Из-за продолжающегося экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, в 2021 году доходы населения продолжат падать, при этом государство сократит расходы на здравоохранение. К такому выводу пришел популярный биржевой и финансовый аналитик Степан Демура, известный, в частности, тем, что заблаговременно предсказал мировой финансовый кризис 2008 года, а также падение курса рубля и цен на нефть в 2014 году.
«Следующий год будет очень тяжелым. Будет падение доходов граждан и экономики. Будут проблемы с бюджетом РФ. Знаю, что расходы на здравоохранение будут в следующем году сокращать на 30−40%», — сообщил он, добавив, что наша экономика уже «давно загибается», сидя на «нефтяной игле» и не производя никакой добавочной стоимости, правительство при этом поднимает налоги, а бизнес фактически добивается.
Об официальной реакции членов российского кабмина или сотрудников его пресс-службы на заявление о таком сокращении госрасходов на медицину пока ничего не известно. Однако по мнению опрошенных «СП» экспертов, если это действительно произойдет, то последствия для российского здравоохранения будут весьма и весьма печальными, и это еще в лучшем случае.
Ведь уже сейчас, рассказала изданию руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова в России детская смертность, в полтора раза выше, чем в странах Евросоюза, сопоставимых с нами по уровню экономического развития, а, помимо ковида, от таких инфекций, как ВИЧ, туберкулез и вирусные гепатиты у нас умирает почти в 4 раза больше людей, чем в тех же странах Европы.
— Расходы нашего государства на цели здравоохранения никогда не поднимались выше 3,5% ВВП, временами опускаясь даже ниже, — констатировала она. — Естественно, это привело к обнищанию нашей медицины. Счетная палата то и дело публикует сведения о том, что многие медицинские здания и сооружения находятся в плачевном состоянии. Износ оборудования и основных фондов по многим учреждениям доходит до 80−90%. И, главное, у нас просто нищенские зарплаты медработников — если убрать компенсационные и стимулирующие выплаты, базовые оклады многих врачей не превысят 15 тысяч рублей в месяц. Из-за этого у нас серьезный дефицит кадров, особенно в первичном звене — поликлиниках, амбулаториях, фельдшерских пунктах.
— Хотя в системе финансирования текущих расходов здравоохранения доля федерального бюджета составляет меньшую часть, это все равно очень существенная сумма. И наш анализ ситуации говорит о том, что если даже сейчас увеличить трансфер из государственной казны на медицину самое малое в полтора-два раза, то кадровая проблема в отрасли как минимум в ближайшие два года все равно не будет решена, — поделился своим видением ситуации сопредседатель и оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. -Не говоря уже о том, что государство через отдельно через специальные федеральные программы нередко финансирует строительство новых медучреждений, приобретение оборудования для поликлиник, а также транспорта для службы скорой медицинской помощи, самое малое, к чему может привести дальнейший секвестр расходов госбюджета на медицину, так это к тому, что мы лишимся даже тех кадров, которые в этой сфере имеются сейчас.
«СП»: — И кого при дальнейшем секвестре госрасходов на медицину мы рискуем потерять в первую очередь? Профильных специалистов, младший медицинский персонал?
— Мы понесем потери по всем направлениям. У нас на начало года только по официальным данным в первичном звене не хватало 25 тысяч врачей, а нехватка среднего персонала составила 130 тысяч. А в реальности картина еще более удручающая. Ведь еще до пандемии была проведена оптимизация здравоохранения, в рамках которой пускали под нож штаты структурных подразделений, закрывались целые больницы, особенно в регионах. И все это ранее урезанное, естественно, не было включено в официальные сводки по кадровому дефициту.
У нас тяжелая ситуация и с участковыми врачами, и с узкими специалистами в поликлиниках. В районных стационарах просто не бывает специалистов. А младший медперсонал вообще практически ликвидирован. Чтобы не платить повышенные зарплаты, как того требовали президентские «майские указы», медсестер массово переводили в уборщицы и увольняли, так что ухаживать за тяжелыми пациентами и работать с биологическими жидкостями становится банально некому.
А острейшая ситуация в службе «Скорой помощи»?
«СП»: — Какие проблемы с ней?
— Действующий федеральный норматив предусматривает наличие одной полноценной дежурной бригады общей помощи в среднем на каждые 10 тысяч населения, чтобы медики могли работать в адекватном режиме, без диких перенагрузок. Но еще до того, как началась вся эта история с коронавирусом, в большинстве населенных пунктов этот показатель был меньше в полтора-два раза. То есть вместо 70 бригад общей помощи на городе с населением в 700 тысяч человек работало примерно 35−38. А реанимационных бригад, вместо одной на каждые 100 тысяч населения по нормативу, могло и вовсе не существовать официально. Так, например, было в Орле еще полгода назад.
