В России в 2021 году рекордно вырос «индекс свободных денег» (ИСД), сообщают «Известия» со ссылкой на данные исследовательского холдинга «Ромир». Как поясняет издание, данная величина отражает динамику соотношения доходов к расходам.
При этом сообщается, что рост ИДС стал максимальным за всю историю наблюдений, а по сравнению с декабрем прошлого года показатель вырос на 82 процента. Годом ранее динамика составляла 40%. Эксперты холдинга считают, что одной сезонностью такой рекордный рост объяснить нельзя — причины в пандемии и резком снижении трат.
Отмечается, что Индекс показывает динамику превышения доходов на расходами и возможность копить. «Свободные деньги» остаются после покупки еды, товаров повседневного спроса, оплаты счетов ЖКХ, кредитов и транспортных расходов. В ИДС входят средства, которые домохозяйство может потратить на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки, потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений.
Стоит напомнить, что президент регулярно требует от правительства мер, направленных именно на реальное увеличение доходов граждан. Однако экономисты не видят для этого предпосылок.
Наличие «лишних» денег у россиян это, наверное, не так и плохо. А вот хорошо ли это для экономики, если люди держат их в «кубышках», не желая тратить?
— Во-первых, термин «свободные деньги» — от лукавого, — убежден директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Свободные от чего? Это для Силуанова и Грефа они свободные, в том смысле, что российские чиновники могут свободно раскатывать губы на деньги простых граждан, которые те держат на банковских счетах и под подушкой. А для людей и, по сути, это придерживаемые от трат, сберегаемые на «черный день» деньги. И конечно, рост объема таких денег объясняется вовсе не ростом доходов граждан, а резким сокращением их трат. Ну и частично — ростом объемов вывоза капитала из страны.
«СП»: — Связан ли рост ИДС с мерами господдержки в коронавирусный кризис, которые привели к увеличению доходов некоторых категорий граждан?
— Каким образом рост ИДС связан с мерами господдержки, которые составляют мизер в сравнении с общим доходом граждан? Даже если у каких-то категорий россиян в период пандемии немного подросли доходы, это не значит, что названные «счастливчики» замотивированы их тут же потратить. В стране в результате общепандемийной политики власти сложилась ситуация, при которой очевидно начался серьезный кризис потребления.
Известно, что скачок трат наступает в случае обесценивания рублевых денег, которые люди считают нужным скинуть в покупку товаров долгосрочного пользования, а потребительский кризис (то есть сокращение расходов) начинается, когда возникают угрозы более высокого порядка, а именно — угроза потери работы и зарплаты/дохода. Вот сейчас в России как раз такая ситуация. Названные угрозы стимулируют россиян придерживать средства и резко сократить свои расходы на товары, цены на которые очевидно растут.
«СП»: — Индекс свободных денег (ИДС) показывает динамику превышения доходов над расходами и возможность накапливать деньги. Это должно быть хорошо для граждан, что больше свободных денег, есть даже возможность копить? Эксперты подчеркивают, что трактовать возрастание ИСД как свидетельство увеличения доходов не следует. А какая разница?
— В бедной для большинства граждан России все обстоит ровно наоборот: сегодня ИДС показывает не динамику превышения доходов над расходами, а динамику снижения расходов на фоне тех же или меньших доходов. Ничего хорошего в том, что падает покупательная способность граждан и, следовательно, снижается потребительский спрос нет. Это, в принципе, предкатастрофная ситуация в экономике и в стране в целом. Тем более, что в результате падения потребительского спроса наши торговые олигархи не снижают цены на товары, как это происходит на Западе в таких ситуациях, а напротив, повышают цены, надеясь тем самым компенсировать выпадающие доходы, в результате еще больше сокращая спрос.
«СП»: — А для экономики это хорошо или плохо, что деньги начинают оседать в кубышках?
— По-моему, ответ очевиден: деньги должны работать и стимулировать рост экономического развития. К сожалению, наши правительственные чиновники руководствуются в своих оценках и решениях какими-то неадекватными представлениями о ситуации в российской экономике, перенося в Россию те оценки и рецепты, которые характерны для западной сверхразвитой экономики, пресыщенной деньгами. Вместо того, чтобы увеличивать в стране объем денежной массы и, соответственно, рост доходов граждан, стимулируя их покупательную способность и разгоняя тем самым отечественную экономику, наши управленцы постоянно сжимают эту массу, а за деньгами для бюджета всякий раз и всевозможными способами стремятся залезть в карман простых россиян.
