Китайский сектор военной авиации находится в огромном долгу перед русским медведем, и это относится ко всему периоду с момента консолидации власти Коммунистической партии на территории континентального Китая в 1949 году. Еще в 1950 году Советский Союз предоставил Пекину весьма эффективные истребители МиГ-15, которые, в конечном счете, вынудили Военно-воздушные силы США сократить количество дневных бомбардировок вдоль реки Ялуцзян в ходе войны в Корее.
Через некоторое время Китай начал производство у себя на территории клонов советских истребителей МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21 — это были истребители J-5, J-6 и J-7, соответственно, и их производство достигло таких масштабов, что большое количество этих машин стало поставляться на экспорт.
После развала Советского Союза в 1991 году Россия продала Китаю истребители четвертого поколения Су-27 и Су-30 («Фланкеры») — мощные самолеты со спаренными двигателями, а также с отличными характеристиками в области сверхманевренности. Авиационная корпорация Shenyang Aviation Corporation разработала три клона российского истребителя Су-27 «Фланкер» — это J-11, а также палубный вариант J-15 «Летающая акула» (Fling Shark) и ориентированный на выполнение ударных миссий J-16.
Однако, согласно докладу, опубликованному Королевским объединенным институтом оборонных исследований (Royal United Service Institute), старейшим исследовательским центром по военным вопросам, ученик, возможно, уже превзошел своего учителя.
Вот что пишет автор этого исследования аналитик Джастин Бронк (Justin Bronk):
«… Китай, начав с позиции зависимости от российских самолетов и другой военной техники, смог создать свои собственные современные предприятия по производству самолетов, датчиков и систем вооружений, которые превосходят по своим возможностям российские… Китай увеличивает технологический отрыв от России в большинстве направлений, связанных с разработкой боевых самолетов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет восстановить утраченные области конкурентного преимущества, а причиной этого может стать глубокие структурные, производственные и бюджетные проблемы в сравнении с ситуацией в китайском оборонном секторе».
Конечно же, Китай по-прежнему импортирует из России двухконтурные двигатели, но в то же время Пекин продолжает улучшать такие местные альтернативные варианты двигателей как WS-10B и как мощный WS-15. Однако последние по времени китайские истребители все больше оснащаются вооружением и авионикой, которые по своим характеристикам превосходят российские аналоги.
Вот те факторы, которые меняют соотношение между китайским и российским авиационными секторами:
Ежегодные оборонные расходы Пекина превосходят в два или в три раза военные расходы России (Россия в 2020 году потратит на оборону 70 миллиардов долларов, тогда как Китай — 190 миллиардов долларов).
Хорошо развитая китайская гражданская электронная промышленность может быть использована для производства продукции двойного назначения, в том числе современной авионики, что позволяет Пекину применять западные по своему стилю компьютеры, сенсоры и каналы передачи информации.
Желание китайских фирм копировать существующие во всем мире технологии с помощью обратного инжиниринга и промышленного шпионаже (в частности, с помощью компьютерного взлома).
Западные санкции в отношении России ограничивают ей доступ к компонентам, необходимым для производства высокоэффективных датчиков.
Это не означает, что в руках китайских военных находятся все преимущества. Прежде всего, следует отметить, что российская военная авиация имеет больше боевого опыта, и, кроме того, большая часть экипажей ее истребителей и бомбардировщиков на основе системы ротации приняли участие в боевых операциях в ходе гражданской войны в Сирии. Китайские военные лишь в течение последнего десятилетия начали применять более реалистичные совместные с другими видами войск варианты боевой подготовки.
Российские Воздушно-космические силы (ВКС) также имеют в своем распоряжении некоторые специальные виды самолетов, которые не имеют китайских аналогов. Среди них можно назвать истребитель-перехватчик МиГ-31, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М, а также штурмовик Су-25.
Кроме того, Россия более успешно, чем Китай, экспортирует свои истребители четвертого поколения (Китай более успешно продает тренировочные истребители, которые можно использовать и как боевые, а также беспилотники). Однако Бронк считает, что эта динамика изменится:
«По мере того как превосходство в области производства китайских систем вооружений и планера над российскими эквивалентами становится все более очевидным, страны с соответствующей политической ориентацией или с такими бюджетами, которые исключают приобретение западных самолетов, будут все больше смотреть в сторону Пекина, на не на Москву при планировании закупок вооружений, особенно с учетом старение старения боевых самолетов, разработанных в советское время».
В следующей части этой статьи речь пойдет о тех немногочисленных областях, в которых конструкторы китайских самолетов опережают своих российских коллег.
