Кама (танковый центр)
«Кама» (производное от названия города Казань и фамилии Мальбрандт) — немецкая танковая школа, созданная на территории СССР под Казанью для обхода условий Версальского договора 1919 года а основании заключённого 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Рапалльского договора.
Договор об организации танковой школы был заключён в декабре (разные исследователи называют разные даты: 3 или 9 декабря) 1926 года в Москве. С немецкой стороны его подписал руководитель «Центра Москва» и ВИКО полковник фон дер Лит-Томзен, с советской — начальник IV разведывательного управления Штаба РККА Я. К. Берзин.
Предполагалось, что немецкая танковая школа начнёт работать с июля 1927 года, когда закончатся все строительные работы, а из Германии будет доставлено имущество для практических занятий. Но строительство и оборудование школы растянулись на полтора года, поглотив, по ориентировочным советским подсчетам, около 1,5 — 2 млн немецких марок. Летом 1928 года была ликвидирована строительная комиссия KAMA, и на её территории с 1 августа 1928 года были официально сформированы технические курсы ОСОАВИАХИМа (ТЕКО), которые находились в ведении ОГЕРСа. К практическому обучению танковая школа в Казани приступила лишь в первой половине 1929 года. Танковая школа была создана на территории бывших казарм Каргопольского полка под Казанью и включала в себя: военный городок, стрельбище и танковый полигон.
С 1926 года работы по созданию школы возглавлял О. Лутц, в будущем генерал танковых войск. В 1929 году начальником школы был назначен полковник Мальбрандт (псевдоним «Маркарт»), в 1930 году — фон Радльмайер («Раабе»), с 1931 по 1933 годы школу возглавлял полковник Йозеф Харпе («Хакер»), в будущем генерал-полковник вермахта. Заместителем начальника школы был представитель РККА, который руководил советским персоналом и решал вопросы взаимодействия с госорганами.
Деятельностью школы руководила «автомобильная инспекция» или «инспекция № 6» оборонного управления Германии. Немецкие фирмы «Крупп», «Рейнметалл» и «Эрхардт» получили от Генштаба секретное задание — сконструировать и изготовить лёгкие и средние танки, которые в разобранном виде были доставлены в Казань[1]. Весь преподавательский состав состоял из представителей немецкой стороны[2].
Всего за более чем трёхлетний период работы объекта подготовку прошли около 40 офицеров рейхсвера. В 1929-30 гг. курсы в «Каме» окончили 10 немецких офицеров, в 1931-32 гг. — 11 немецких офицеров, а в 1933 г. — 9 немецких офицеров. В 1932 году в школе насчитывалось 176 человек учебного и вспомогательного персонала, из них 26 человек - преподаватели-немцы[1]. Программы обучения советских и немецких слушателей отличались друг от друга.
Постепенно к работе привлекались и советские инструкторы. Одновременно в школе обучалось не более 12-15 человек. Немецкие офицеры совмещали практические занятия в СССР с теоретической подготовкой в Берлине в зимнее время. Немцы добирались в Казань через Польшу, используя паспорта на свои имена, но с указанием вымышленных профессий. В школе офицеры носили форму комсостава РККА, но без знаков отличия[3].
Для использования в центре из Германии в 1928—1931 годах были направлены 6 танков весом около 20 тонн, оснащённых мотором BMW и 75-мм пушкой, и 3 танка весом около 10 тонн с 37-мм пушкой. Также имелись танкетки британского производства «Карден-Ллойд», предоставленные советской стороной в обмен на предоставление РККА вспомогательного оборудования. В апреле 1930 года по приказу Ворошилова для усиления материальной базы школы из состава 3-го танкового полка РККА в Казани было передано 5 танков «МС-1»[4].
Постепенно в начале 1930-х заинтересованность Германии в работе школы и использовании полигонов на территории СССР стала снижаться — сокращалось «немецкое присутствие» в школе, сворачивалась программа технических испытаний новой бронетехники. Работа центра вскоре была прекращена. Последний немецкий транспорт ушел 5 сентября 1933 г. Имущество, представлявшее интерес для управления механизации и моторизации РККА, было приобретено у немецкой стороны за 220 тыс. руб. и передано в основном в Казанское пехотное училище, которое позже было преобразовано в Казанское танковое училище[5].
За время работы центра всего было подготовлено около 250 танкистов. Многие выпускники танковой школы «Кама» стали выдающимися советскими командирами[6], в их числе Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск С. М. Кривошеин. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено 30 офицеров рейхсвера (вермахта), в числе которых — будущие генералы вермахта Вильгельм фон Тома и Вольфганг Томале (начальник штаба Гудериана). В некоторых публикациях утверждается, что в их числе были немецкие полководцы Г. Гудериан[7] и Э. Гёпнер, однако в действительности Г. Гудериан лишь однажды как начальник штаба автомобильных войск германского рейхсвера в 1932 году побывал на курсах в Казани в качестве руководителя немецкой комиссии[8][9].
