После снятия карантинных мер в Москве могут закрыться до 50% магазинов одежды, обуви и аксессуаров, прогнозирует Fashion Consulting Group. Крупные одежные сети, как, например, Zara, Pull & Bear, "Твое", уже занялись оптимизацией точек в торговых центрах столицы. Их примеру, возможно, последуют H&M и Gap. Ритейлеры могут перевести большую часть продаж в онлайн, что невыгодно владельцам и управляющим торгцентров, а также консультантам рынка коммерческой недвижимости. Последние надеются, что спрос восстановится в 2021 году и fashion-индустрия продолжит развитие в традиционном формате.
Сети H&M и Inditex (владеет, в частности, брендами Zara, Bershka, Pull & Bear, Massimo Dutti) в условиях кризиса планируют закрыть нерентабельные магазины в некоторых торговых центрах Москвы, рассказали "Коммерсанту" несколько консультантов рынка коммерческой недвижимости. А представитель H&M при этом настаивает, что в России откроются все магазины сети после снятия ограничений для непродуктового ритейла.
Между тем конкурент H&M и Inditex - американский Gap уже предупредил, что текущий кризис может оказаться для компании фатальным. До начала пандемии сети удалось аккумулировать 1,7 млрд долларов, но около половины этой суммы уже ушло на содержание закрытых по всему миру магазинов.
Одежная сеть "Твое" рассматривает возможность закрытия до 40 нерентабельных магазинов, утверждает один из источников.
На фоне кризиса 2020 года сокращение традиционных магазинов в сегменте fashion составит от 35 до 50%, считает гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс. По итогам 2020 года падение продаж на рынке моды составит до 35% в деньгах, добавляет она. В минувшем году объем всего российского рынка моды не превышал 2,29 трлн рублей, сообщали ранее в FCG. Таким образом, по итогам года объем выручки во всей отрасли может снизиться до 1,48 трлн рублей.
С другой стороны, более чем вдвое могут вырасти объемы продаж через интернет, говорит Лебсак-Клейманс. По ее словам, если в 2019 году доля онлайн-торговли на рынке fashion составляла всего около 12%, то теперь треть продаж от общего объема рынка будет приходиться на дистанционную торговлю.
Наибольший процент ротаций и вакансий в торговых центрах произойдет среди помещений до 300 кв. м, которые занимают представители малого и среднего бизнеса, считает руководитель аренды торговых помещений CBRE Александра Чиркаева.
Ранее гендиректор компании "Региондевелопмент" Ольга Вальчук допустила, что торговые центры могут опустеть почти на треть. "Если крупные сети еще как-то могут держаться во время карантина за счет собственных и кредитных средств, то большая часть малого бизнеса или закрылась полностью, или распустила персонал до лучших времен", - отметила она.
Вальчук добавила, что заполняемость ТЦ будет зависеть от того, смогут ли собственники договориться с арендаторами. По ее мнению, после окончания эпидемии многие компании в обмен на открытие своих магазинов в торговых центрах будут диктовать владельцам объектов новые условия аренды, а тем либо придется соглашаться для поддержания интереса посетителей, либо настаивать на исполнении текущих договоров.
Последний опрос показывает, что в России быстро растет число людей, которые экономят средства, отказываясь даже от покупок товаров повседневного спроса. Если в начале апреля о переходе за последний месяц в режим экономии сообщили 28% респондентов, то в начале мая о том, что они принимали такие меры в последние две недели, рассказали уже 44% опрошенных. На непродовольственные товары расходы сократили 12% (рост 6 п.п.) опрошенных. В первую очередь в этой категории россияне начали экономить как раз на одежде и обуви.
Эксперты по торговой недвижимости и управляющие торговыми центрами пока смотрят в будущее с оптимизмом. Они рассчитывают, что в 2021 году при благоприятной экономической и эпидемиологической обстановке произойдет восстановление потребления в fashion-индустрии в привычной форме. "Онлайн никогда не станет основным каналом продаж в fashion-сегменте", - уверена директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.
Между тем другие эксперты полагают, что после пандемии крупные торговые центры в столице вообще могут быть снесены. С таким прогнозом выступил 6 мая главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ходе онлайн-конференции Urban Awards "Как изменятся города после пандемии?"
