26.05.2020 09:01
Когда в отдельно взятой стране вдруг резко меняется ситуация, и сторона, которую уже давно якобы все похоронили и которой оставалось существовать «считанные месяцы» вдруг переходит в наступление, а их противники-победители вдруг начали сдавать один район за другим, у людей невольно могут возникнуть вопросы, что происходит?
И они возникают, потому, что в Ливии сегодня все происходит именно по этому сценарию.
А еще у большей части общества традиционно короткая память и они за текущими заботами забывают, что происходило всего несколько месяцев назад. И их понять можно, в конце концов они просто люди, у которых есть масса других забот.
Между тем, и то, что происходит в Ливии, также нормально и предсказуемо, если вспомнить события января, которые и стали для них прологом. Сегодня мы наблюдаем просто их последствия.
Итак, что случилось в январе.
Я сделал серию материалов по теме, к которым и отсылаю (раз, два, три). Здесь же укажу только краткую их выжимку.
Россия, став гегемоном Ближнего Востока, приступила к исполнению своих обязанностей. Турция помогла ей в Сирии (и еще как помогла), а в Ливии, Россия с ней по сути рассчиталась, пообещав соблюдения турецких интересов в этой стране. Тем более, что и ей самой это было на пользу, так как только на волне успеха президент Турции Эрдоган может удерживать власть в это непростое время. А приход к власти турецкой оппозиции, может в один момент перевернуть всю пока еще хлипкую Ближневосточную конструкцию России. А это кроме США, Саудовской Аравии и Израиля никому не надо.
А отсюда и были мои предположения, что совместная январская инициатива двух президентов (Путина и Эрдогана) это по сути план мирного урегулирования в Ливии с соблюдением турецких интересов. И это не было воспринято на тот момент почти полным «хозяином» Ливии маршалом Хафтаром, который уже видел себя новым Муаммаром Каддафи.
Когда спустя несколько дней, этот «гегемон Ливии» был вызван в Москву и ему объяснили что решили между собой Россия и Турция, он, как мы помним, обиделся, и улетел с переговоров, ничего не подписав. Ну да, он же думал, что за ними Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет, а еще 90% территории страны и поддержка племен. Какой смысл ему соглашаться на эти унизительные условия.
Правда, уже очень скоро, он убедился, что он не прав. Турция начала быструю переброску своих воинских контингентов, которые по примеру России в Сирии составили костяк новой армии ПНС, а ее новым «мясом» стали тысячи перебрасываемых из Сирии и турецких учебных лагерей «бойцов за свободу Ливии». На сегодня у Турции по разным оценкам в Ливии находится от 1,5 до 2,5 тыс. военных, а численность переброшенных «оппозиционеров»… то есть простите, это в Сирии они были «оппозиционерами», а в Ливии они бойцы правительственной армии составляет примерно 12-15 тыс. чел. И это в масштабах Ливии грозная сила, особенно с учетом их боевого сирийского опыта, и того факта, что из ливийцев бойцы, как из меня балерина.
При этом маршал Хафтар очень быстро понял, что Россия таки гегемон Ближнего Востока, а потому от него очень быстро отвернулись практически все его союзники – Саудовская Аравия, ОАЭ, которым вдруг стало не до Хафтара, и Франция, президент которой не зря считает Владимира Путина своим почти другом.
А в арабском мире оно как бывает. Здесь любая война – это определение сильнейшей стороны, к которой затем пристают все остальные (90% племен и шейхов). И именно поэтому, когда стало понятно, что Хафтар «любимое дитя» России, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта, к нему пристали почти все племена страны, что и дало ему тот успех, который вскружил ему голову.
Но как только ветер подул в другую сторону, «сторонники» Хафтара начали быстро от него отпадать, и именно поэтому «непобедимая» армия маршала сегодня сдает одну позицию за другой. И будут сдавать пока тот не поймет, что ему предлагают вполне здравые условия и с гегемоном Ближнего Востока дешевле согласиться.
А если не поймет, то договариваться будут с другим. Или вообще не будут, если Москва и Турция так порешат, а президент Эрдоган окончательно сдаст своих в Идлибе. В общем, варианты пока еще есть, но все они «смотрят» примерно в одном направлении.
И именно поэтому, когда в СМИ я встречаю версию, что интересы России и Турции в Ливии столкнулись и вот-вот может начаться охлаждение в отношениях, я улыбаюсь. Насколько эти «эксперты» далеки от реальности, и насколько у них кратковременная память. Прям, как у влюбленной в свой идеал девушки, способной забыть все, что не вписывается в ее стройную картину мира.
Но это для девушки нормально, хотя… и для этих, так называемых «экспертов», это тоже уже стало нормальным.