Высылка 18 российских дипломатов из Чехии заставила озадачиться некоторых чешских менеджеров. С точки зрения экспортной статистики Россия не играет для Чехии большой роли. Но части чешских компаний российский рынок очень важен, и дальнейшая политизация угрожает их бизнесу. И эти компании боятся того, как отреагирует Россия.
iHNed (Чехия): некоторые чешские компании боятся последствий для бизнеса с Россией. Но в целом он не столь значим для чешской экономики
ешение, озвученное в выходные, о высылке 18 российских дипломатов из Чехии заставило озадачиться некоторых менеджеров. С точки зрения экспортной статистики Россия не играет для Чехии большой роли, и в прошлом году туда вывезли товаров почти на 99 миллиардов крон, а это всего на пару миллиардов больше, чем в намного меньшую Бельгию. С другой стороны, части чешских компаний российский рынок очень важен, и дальнейшая политизация угрожает их бизнесу. И эти компании боятся, как отреагирует Россия.
«Это разгром. Бизнес в России для нас окончен», — заявил нам Йиржи Коварж, член правления компании «УНИС» из Брно, которая занимается инжинирингом в нефте-химической промышленности. По словам Коваржа, сейчас под угрозой оказалась как минимум одна поставка для нефтяной промышленности стоимостью около миллиарда рублей (почти 300 миллионов крон). Вот уже несколько лет, как «УНИС» решает проблему влияния политики на его бизнес. Проявляется это, в частности, в том, что в глазах российских партнеров чешская фирма выглядит не слишком надежным партнером, поскольку нет уверенности в том, что она сможет выполнить многолетние контракты. Одна из проблем, например, — сложности при получении лицензии на экспорт комплектующих. Поэтому вместо крупных и многолетних проектов с высокой маржей «УНИС» получает мелкие контракты на год, которые приносят мало прибыли.
Чешский экспорт в Россию достиг пика в 2012 — 2014 годах, когда объемы превышали 110 миллиардов крон в год. Но потом Россия в ходе военной операции захватила полуостров Крым, и ухудшились отношения между Россией и ЕС, который ввел против нее санкции. За один год чешский экспорт упал почти на треть. В 2019 году, правда, объемы снова стали расти и в 2020, несмотря на коронавирусный кризис, достиг 98,8 миллиардов крон. Большая часть экспорта (29 миллиардов крон) относится к категории станков и оборудования. Еще 21 миллиард приходится на автомбили, прежде всего производства «Шкода Ауто». В рамках партнерства концерна «Фольксваген» с российским автопроизводителем ГАЗ «Шкода» также с 2018 года производит модель «Кадьяк» в Нижнем Новгороде.
Что касается импорта из России, то уже давно основная часть приходится на поставки нефти для НПЗ «Унипетрол» в Литвинове. Следующая позиция — это газ. Поставки углеводородов в прошлом году составляли 40 миллиардов от общих 67 миллиардов крон импортного товара. Еще одна значимая позиция, на которую в прошлом году приходились пять миллиардов крон, — металлопрокат. Спад в импорте топлива в Чехию по сравнению с 2019 годом, когда он был выше почти в два раза, согласно статистике внешней торговли, явился главной причиной того, что прошлый год Чехия впервые завершила со значительным профицитом торгового баланса с Россией.
iHNed (Чехия): некоторые чешские компании боятся последствий для бизнеса с Россией. Но в целом он не столь значим для чешской экономики
ешение, озвученное в выходные, о высылке 18 российских дипломатов из Чехии заставило озадачиться некоторых менеджеров. С точки зрения экспортной статистики Россия не играет для Чехии большой роли, и в прошлом году туда вывезли товаров почти на 99 миллиардов крон, а это всего на пару миллиардов больше, чем в намного меньшую Бельгию. С другой стороны, части чешских компаний российский рынок очень важен, и дальнейшая политизация угрожает их бизнесу. И эти компании боятся, как отреагирует Россия.
«Это разгром. Бизнес в России для нас окончен», — заявил нам Йиржи Коварж, член правления компании «УНИС» из Брно, которая занимается инжинирингом в нефте-химической промышленности. По словам Коваржа, сейчас под угрозой оказалась как минимум одна поставка для нефтяной промышленности стоимостью около миллиарда рублей (почти 300 миллионов крон). Вот уже несколько лет, как «УНИС» решает проблему влияния политики на его бизнес. Проявляется это, в частности, в том, что в глазах российских партнеров чешская фирма выглядит не слишком надежным партнером, поскольку нет уверенности в том, что она сможет выполнить многолетние контракты. Одна из проблем, например, — сложности при получении лицензии на экспорт комплектующих. Поэтому вместо крупных и многолетних проектов с высокой маржей «УНИС» получает мелкие контракты на год, которые приносят мало прибыли.
Чешский экспорт в Россию достиг пика в 2012 — 2014 годах, когда объемы превышали 110 миллиардов крон в год. Но потом Россия в ходе военной операции захватила полуостров Крым, и ухудшились отношения между Россией и ЕС, который ввел против нее санкции. За один год чешский экспорт упал почти на треть. В 2019 году, правда, объемы снова стали расти и в 2020, несмотря на коронавирусный кризис, достиг 98,8 миллиардов крон. Большая часть экспорта (29 миллиардов крон) относится к категории станков и оборудования. Еще 21 миллиард приходится на автомбили, прежде всего производства «Шкода Ауто». В рамках партнерства концерна «Фольксваген» с российским автопроизводителем ГАЗ «Шкода» также с 2018 года производит модель «Кадьяк» в Нижнем Новгороде.
Что касается импорта из России, то уже давно основная часть приходится на поставки нефти для НПЗ «Унипетрол» в Литвинове. Следующая позиция — это газ. Поставки углеводородов в прошлом году составляли 40 миллиардов от общих 67 миллиардов крон импортного товара. Еще одна значимая позиция, на которую в прошлом году приходились пять миллиардов крон, — металлопрокат. Спад в импорте топлива в Чехию по сравнению с 2019 годом, когда он был выше почти в два раза, согласно статистике внешней торговли, явился главной причиной того, что прошлый год Чехия впервые завершила со значительным профицитом торгового баланса с Россией.