«СП»: — Считается, что такой рост сезонное явление. Но, очевидно, что кризис также имеет влияние. Исходя из этого, что будет дальше? Как долго этот рост будет продолжаться, и что в итоге случится с этими «свободными деньгами» граждан?
— Повторю: рост ИДС на фоне отсутствия роста доходов граждан и очевидного сокращения роста их доходов — это тревожный сигнал, свидетельство предкатастрофной ситуации в российской экономике. Фактически мы видим начало сворачивания в стране экономической деятельности, которое может закончиться серьезным социальным катаклизмом: бегством из страны сотен тысяч граждан, ростом преступности и разного рода бунтами. Для исправления ситуации в стране власть должна срочно принять меры по обеспечению роста доходов граждан. Я бы начал с пенсионеров — с индексации пенсий и наведении порядка в данной сфере. На втором этапе — повысил бы зарплаты некоторым категориям бюджетников, в первую очередь, учителям. Ну и, конечно, срочно нужна хотя бы частичная деоффшоризация экономики. Вот где находятся основные кубышки — за рубежом.
— Появление у людей «свободных денег» дает шанс продавцам недвижимости, мебели и автомобилей получить новых клиентов, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Поэтому ИСД очень важен для тех, кто занимается строительством жилья или торгует товарами длительного пользования. Но сам по себе рост ИСД не является признаком хорошего состояния экономики. Например, в настоящее время в России и Украине доходы падают, а ИСД увеличивается. Это говорит о том, что люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, опасаются остаться без работы, а потому снижают расходы и пытаются отложить что-то на «черный день». Очевидно, что подобное поведение потребителей является признаком надвигающегося (или уже начавшегося) затяжного экономического спада. Причем сокращение платежеспособного спроса только усиливает негативные тенденции.
«СП»: — А насколько хорошо или плохо для экономики, когда деньги не работают, а хранятся гражданами?
— Если бы граждане не урезали свои текущие траты, а откладывали бы на «черный день» и на крупные покупки со своих увеличившихся доходов, то в этом, наверное, не было бы ничего плохого. В нынешней ситуации, когда граждане сокращают расходы на досуговую активность и стараются выбирать продукты подешевле, от снижения спроса страдает торговля и сфера услуг, где занято большое число российских граждан. Поэтому снижение потребительских расходов, вызванное страхом за будущее, может привести к значительному росту безработицы.
«СП»: — Как объяснить рекордный рост? Только ли тем, что стали меньше тратить? Сообщается, что в январе 2021 года ИСД вырос на 82% по сравнению с декабрем 2020 года. Дело только в сезонности или еще что повлияло?
— В конце года люди выплачивали кредиты и покупали новогодние подарки. Обычно в январе они ехали отдыхать, тратили деньги на поездки и путешествия. В этом году многие не стали тратить деньги на новогодний отдых, поскольку наиболее массовые и дешевые направления были закрыты или труднодоступны. Нужно также учитывать, что «свободных денег» у российских граждан относительно немного. Поэтому массовый отказ от новогодних поездок привел к существенному увеличению ИСД.
«СП»: — На что, по-вашему, россияне будут тратить эти деньги? Ранее стало известно, что россияне в прошлом году на фоне снизившейся доходности банковских вкладов стали активно выходить на фондовый рынок. Это хорошо или плохо для экономики и самих граждан? Насколько долго эти лишние деньги будут помогать выжить?
— Думаю, что люди с относительно высокими доходами действительно захотят увеличить собственную «подушку безопасности» за счет инвестиций, а потому на фондовый рынок могут прийти дополнительные средства. Но все же у большинства российских граждан нет денег для сколь-нибудь значительных инвестиций, а потому они будут просто держать деньги на «черный день» или попытаются защитить свои сбережения от инфляции, купив автомобиль или квартиру вблизи крупного города (а если хватит денег, то и в городской черте).
«СП»: — Какой будет дальнейшая тенденция? Власти постоянно говорят о необходимости стимуляции роста доходов граждан. Может, это и не нужно, раз «лишних» денег полно?
— Подчеркну еще раз «свободными деньгами» располагает только часть российского общества, и у многих на руках они оказались только потому, что они сократили привычные расходы. Нужно содействовать росту доходов наименее обеспеченных групп населения. А нижней части «среднего класса» нужно вернуть уверенность в завтрашнем дне (в том числе благодаря существенному увеличению пособий по безработице), чтобы его представители вернулись к прежним расходам на досуговую активность. В противном случае нас ожидает исчезновение значительной части малого и среднего бизнеса, связанного со сферой услуг.
