Согласно данных официальной китайской таможенной статистики (а не заявлениям по отгрузке нефти из нефтетерминалов КСА, о чем очень любили месяц назад сообщать сторонники тезиса о победе саудитов в нефтевойне), из России наблюдался рост поставок до 1,75 млн. барр. в стуки, а из КСА снижение до 1,26 млн. барр. в сутки.
Причем в марте обе страны шли «ноздря в ноздрю» с показателем примерно 1,6-1,7 млн. барр. в сутки. То есть падение саудитов было очень и очень значимым.
И как же сегодня, после публикации этой статистики, а также добровольно взятых на себя обязательств сокращать собственную добычу сверх установленных квот (в случае КСА это 1 млн. бар. в сутки) выглядит оппонирующая сторона, которая еще пару месяцев назад «предсказывала» совершенно иной сценарий развития ситуации.
И ведь что интересно. Их аудитория будет раз за разом прощать своим СМИ эти ляпы, потому, что те в свою очередь пишут не правду, а то, что эта «аудитория» хочет слышать.
На этом фоне, как-то ушли в тень другие новости нефтяного рынка, которые на самом деле имеют важнейшее значение на развитие ситуации в будущем.
Вчера после проведения очередного совещания в профильном российском министерстве стало известно два интересных факта.
Факт 1. По оценкам Минэнерго России излишек нефти в мире есть и он составляет от 7 до 12 млн. барр. в сутки, что даже несколько больше, нежели оценки после первой недели мая.
Факт 2. Саудовская Аравия предлагает сохранить майско-июньские квоты добычи до конца лета, чтобы таким образом гораздо быстрее убрать лишнюю нефть с рынка и стимулировать процесс роста цен до новых уровней.
Главное в любой войне – результат
Действия России исходят из ее стратегической задачи – удержание цен в комфортном для нее и некомфортном для ее главных оппонентов коридоре (30-40$ за барр.). И пока именно такой результат и достигнут, и все идет к тому, что такая стагнация рынка, которая вымывает резервы КСА и уничтожает американскую сланцевую индустрию будет продолжатся минимум до конца года.
Собственно, и логика Саудовской Аравии в этой связи тоже понятна. Стабилизация цен на уровне 30-40$ за барр. их точно не устраивает и именно поэтому они прогнулись и решили убрать с рынка добавочный миллион барр. в сутки в июне и ждут ответных шагов России (не США, где и так все валится даже быстрее «графика»).
В общем, в предстоящие недели перед июньским саммитом ОПЕК+ переговоры будут упорными, а действия Саудовской Аравии более настойчивыми. И на этом фоне официальное заявление пресс-службы Кремля, что Россия пока не определилась со своей нефтяной стратегией на июль-август, и что она будет изучать рынок, после чего и примет решение, говорит о том, что в целом именно Москву сегодняшняя ситуации более чем устраивает.
Да ее ЗВР будут понемногу сокращаться, но это не идет ни в какое сравнение с тем катком, которым проходится нефтяная война, по ее главным «партнерам».
А В США оценки уже ближайшего будущего сланцевой индустрии очень печальные и даже некоторый отскок цен в мае вверх (+75; по сравнению с апрелем) ничего принципиально не меняют. А что тут изменится, что для сланцевиков, что 15, что 20, что даже 35 долл. за барр., это гораздо ниже себестоимости и в условиях потери веры в будущее сланцевой индустрии перекредитоваться им становится все труднее и труднее. Аналитики рынка, с учетом текущих долгов сланцевой индустрии ожидают более 70 банкротств уже в этом году и еще сотню в следующем. Но даже и новые собственники нефтепромыслов вряд ли начнут восстанавливать добычу ранее, чем ценники поднимутся до хотя бы 45-50$ за барр. А это гарантирует продолжение пикирования добычи нефти в США. Причем, это добавочно гарантирует и рекордно низкое количество буровой активности в стране.
То есть оценки, что США потеряют к концу года 4-5 млн. барр. добычи более чем реальные.
Но и далее, все очень и очень нестабильно. Очевидно, что уровень низких цен на нефть – это надолго, а стратегия России по ускоренному развитию добычи на проекте Восток-Ойл, делает перспективы для американских сланцевиков и саудовских принцев и вовсе безрадостными даже в среднесрочной перспективе. Москва же, как мы выяснили в предыдущих частях «нефтяного цикла» , очень долго и настойчиво (с 2016 года, как минимум) готовилась именно к этому развитию ситуации и готова жить в ценовом нефтяном коридоре 30-45$ очень и очень долго. Гораздо дольше, чем ее основные конкуренты. И если ей эта стратегия удастся, то уже очень скоро рынок нефти начнет перекраиваться в ее пользу. Причем, не важно за чей счет, либо за счет не выдержавших конкуренции американских сланцевиков, либо … за счет проблем у стран Персидского залива. Которые могут им устроить американцы, чтобы спасти свою сланцевую отрасль.