«Кама» (производное от названия города Казань и фамилии Мальбрандт) — немецкая танковая школа, созданная на территории СССР под Казанью для обхода условий Версальского договора 1919 года а основании заключённого 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Рапалльского договора.
Договор об организации танковой школы был заключён в декабре (разные исследователи называют разные даты: 3 или 9 декабря) 1926 года в Москве. С немецкой стороны его подписал руководитель «Центра Москва» и ВИКО полковник фон дер Лит-Томзен, с советской — начальник IV разведывательного управления Штаба РККА Я. К. Берзин.
Предполагалось, что немецкая танковая школа начнёт работать с июля 1927 года, когда закончатся все строительные работы, а из Германии будет доставлено имущество для практических занятий. Но строительство и оборудование школы растянулись на полтора года, поглотив, по ориентировочным советским подсчетам, около 1,5 — 2 млн немецких марок. Летом 1928 года была ликвидирована строительная комиссия KAMA, и на её территории с 1 августа 1928 года были официально сформированы технические курсы ОСОАВИАХИМа (ТЕКО), которые находились в ведении ОГЕРСа. К практическому обучению танковая школа в Казани приступила лишь в первой половине 1929 года. Танковая школа была создана на территории бывших казарм Каргопольского полка под Казанью и включала в себя: военный городок, стрельбище и танковый полигон.
С 1926 года работы по созданию школы возглавлял О. Лутц, в будущем генерал танковых войск. В 1929 году начальником школы был назначен полковник Мальбрандт (псевдоним «Маркарт»), в 1930 году — фон Радльмайер («Раабе»), с 1931 по 1933 годы школу возглавлял полковник Йозеф Харпе («Хакер»), в будущем генерал-полковник вермахта. Заместителем начальника школы был представитель РККА, который руководил советским персоналом и решал вопросы взаимодействия с госорганами.
Деятельностью школы руководила «автомобильная инспекция» или «инспекция № 6» оборонного управления Германии. Немецкие фирмы «Крупп», «Рейнметалл» и «Эрхардт» получили от Генштаба секретное задание — сконструировать и изготовить лёгкие и средние танки, которые в разобранном виде были доставлены в Казань[1]. Весь преподавательский состав состоял из представителей немецкой стороны[2].
Всего за более чем трёхлетний период работы объекта подготовку прошли около 40 офицеров рейхсвера. В 1929-30 гг. курсы в «Каме» окончили 10 немецких офицеров, в 1931-32 гг. — 11 немецких офицеров, а в 1933 г. — 9 немецких офицеров. В 1932 году в школе насчитывалось 176 человек учебного и вспомогательного персонала, из них 26 человек - преподаватели-немцы[1]. Программы обучения советских и немецких слушателей отличались друг от друга.
Постепенно к работе привлекались и советские инструкторы. Одновременно в школе обучалось не более 12-15 человек. Немецкие офицеры совмещали практические занятия в СССР с теоретической подготовкой в Берлине в зимнее время. Немцы добирались в Казань через Польшу, используя паспорта на свои имена, но с указанием вымышленных профессий. В школе офицеры носили форму комсостава РККА, но без знаков отличия[3].
Для использования в центре из Германии в 1928—1931 годах были направлены 6 танков весом около 20 тонн, оснащённых мотором BMW и 75-мм пушкой, и 3 танка весом около 10 тонн с 37-мм пушкой. Также имелись танкетки британского производства «Карден-Ллойд», предоставленные советской стороной в обмен на предоставление РККА вспомогательного оборудования. В апреле 1930 года по приказу Ворошилова для усиления материальной базы школы из состава 3-го танкового полка РККА в Казани было передано 5 танков «МС-1»[4].
Постепенно в начале 1930-х заинтересованность Германии в работе школы и использовании полигонов на территории СССР стала снижаться — сокращалось «немецкое присутствие» в школе, сворачивалась программа технических испытаний новой бронетехники. Работа центра вскоре была прекращена. Последний немецкий транспорт ушел 5 сентября 1933 г. Имущество, представлявшее интерес для управления механизации и моторизации РККА, было приобретено у немецкой стороны за 220 тыс. руб. и передано в основном в Казанское пехотное училище, которое позже было преобразовано в Казанское танковое училище[5].
За время работы центра всего было подготовлено около 250 танкистов. Многие выпускники танковой школы «Кама» стали выдающимися советскими командирами[6], в их числе Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск С. М. Кривошеин. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено 30 офицеров рейхсвера (вермахта), в числе которых — будущие генералы вермахта Вильгельм фон Тома и Вольфганг Томале (начальник штаба Гудериана). В некоторых публикациях утверждается, что в их числе были немецкие полководцы Г. Гудериан[7] и Э. Гёпнер, однако в действительности Г. Гудериан лишь однажды как начальник штаба автомобильных войск германского рейхсвера в 1932 году побывал на курсах в Казани в качестве руководителя немецкой комиссии[8][9].