При этом сообщается, что рост ИДС стал максимальным за всю историю наблюдений, а по сравнению с декабрем прошлого года показатель вырос на 82 процента. Годом ранее динамика составляла 40%. Эксперты холдинга считают, что одной сезонностью такой рекордный рост объяснить нельзя — причины в пандемии и резком снижении трат.
Отмечается, что Индекс показывает динамику превышения доходов на расходами и возможность копить. «Свободные деньги» остаются после покупки еды, товаров повседневного спроса, оплаты счетов ЖКХ, кредитов и транспортных расходов. В ИДС входят средства, которые домохозяйство может потратить на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки, потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений.
Стоит напомнить, что президент регулярно требует от правительства мер, направленных именно на реальное увеличение доходов граждан. Однако экономисты не видят для этого предпосылок.
Наличие «лишних» денег у россиян это, наверное, не так и плохо. А вот хорошо ли это для экономики, если люди держат их в «кубышках», не желая тратить?
— Во-первых, термин «свободные деньги» — от лукавого, — убежден директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Свободные от чего? Это для Силуанова и Грефа они свободные, в том смысле, что российские чиновники могут свободно раскатывать губы на деньги простых граждан, которые те держат на банковских счетах и под подушкой. А для людей и, по сути, это придерживаемые от трат, сберегаемые на «черный день» деньги. И конечно, рост объема таких денег объясняется вовсе не ростом доходов граждан, а резким сокращением их трат. Ну и частично — ростом объемов вывоза капитала из страны.
«СП»: — Связан ли рост ИДС с мерами господдержки в коронавирусный кризис, которые привели к увеличению доходов некоторых категорий граждан?
— Каким образом рост ИДС связан с мерами господдержки, которые составляют мизер в сравнении с общим доходом граждан? Даже если у каких-то категорий россиян в период пандемии немного подросли доходы, это не значит, что названные «счастливчики» замотивированы их тут же потратить. В стране в результате общепандемийной политики власти сложилась ситуация, при которой очевидно начался серьезный кризис потребления.
Известно, что скачок трат наступает в случае обесценивания рублевых денег, которые люди считают нужным скинуть в покупку товаров долгосрочного пользования, а потребительский кризис (то есть сокращение расходов) начинается, когда возникают угрозы более высокого порядка, а именно — угроза потери работы и зарплаты/дохода. Вот сейчас в России как раз такая ситуация. Названные угрозы стимулируют россиян придерживать средства и резко сократить свои расходы на товары, цены на которые очевидно растут.
«СП»: — Индекс свободных денег (ИДС) показывает динамику превышения доходов над расходами и возможность накапливать деньги. Это должно быть хорошо для граждан, что больше свободных денег, есть даже возможность копить? Эксперты подчеркивают, что трактовать возрастание ИСД как свидетельство увеличения доходов не следует. А какая разница?
— В бедной для большинства граждан России все обстоит ровно наоборот: сегодня ИДС показывает не динамику превышения доходов над расходами, а динамику снижения расходов на фоне тех же или меньших доходов. Ничего хорошего в том, что падает покупательная способность граждан и, следовательно, снижается потребительский спрос нет. Это, в принципе, предкатастрофная ситуация в экономике и в стране в целом. Тем более, что в результате падения потребительского спроса наши торговые олигархи не снижают цены на товары, как это происходит на Западе в таких ситуациях, а напротив, повышают цены, надеясь тем самым компенсировать выпадающие доходы, в результате еще больше сокращая спрос.
«СП»: — А для экономики это хорошо или плохо, что деньги начинают оседать в кубышках?
— По-моему, ответ очевиден: деньги должны работать и стимулировать рост экономического развития. К сожалению, наши правительственные чиновники руководствуются в своих оценках и решениях какими-то неадекватными представлениями о ситуации в российской экономике, перенося в Россию те оценки и рецепты, которые характерны для западной сверхразвитой экономики, пресыщенной деньгами. Вместо того, чтобы увеличивать в стране объем денежной массы и, соответственно, рост доходов граждан, стимулируя их покупательную способность и разгоняя тем самым отечественную экономику, наши управленцы постоянно сжимают эту массу, а за деньгами для бюджета всякий раз и всевозможными способами стремятся залезть в карман простых россиян.
