛ. Также «Газпром» может вести переговоры с покупателями о переносе точки сдачи —приемки газа. Если газ будет менять собственника в той самой точке в 12 миль от берега, тогда «Газпром» выполнит требования газовой директивы — по трубам будет идти не только его газ, но и других собственников.
— Энергокомиссия ЕС заняла странную в нынешних условиях позицию — стремления сыграть на противоречиях между США и Россией по газу, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Поддавливая американские компании в направлении снижения последними стоимости поставляемого в Европу СПГ, она ставит все более кабальные условия и для владельцев проекта «Северный поток-2». Почему странная? Да потому что так можно и заиграться. В ситуации, когда и США, и Россия берут курс на суверенизацию своих стран и перестройку своих экономик, Европа может остаться один на один со своими проблемами — и тогда диктовать будет уже не она, а ее «партнеры».
Думаю, что давление на Россию под очередным выдуманным предлогом— результат компромисса между американской и проевропейской «партиями» в Энергокомиссии ЕС. Проевропейская «партия» вынуждает Еврокомиссию выставлять условия американским компаниям, а в ответ на уступки — ставит препоны российскому «Газпрому».
«СП»: — Решение пока не принято, регулятор до 8 мая продолжает собирать замечания заинтересованных сторон, после чего примет «оперативное» решение. Каковым оно, по-вашему будет? От чего оно будет зависеть, и кто на него будет влиять?
— Очередные требования чиновников Энергокомиссии к проекту «Северный поток-2» абсолютно лукавы, поскольку сроки ввода в действие проекта сорваны не по вине России. Козни США и решение Конгресса этой страны о введении санкций против компаний, задействованных в строительстве газопровода «Северный поток-2» — это классический форс-мажор, в котором РФ и ее партнеры — пострадавшая сторона. Россия легко бы могла доказать это в любом международном суде, будь это беспристрастная инстанция, но международные суды сегодня контролируются преимущественно британцами, так что решения будут не ее пользу. Фактически РФ оказалась в ловушке.
«СП»: — Что может сделать Россия?
— Россия в нынешней ситуации ничего сделать не сможет. Российские углеводородные олигархи и связанные с ними чиновники загнали себя в тупик, что было вполне предсказуемо. Они были зациклены на быстрые, легки и большие экспортные деньги, не просчитывая все «за» и «против» и не загадывая в завтрашний день. Теперь, если Россия продолжит проект «Северный поток-2», то только на условиях европейской Энергокомиссии. Если же остановит проект — будет платить миллиардные неустойки западным компаниям.
«СП»: — Есть ли у Москвы план действий на такой случай?
— У «Газпрома» и Минэнерго нет стратегического плана. И чем больше они дергаются в расставленном для России капкане, тем сильнее сжимается петля. Судиться с Энергомиссией бесполезно. Во-первых, все международные суды откажут России в ее исках просто потому, что это Россия. А во-вторых, у РФ нет институций, способных выигрывать суды. В этом смысле весьма показательно поражение России в судах по ЮКОСу, когда зарубежные юристы трижды поимели правительство Медведева, заплатившее (за откаты) на сторону за ведение этого дела. И лично у меня нет никаких сомнений, что зарубежные юристы разденут «Газпром» и РФ догола по делам «Северного потока-2».
Единственным выходом из нынешних ловушек по этому проекту, по ЮКОСу, по другим газопроводам и нефтепроводам — это принципиальная смена экономической стратегии и, в-частности, полная переналадка экономики на производящие рельсы. Резкое снижение сырьевой ориентации напугает Запад и заставит его реагировать на новый экономический курс встречной сменой своей стратегии (в сторону большего уважения) в отношении РФ. К сожалению, пока у руководства российской экономикой и страной в целом находятся откровенные воры, рассчитывать на смену экономической стратегии не приходится. Лишний рубль для себя и сегодня для этих воров милее, чем сто рублей для страны завтра.