Вернувшись к советской практике кредитования дружественных режимов за рубежом, российские власти хотят расширить ее за счет денег Фонда национального благосостояния.
Минфин РФ предлагает выдать значительную часть свободных средств фонда в виде межгосударственных кредитов на закупку российской продукции иностранными государствами.
Такой вариант инвестирования ФНБ, где на 1 марта находилось больше 13 трлн рублей, Минфин намерен сделать основным, сообщают «Известия» со ссылкой на проект поправок в Бюджетный кодекс, разработанный ведомством.
Новые правила убьют сразу несколько зайцев, считают чиновники. Во-первых, стимулы получат «перспективные отрасли экономики», направляющие продукцию на экспорт.
Во-вторых, сохранится «стерилизующая функция» ФНБ: валютные сверхдоходы от нефти и газа не попадут в российскую экономику, приучая ее жить в «виртуальном мире», где «черное золото» всегда стоит около 40 долларов за баррель.
Наконец, выдача денег ФНБ в виде межгоскредитов позволит защититься от рисков блокировки или ареста российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего в США и странах Западной Европы, которые в последнее время существенно возросли, полагает Минфин.
Займы за счет ФНБ, по задумке ведомства, следует размещать вне юрисдикции стран, проводящих санкционную политику, пояснил «Известиям» источник в ведомстве.
О каких именно странах идет речь, он не уточнил.
Проблема с межгосударственными кредитами, заключается в том, что они не всегда возвращаются: успешность такой стратегии сильно зависит от платежеспособности иностранного государства и устойчивости его политического режима, отмечает замдиректора ИНП РАН Александр Широв.
На конец 2020 года почти четверть всех межгосударственных займов, выданных Россией, были просрочены. Чтобы защититься от такого сценария и не потерять накопленную «кубышку», Минфин предлагает тщательно выбирать проекты для обеспечения безусловного возврата средств от заемщиков.
Их доходность при этом должна быть не ниже ставок облигаций федерального займа.
На 1 марта, по данным Минфина, в ФНБ находилось 13,55 трлн рублей, или 182,06 млрд долларов - сумма, эквивалентная 11,7% прогнозного ВВП России.
Треть этих денег, впрочем, уже потрачена - на выкуп акций Сбербанка, на кредитование Украины в попытке спасти Виктора Януковича, на вливания в ВЭБ и госбанки и финансирование «самоокупаемых инфраструктурных проектов».
Неизрасходованная, ликвидная часть фонда, размещенная в виде иностранной валюты на счетах в ЦБ, составляет 8,687 трлн рублей, или 116,7 млрд долларов.
В феврале Минфин сообщил, что разместил пятую часть этих денег в японских иенах (5%) и китайских юанях (15%), сократив долю доллара и евро до 35%
Минфин РФ предлагает выдать значительную часть свободных средств фонда в виде межгосударственных кредитов на закупку российской продукции иностранными государствами.
Такой вариант инвестирования ФНБ, где на 1 марта находилось больше 13 трлн рублей, Минфин намерен сделать основным, сообщают «Известия» со ссылкой на проект поправок в Бюджетный кодекс, разработанный ведомством.
Новые правила убьют сразу несколько зайцев, считают чиновники. Во-первых, стимулы получат «перспективные отрасли экономики», направляющие продукцию на экспорт.
Во-вторых, сохранится «стерилизующая функция» ФНБ: валютные сверхдоходы от нефти и газа не попадут в российскую экономику, приучая ее жить в «виртуальном мире», где «черное золото» всегда стоит около 40 долларов за баррель.
Наконец, выдача денег ФНБ в виде межгоскредитов позволит защититься от рисков блокировки или ареста российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего в США и странах Западной Европы, которые в последнее время существенно возросли, полагает Минфин.
Займы за счет ФНБ, по задумке ведомства, следует размещать вне юрисдикции стран, проводящих санкционную политику, пояснил «Известиям» источник в ведомстве.
О каких именно странах идет речь, он не уточнил.
Проблема с межгосударственными кредитами, заключается в том, что они не всегда возвращаются: успешность такой стратегии сильно зависит от платежеспособности иностранного государства и устойчивости его политического режима, отмечает замдиректора ИНП РАН Александр Широв.
На конец 2020 года почти четверть всех межгосударственных займов, выданных Россией, были просрочены. Чтобы защититься от такого сценария и не потерять накопленную «кубышку», Минфин предлагает тщательно выбирать проекты для обеспечения безусловного возврата средств от заемщиков.
Их доходность при этом должна быть не ниже ставок облигаций федерального займа.
На 1 марта, по данным Минфина, в ФНБ находилось 13,55 трлн рублей, или 182,06 млрд долларов - сумма, эквивалентная 11,7% прогнозного ВВП России.
Треть этих денег, впрочем, уже потрачена - на выкуп акций Сбербанка, на кредитование Украины в попытке спасти Виктора Януковича, на вливания в ВЭБ и госбанки и финансирование «самоокупаемых инфраструктурных проектов».
Неизрасходованная, ликвидная часть фонда, размещенная в виде иностранной валюты на счетах в ЦБ, составляет 8,687 трлн рублей, или 116,7 млрд долларов.
В феврале Минфин сообщил, что разместил пятую часть этих денег в японских иенах (5%) и китайских юанях (15%), сократив долю доллара и евро до 35%