«СП»: — Считается, что такой рост сезонное явление. Но, очевидно, что кризис также имеет влияние. Исходя из этого, что будет дальше? Как долго этот рост будет продолжаться, и что в итоге случится с этими «свободными деньгами» граждан?
— Повторю: рост ИДС на фоне отсутствия роста доходов граждан и очевидного сокращения роста их доходов — это тревожный сигнал, свидетельство предкатастрофной ситуации в российской экономике. Фактически мы видим начало сворачивания в стране экономической деятельности, которое может закончиться серьезным социальным катаклизмом: бегством из страны сотен тысяч граждан, ростом преступности и разного рода бунтами. Для исправления ситуации в стране власть должна срочно принять меры по обеспечению роста доходов граждан. Я бы начал с пенсионеров — с индексации пенсий и наведении порядка в данной сфере. На втором этапе — повысил бы зарплаты некоторым категориям бюджетников, в первую очередь, учителям. Ну и, конечно, срочно нужна хотя бы частичная деоффшоризация экономики. Вот где находятся основные кубышки — за рубежом.
— Появление у людей «свободных денег» дает шанс продавцам недвижимости, мебели и автомобилей получить новых клиентов, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Поэтому ИСД очень важен для тех, кто занимается строительством жилья или торгует товарами длительного пользования. Но сам по себе рост ИСД не является признаком хорошего состояния экономики. Например, в настоящее время в России и Украине доходы падают, а ИСД увеличивается. Это говорит о том, что люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, опасаются остаться без работы, а потому снижают расходы и пытаются отложить что-то на «черный день». Очевидно, что подобное поведение потребителей является признаком надвигающегося (или уже начавшегося) затяжного экономического спада. Причем сокращение платежеспособного спроса только усиливает негативные тенденции.
«СП»: — А насколько хорошо или плохо для экономики, когда деньги не работают, а хранятся гражданами?
— Если бы граждане не урезали свои текущие траты, а откладывали бы на «черный день» и на крупные покупки со своих увеличившихся доходов, то в этом, наверное, не было бы ничего плохого. В нынешней ситуации, когда граждане сокращают расходы на досуговую активность и стараются выбирать продукты подешевле, от снижения спроса страдает торговля и сфера услуг, где занято большое число российских граждан. Поэтому снижение потребительских расходов, вызванное страхом за будущее, может привести к значительному росту безработицы.
«СП»: — Как объяснить рекордный рост? Только ли тем, что стали меньше тратить? Сообщается, что в январе 2021 года ИСД вырос на 82% по сравнению с декабрем 2020 года. Дело только в сезонности или еще что повлияло?
— В конце года люди выплачивали кредиты и покупали новогодние подарки. Обычно в январе они ехали отдыхать, тратили деньги на поездки и путешествия. В этом году многие не стали тратить деньги на новогодний отдых, поскольку наиболее массовые и дешевые направления были закрыты или труднодоступны. Нужно также учитывать, что «свободных денег» у российских граждан относительно немного. Поэтому массовый отказ от новогодних поездок привел к существенному увеличению ИСД.
«СП»: — На что, по-вашему, россияне будут тратить эти деньги? Ранее стало известно, что россияне в прошлом году на фоне снизившейся доходности банковских вкладов стали активно выходить на фондовый рынок. Это хорошо или плохо для экономики и самих граждан? Насколько долго эти лишние деньги будут помогать выжить?
— Думаю, что люди с относительно высокими доходами действительно захотят увеличить собственную «подушку безопасности» за счет инвестиций, а потому на фондовый рынок могут прийти дополнительные средства. Но все же у большинства российских граждан нет денег для сколь-нибудь значительных инвестиций, а потому они будут просто держать деньги на «черный день» или попытаются защитить свои сбережения от инфляции, купив автомобиль или квартиру вблизи крупного города (а если хватит денег, то и в городской черте).
«СП»: — Какой будет дальнейшая тенденция? Власти постоянно говорят о необходимости стимуляции роста доходов граждан. Может, это и не нужно, раз «лишних» денег полно?
— Подчеркну еще раз «свободными деньгами» располагает только часть российского общества, и у многих на руках они оказались только потому, что они сократили привычные расходы. Нужно содействовать росту доходов наименее обеспеченных групп населения. А нижней части «среднего класса» нужно вернуть уверенность в завтрашнем дне (в том числе благодаря существенному увеличению пособий по безработице), чтобы его представители вернулись к прежним расходам на досуговую активность. В противном случае нас ожидает исчезновение значительной части малого и среднего бизнеса, связанного со сферой услуг.