То есть еще до пандемии скорая работала практически с тройной перегрузкой. Об эмоциональном и физическом состоянии работавших в таких условиях медиков и говорить не приходится. Особенно если учесть, что зачастую вместо двух положенных по нормативу сотрудников бригады состояли всего из одного, работающего на полторы-две ставки. А теперь на фоне паники из-за пандемии коронавируса количество вызовов бригад выросло еще в несколько раз, да еще и сами врачи из-за болезни вынуждены уходить на карантин. В результате подъезда «Скорой» приходится ждать от 8−10 часов до нескольких суток.
А между тем, напомню, правительство РФ отменило свои постановления №№ 415 и 484, которыми были установлены стимулирующие выплаты медикам за риск работы в так называемых «красных зонах» и дополнительную нагрузку в условиях коронавирусной инфекции. Вместо них с 1 ноября 2020 года вступило в силу постановление кабинета министров № 1762, которое, по нашим оценкам, приведет к сокращению выплат для большинства той части медработников, которые эти выплаты получали.
Уже сейчас видно, к чему привело стремление властей сэкономить на медицине, а если еще и дальше на ней экономить, мы, боюсь, получим просто полное разрушение государственной медицины.
«СП»: — Не могут же чиновники не понимать таких очевидных вещей…
— Я не знаю, может быть, существует на этот счет какой-то хитрый план. Например, окончательно дискредитировать систему государственной медицинской помощи, чтобы объявить о необходимости более активного допуска к деньгам ОМС частных медицинских организаций. А, возможно, и вообще полностью зачистить площадку под внедрение коммерческой, платной медицины. Для которой государственные медучреждения даже в том плачевном состоянии, в котором они существуют сейчас, все равно являются конкурентами, поскольку пока оказывают медпомощь преимущественно бесплатно.
«СП»: — То есть логично предположить, что вскоре после того, как может быть принято решение о дальнейшем сокращении расходов госбюджета на здравоохранение, пусть даже гораздо менее, чем на 30−40%, озвученных Степаном Демурой, высокопоставленный представитель политической элиты где-нибудь осенью 2021 года попросит «отнестись с пониманием» к реформе системы бесплатной государственной медицинской помощи в пользу коммерческих структур?
— Думаю, такое открытое решение маловероятно. Во-первых, это приведет к социальному взрыву. А, во-вторых, совсем недавно в Конституцию были внесены соответствующие поправки, которые вроде бы наоборот гарантируют гражданам улучшение предоставления медпомощи за счет средств государства. Да и в условиях коронавируса вряд ли решаться на подобный шаг, по крайней мере в ближайший год.
Но вот тихой сапой, через всевозможные усиления государственно-частные партнерства, расширения доступа к системе ОМС для негосударственных компаний, радийное проникновение частного бизнеса в сферу здравоохранения вполне вероятно.
«Следующий год будет очень тяжелым. Будет падение доходов граждан и экономики. Будут проблемы с бюджетом РФ. Знаю, что расходы на здравоохранение будут в следующем году сокращать на 30−40%», — сообщил он, добавив, что наша экономика уже «давно загибается», сидя на «нефтяной игле» и не производя никакой добавочной стоимости, правительство при этом поднимает налоги, а бизнес фактически добивается.
Об официальной реакции членов российского кабмина или сотрудников его пресс-службы на заявление о таком сокращении госрасходов на медицину пока ничего не известно. Однако по мнению опрошенных «СП» экспертов, если это действительно произойдет, то последствия для российского здравоохранения будут весьма и весьма печальными, и это еще в лучшем случае.
Ведь уже сейчас, рассказала изданию руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова в России детская смертность, в полтора раза выше, чем в странах Евросоюза, сопоставимых с нами по уровню экономического развития, а, помимо ковида, от таких инфекций, как ВИЧ, туберкулез и вирусные гепатиты у нас умирает почти в 4 раза больше людей, чем в тех же странах Европы.
— Расходы нашего государства на цели здравоохранения никогда не поднимались выше 3,5% ВВП, временами опускаясь даже ниже, — констатировала она. — Естественно, это привело к обнищанию нашей медицины. Счетная палата то и дело публикует сведения о том, что многие медицинские здания и сооружения находятся в плачевном состоянии. Износ оборудования и основных фондов по многим учреждениям доходит до 80−90%. И, главное, у нас просто нищенские зарплаты медработников — если убрать компенсационные и стимулирующие выплаты, базовые оклады многих врачей не превысят 15 тысяч рублей в месяц. Из-за этого у нас серьезный дефицит кадров, особенно в первичном звене — поликлиниках, амбулаториях, фельдшерских пунктах.
— Хотя в системе финансирования текущих расходов здравоохранения доля федерального бюджета составляет меньшую часть, это все равно очень существенная сумма. И наш анализ ситуации говорит о том, что если даже сейчас увеличить трансфер из государственной казны на медицину самое малое в полтора-два раза, то кадровая проблема в отрасли как минимум в ближайшие два года все равно не будет решена, — поделился своим видением ситуации сопредседатель и оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. -Не говоря уже о том, что государство через отдельно через специальные федеральные программы нередко финансирует строительство новых медучреждений, приобретение оборудования для поликлиник, а также транспорта для службы скорой медицинской помощи, самое малое, к чему может привести дальнейший секвестр расходов госбюджета на медицину, так это к тому, что мы лишимся даже тех кадров, которые в этой сфере имеются сейчас.