Более широкое использование композитных материалов
Один из приемов в области уменьшения веса при проектировании современных самолетов состоит в замене металлических компонентов на облегченные композитные материалы. В свою очередь, сокращение веса позволяет добиться значительных улучшений в области маневренности и увеличения радиуса действия.
Через некоторое время Китай начал производство у себя на территории клонов советских истребителей МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21 — это были истребители J-5, J-6 и J-7, соответственно, и их производство достигло таких масштабов, что большое количество этих машин стало поставляться на экспорт.
После развала Советского Союза в 1991 году Россия продала Китаю истребители четвертого поколения Су-27 и Су-30 («Фланкеры») — мощные самолеты со спаренными двигателями, а также с отличными характеристиками в области сверхманевренности. Авиационная корпорация Shenyang Aviation Corporation разработала три клона российского истребителя Су-27 «Фланкер» — это J-11, а также палубный вариант J-15 «Летающая акула» (Fling Shark) и ориентированный на выполнение ударных миссий J-16.
Однако, согласно докладу, опубликованному Королевским объединенным институтом оборонных исследований (Royal United Service Institute), старейшим исследовательским центром по военным вопросам, ученик, возможно, уже превзошел своего учителя.
Вот что пишет автор этого исследования аналитик Джастин Бронк (Justin Bronk):
«… Китай, начав с позиции зависимости от российских самолетов и другой военной техники, смог создать свои собственные современные предприятия по производству самолетов, датчиков и систем вооружений, которые превосходят по своим возможностям российские… Китай увеличивает технологический отрыв от России в большинстве направлений, связанных с разработкой боевых самолетов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет восстановить утраченные области конкурентного преимущества, а причиной этого может стать глубокие структурные, производственные и бюджетные проблемы в сравнении с ситуацией в китайском оборонном секторе».
Конечно же, Китай по-прежнему импортирует из России двухконтурные двигатели, но в то же время Пекин продолжает улучшать такие местные альтернативные варианты двигателей как WS-10B и как мощный WS-15. Однако последние по времени китайские истребители все больше оснащаются вооружением и авионикой, которые по своим характеристикам превосходят российские аналоги.
Вот те факторы, которые меняют соотношение между китайским и российским авиационными секторами:
Ежегодные оборонные расходы Пекина превосходят в два или в три раза военные расходы России (Россия в 2020 году потратит на оборону 70 миллиардов долларов, тогда как Китай — 190 миллиардов долларов).
Хорошо развитая китайская гражданская электронная промышленность может быть использована для производства продукции двойного назначения, в том числе современной авионики, что позволяет Пекину применять западные по своему стилю компьютеры, сенсоры и каналы передачи информации.
Желание китайских фирм копировать существующие во всем мире технологии с помощью обратного инжиниринга и промышленного шпионаже (в частности, с помощью компьютерного взлома).
Западные санкции в отношении России ограничивают ей доступ к компонентам, необходимым для производства высокоэффективных датчиков.
Это не означает, что в руках китайских военных находятся все преимущества. Прежде всего, следует отметить, что российская военная авиация имеет больше боевого опыта, и, кроме того, большая часть экипажей ее истребителей и бомбардировщиков на основе системы ротации приняли участие в боевых операциях в ходе гражданской войны в Сирии. Китайские военные лишь в течение последнего десятилетия начали применять более реалистичные совместные с другими видами войск варианты боевой подготовки.
Российские Воздушно-космические силы (ВКС) также имеют в своем распоряжении некоторые специальные виды самолетов, которые не имеют китайских аналогов. Среди них можно назвать истребитель-перехватчик МиГ-31, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М, а также штурмовик Су-25.
Кроме того, Россия более успешно, чем Китай, экспортирует свои истребители четвертого поколения (Китай более успешно продает тренировочные истребители, которые можно использовать и как боевые, а также беспилотники). Однако Бронк считает, что эта динамика изменится:
«По мере того как превосходство в области производства китайских систем вооружений и планера над российскими эквивалентами становится все более очевидным, страны с соответствующей политической ориентацией или с такими бюджетами, которые исключают приобретение западных самолетов, будут все больше смотреть в сторону Пекина, на не на Москву при планировании закупок вооружений, особенно с учетом старение старения боевых самолетов, разработанных в советское время».
В следующей части этой статьи речь пойдет о тех немногочисленных областях, в которых конструкторы китайских самолетов опережают своих российских коллег.
Более широкое использование композитных материалов
Один из приемов в области уменьшения веса при проектировании современных самолетов состоит в замене металлических компонентов на облегченные композитные материалы. В свою очередь, сокращение веса позволяет добиться значительных улучшений в области маневренности и увеличения радиуса действия.