Кузнецов отметил, что "большие бизнес-игроки" "начнут делать сотни маленьких магазинов вместо одного большого". Он добавил, что не видит предпосылок для переустройства крупных торговых центров под госпитали в случае кризиса. "Во-первых, я не верю, что вирус будет с нами навсегда. Если рынок будет говорить, что формат больших торговых центров не приносит прибыли, то, скорее всего, мы увидим, что их невыгодно будет переделывать под большие центры. Скорее всего, это будет снос, и владелец спокойно расстанется с этой недвижимостью и реализует землю иначе", - отметил архитектор.
Сети H&M и Inditex (владеет, в частности, брендами Zara, Bershka, Pull & Bear, Massimo Dutti) в условиях кризиса планируют закрыть нерентабельные магазины в некоторых торговых центрах Москвы, рассказали "Коммерсанту" несколько консультантов рынка коммерческой недвижимости. А представитель H&M при этом настаивает, что в России откроются все магазины сети после снятия ограничений для непродуктового ритейла.
Между тем конкурент H&M и Inditex - американский Gap уже предупредил, что текущий кризис может оказаться для компании фатальным. До начала пандемии сети удалось аккумулировать 1,7 млрд долларов, но около половины этой суммы уже ушло на содержание закрытых по всему миру магазинов.
Одежная сеть "Твое" рассматривает возможность закрытия до 40 нерентабельных магазинов, утверждает один из источников.
На фоне кризиса 2020 года сокращение традиционных магазинов в сегменте fashion составит от 35 до 50%, считает гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс. По итогам 2020 года падение продаж на рынке моды составит до 35% в деньгах, добавляет она. В минувшем году объем всего российского рынка моды не превышал 2,29 трлн рублей, сообщали ранее в FCG. Таким образом, по итогам года объем выручки во всей отрасли может снизиться до 1,48 трлн рублей.
С другой стороны, более чем вдвое могут вырасти объемы продаж через интернет, говорит Лебсак-Клейманс. По ее словам, если в 2019 году доля онлайн-торговли на рынке fashion составляла всего около 12%, то теперь треть продаж от общего объема рынка будет приходиться на дистанционную торговлю.
Наибольший процент ротаций и вакансий в торговых центрах произойдет среди помещений до 300 кв. м, которые занимают представители малого и среднего бизнеса, считает руководитель аренды торговых помещений CBRE Александра Чиркаева.
Ранее гендиректор компании "Региондевелопмент" Ольга Вальчук допустила, что торговые центры могут опустеть почти на треть. "Если крупные сети еще как-то могут держаться во время карантина за счет собственных и кредитных средств, то большая часть малого бизнеса или закрылась полностью, или распустила персонал до лучших времен", - отметила она.
Вальчук добавила, что заполняемость ТЦ будет зависеть от того, смогут ли собственники договориться с арендаторами. По ее мнению, после окончания эпидемии многие компании в обмен на открытие своих магазинов в торговых центрах будут диктовать владельцам объектов новые условия аренды, а тем либо придется соглашаться для поддержания интереса посетителей, либо настаивать на исполнении текущих договоров.
Последний опрос показывает, что в России быстро растет число людей, которые экономят средства, отказываясь даже от покупок товаров повседневного спроса. Если в начале апреля о переходе за последний месяц в режим экономии сообщили 28% респондентов, то в начале мая о том, что они принимали такие меры в последние две недели, рассказали уже 44% опрошенных. На непродовольственные товары расходы сократили 12% (рост 6 п.п.) опрошенных. В первую очередь в этой категории россияне начали экономить как раз на одежде и обуви.
Эксперты по торговой недвижимости и управляющие торговыми центрами пока смотрят в будущее с оптимизмом. Они рассчитывают, что в 2021 году при благоприятной экономической и эпидемиологической обстановке произойдет восстановление потребления в fashion-индустрии в привычной форме. "Онлайн никогда не станет основным каналом продаж в fashion-сегменте", - уверена директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.
Между тем другие эксперты полагают, что после пандемии крупные торговые центры в столице вообще могут быть снесены. С таким прогнозом выступил 6 мая главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ходе онлайн-конференции Urban Awards "Как изменятся города после пандемии?"
Кузнецов отметил, что "большие бизнес-игроки" "начнут делать сотни маленьких магазинов вместо одного большого". Он добавил, что не видит предпосылок для переустройства крупных торговых центров под госпитали в случае кризиса. "Во-первых, я не верю, что вирус будет с нами навсегда. Если рынок будет говорить, что формат больших торговых центров не приносит прибыли, то, скорее всего, мы увидим, что их невыгодно будет переделывать под большие центры. Скорее всего, это будет снос, и владелец спокойно расстанется с этой недвижимостью и реализует землю иначе", - отметил архитектор.