«СП»: — И кого при дальнейшем секвестре госрасходов на медицину мы рискуем потерять в первую очередь? Профильных специалистов, младший медицинский персонал?
— Мы понесем потери по всем направлениям. У нас на начало года только по официальным данным в первичном звене не хватало 25 тысяч врачей, а нехватка среднего персонала составила 130 тысяч. А в реальности картина еще более удручающая. Ведь еще до пандемии была проведена оптимизация здравоохранения, в рамках которой пускали под нож штаты структурных подразделений, закрывались целые больницы, особенно в регионах. И все это ранее урезанное, естественно, не было включено в официальные сводки по кадровому дефициту.
У нас тяжелая ситуация и с участковыми врачами, и с узкими специалистами в поликлиниках. В районных стационарах просто не бывает специалистов. А младший медперсонал вообще практически ликвидирован. Чтобы не платить повышенные зарплаты, как того требовали президентские «майские указы», медсестер массово переводили в уборщицы и увольняли, так что ухаживать за тяжелыми пациентами и работать с биологическими жидкостями становится банально некому.
А острейшая ситуация в службе «Скорой помощи»?
«СП»: — Какие проблемы с ней?
— Действующий федеральный норматив предусматривает наличие одной полноценной дежурной бригады общей помощи в среднем на каждые 10 тысяч населения, чтобы медики могли работать в адекватном режиме, без диких перенагрузок. Но еще до того, как началась вся эта история с коронавирусом, в большинстве населенных пунктов этот показатель был меньше в полтора-два раза. То есть вместо 70 бригад общей помощи на городе с населением в 700 тысяч человек работало примерно 35−38. А реанимационных бригад, вместо одной на каждые 100 тысяч населения по нормативу, могло и вовсе не существовать официально. Так, например, было в Орле еще полгода назад.
То есть еще до пандемии скорая работала практически с тройной перегрузкой. Об эмоциональном и физическом состоянии работавших в таких условиях медиков и говорить не приходится. Особенно если учесть, что зачастую вместо двух положенных по нормативу сотрудников бригады состояли всего из одного, работающего на полторы-две ставки. А теперь на фоне паники из-за пандемии коронавируса количество вызовов бригад выросло еще в несколько раз, да еще и сами врачи из-за болезни вынуждены уходить на карантин. В результате подъезда «Скорой» приходится ждать от 8−10 часов до нескольких суток.
А между тем, напомню, правительство РФ отменило свои постановления №№ 415 и 484, которыми были установлены стимулирующие выплаты медикам за риск работы в так называемых «красных зонах» и дополнительную нагрузку в условиях коронавирусной инфекции. Вместо них с 1 ноября 2020 года вступило в силу постановление кабинета министров № 1762, которое, по нашим оценкам, приведет к сокращению выплат для большинства той части медработников, которые эти выплаты получали.
Уже сейчас видно, к чему привело стремление властей сэкономить на медицине, а если еще и дальше на ней экономить, мы, боюсь, получим просто полное разрушение государственной медицины.
«СП»: — Не могут же чиновники не понимать таких очевидных вещей…
— Я не знаю, может быть, существует на этот счет какой-то хитрый план. Например, окончательно дискредитировать систему государственной медицинской помощи, чтобы объявить о необходимости более активного допуска к деньгам ОМС частных медицинских организаций. А, возможно, и вообще полностью зачистить площадку под внедрение коммерческой, платной медицины. Для которой государственные медучреждения даже в том плачевном состоянии, в котором они существуют сейчас, все равно являются конкурентами, поскольку пока оказывают медпомощь преимущественно бесплатно.
«СП»: — То есть логично предположить, что вскоре после того, как может быть принято решение о дальнейшем сокращении расходов госбюджета на здравоохранение, пусть даже гораздо менее, чем на 30−40%, озвученных Степаном Демурой, высокопоставленный представитель политической элиты где-нибудь осенью 2021 года попросит «отнестись с пониманием» к реформе системы бесплатной государственной медицинской помощи в пользу коммерческих структур?
— Думаю, такое открытое решение маловероятно. Во-первых, это приведет к социальному взрыву. А, во-вторых, совсем недавно в Конституцию были внесены соответствующие поправки, которые вроде бы наоборот гарантируют гражданам улучшение предоставления медпомощи за счет средств государства. Да и в условиях коронавируса вряд ли решаться на подобный шаг, по крайней мере в ближайший год.
Но вот тихой сапой, через всевозможные усиления государственно-частные партнерства, расширения доступа к системе ОМС для негосударственных компаний, радийное проникновение частного бизнеса в сферу здравоохранения вполне вероятно.