Важное событие, которое касается сферы государственной безопасности и поддержания стратегической стабильности. Москва приостанавливает действие российско-американского соглашения об утилизации плутония. Владимир Путин подписал соответствующий указ и внес проект закона в Государственную Думу. Причина принятого решения — Вашингтон не выполняет взятые на себя обязательства.
Одно дело — подписать, совсем другое — выполнить. Этот подход американской стороны к собственным обязательствам вряд ли кому-то может показаться какой-то новинкой. Вот и в случае с утилизацией оружейного плутония вышло именно так. Собственно, процесс уничтожения должен был начаться в 2018-м, но плутоний — не бытовые отходы — просто так не сожжешь. Нужен специальный реактор. Россия его построила, а вот Соединенные Штаты все еще размышляют. В Кремле решили: время на раздумье закончилось, ведь документ был подписан еще в 2000-м году, и с тех пор Россия не раз напоминала партнерам о соглашении.
В апреле на медиафоруме в Петербурге о нем говорил президент: «Это тот расщепляющийся высокообогащенный материал, который используется для подготовки ядерного оружия, 34 тонны с обеих сторон. Мы подписали соответствующее соглашение и договорились о том, что этот материал будет уничтожаться определенным способом, а именно промышленным, для этого нужно было построить специальные предприятия. Мы свои обязательства выполнили, мы это предприятие построили. Наши американские партнеры – нет».
Прошло еще почти полгода, но Соединенные Штаты так ничего и не начали строить. Наоборот, решили заморозить проект строительства завода в Южной Каролине. Решение вызывало удивление даже у американских сенаторов.
«Я правильно понял, мы собираемся изменить всю программу, отменить соглашения, а затем прийти к русским и попросить их согласиться с этим? Весь план в этом?» — спрашивает Линдси Грэм, сенатор от штата Южная Каролина.
«Это абсолютно чокнутый план, тупейший план, который только можно придумать. Изменить курс, не зная, сколько нам это будет стоить, и надеясь, русские согласятся», — добавил сенатор.
Надеяться и правда не стоило. Так что заморозка соглашения со стороны России, говорят в Кремле, — просто логическое продолжение.
«Реализация обязательств (со стороны США) не соответствовала положениям документа. Достаточно долгое время Россия в одиночку его выполняла, но сейчас, как говорится в указе президента, с учетом в целом напряженности и так далее российская сторона не считает возможным продолжение подобной ситуации. Американская сторона выполняла положения этого документа таким образом, что оставляла и возвратный потенциал за собой в отношении плутония, и в отношении объемов», — сказал пресс-секретарь президента РФ Д. Песков.
Возвратный потенциал, о котором говорит пресс-секретарь президента, — это, если серьезно упростить, попытка уничтожить плутоний в каком-то смысле понарошку.
Например, как предлагают американцы, смешать плутоний 239 с другими отходами, а бочки захоронить. Вот только период полураспада плутония — 24 с половиной тысячи лет, так что в любой момент можно откапывать и использовать по назначению. То есть делать бомбы. Речь в соглашении шла о 34-х тоннах с каждой стороны. Для сравнения: в бомбе «Толстяк», сброшенной на японский город Нагасаки в 45-м, было чуть меньше шести с половиной килограммов. То есть Россия и США должны были уничтожить пять с лишним тысяч потенциальных «толстяков». И просто зарыть в землю - недостаточно.
«Что такое утилизация? Она возможна только в том случае, если вы проведете реакторную трансмутацию и получите изотопы плутония в смеси с 239-м плутонием, которых станет больше, и это и приведет их в состояние непригодного. Других способов перевести плутоний в состояние непригодного не существует», — говорит Владимир Троянов, руководитель российско-американской рабочей группы по топливу.
Все остальное — имитация выполнения обязательств. Россию такой вариант не устраивает. В МИД уже заявили: страна готова вернуться к соглашению, но только на равных.
Из комментария МИД: «Предпринятый Россией вынужденный шаг не направлен на обострение отношений с США. Мы хотим вернуть Вашингтон к пониманию того, что одной рукой вводить санкции против нас там, где это можно сделать достаточно безболезненно для американцев, а другой продолжать выборочное сотрудничество в тех областях, где это им выгодно, не получится».
Условия возобновления сотрудничества прописаны в проекте закона, который президент сегодня внес в Госдуму. Главное — это отказ от недружественной политики в отношении России, который должен выражаться в конкретных действиях:
а) в отмене закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины;
б) в отмене всех санкций, введенных Соединенными Штатами Америки в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц;
в) в компенсации ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате введения санкций, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении Соединенных Штатов Америки.
Среди условий и сокращение военного контингента НАТО до уровня на первое сентября 2001-го года, когда "плутониевое соглашение" вступило в силу. С тех пор альянс заметно расширился. Эксперты говорят: мир вообще сильно изменился - и в этом смысле и не только, поэтому в желании приостановить договор нет ничего удивительного.
«Согласитесь, было бы безумием снабжать оружейным плутонием ядерные боеголовки США, которые нацелены, ни для кого не секрет, на Россию. Американцы наших озабоченностей не слышали, наши предложения игнорировали, и мы были вынуждены в одностороннем порядке выйти из этого соглашения», — говорит военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
В совокупности условия возобновления соглашения, по словам экспертов, выглядят подчеркнуто нереальными не просто так. Это скорее сигнал американским партнерам — играть нужно по правилам. Тем более, если вы под этими правилами подписались. Игры в одни ворота точно больше не будет.