Ветер с Запада
Действие картины происходило в 1941 году в окрестностях Львова, то есть на территориях, только что вошедших в СССР, где в то время действовали шпионы-бандеровцы, связанные с нацистами через агентов в немецкой колонии. Героиня повествования — дочь униатского священника Теодозия Ставничного Иванна — пыталась поступить в Львовский университет, но секретарь приёмной комиссии — законспирированный бандеровец Каблак — пытался заставить девушку публично отречься от отца и Бога. Возмущённая Иванна была вынуждена вернуться домой. Во время её обручения с женихом — униатским священником Романом Геретой — в доме появлялись советские военные из Донецка — их определили на постой. Иванна устроила офицерам сцену, указывая, что "ветер с Востока" не несёт справедливости.
После этого один из офицеров, узнав о несчастье девушки, пришёл в университет и уличил Каблака во лжи. В ответ националисты устроили на него покушение. Жених убедил Иванну, что теперь её арестуют, единственный выход — спрятаться в монастыре. Так Иванна стала послушницей.
Когда пришли немцы, игуменья монастыря встречала их хлебом-солью. В свободное время монахини обходили военнопленных и убеждали их отречься от СССР. Видя зверства фашистов, Иванна помогала пленникам бежать и сама ушла к партизанам. Но католики во главе с митрополитом Шептицким заставили её отца написать письмо и выманили девушку из партизанского подполья. Немцы арестовали девушку и казнили. Перед смертью Иванна срывает с шеи католический крест.
Фильм действительно сильный, но антирелигиозный ли он? Когда начинается война и гремят первые взрывы, молодой священник Роман начинает так восторженно благодарить за начало войны Бога и святого Николая, что у зрителя не остаётся сомнения: он кощунствует. Полицай Каблак на вопрос Иванны, как же он так быстро "перелицевался", с усмешкой отвечает: "Для соборной и самостийной Украины я и в чёрта могу перелицеваться!" Мать-игуменья проговаривается, встречая фашистов: "На площади уже наши!" И наконец, в сцене, где монахини уговаривают военнопленных предать родину, один из них прямо спрашивает: "Больше я получу, чем Иуда за Христа?" И непостижимым образом становится ясно, что Бог на самом деле на стороне тех, кого монахини называют "страной Антихриста".
Действие картины происходило в 1941 году в окрестностях Львова, то есть на территориях, только что вошедших в СССР, где в то время действовали шпионы-бандеровцы, связанные с нацистами через агентов в немецкой колонии. Героиня повествования — дочь униатского священника Теодозия Ставничного Иванна — пыталась поступить в Львовский университет, но секретарь приёмной комиссии — законспирированный бандеровец Каблак — пытался заставить девушку публично отречься от отца и Бога. Возмущённая Иванна была вынуждена вернуться домой. Во время её обручения с женихом — униатским священником Романом Геретой — в доме появлялись советские военные из Донецка — их определили на постой. Иванна устроила офицерам сцену, указывая, что "ветер с Востока" не несёт справедливости.
После этого один из офицеров, узнав о несчастье девушки, пришёл в университет и уличил Каблака во лжи. В ответ националисты устроили на него покушение. Жених убедил Иванну, что теперь её арестуют, единственный выход — спрятаться в монастыре. Так Иванна стала послушницей.
Когда пришли немцы, игуменья монастыря встречала их хлебом-солью. В свободное время монахини обходили военнопленных и убеждали их отречься от СССР. Видя зверства фашистов, Иванна помогала пленникам бежать и сама ушла к партизанам. Но католики во главе с митрополитом Шептицким заставили её отца написать письмо и выманили девушку из партизанского подполья. Немцы арестовали девушку и казнили. Перед смертью Иванна срывает с шеи католический крест.
Фильм действительно сильный, но антирелигиозный ли он? Когда начинается война и гремят первые взрывы, молодой священник Роман начинает так восторженно благодарить за начало войны Бога и святого Николая, что у зрителя не остаётся сомнения: он кощунствует. Полицай Каблак на вопрос Иванны, как же он так быстро "перелицевался", с усмешкой отвечает: "Для соборной и самостийной Украины я и в чёрта могу перелицеваться!" Мать-игуменья проговаривается, встречая фашистов: "На площади уже наши!" И наконец, в сцене, где монахини уговаривают военнопленных предать родину, один из них прямо спрашивает: "Больше я получу, чем Иуда за Христа?" И непостижимым образом становится ясно, что Бог на самом деле на стороне тех, кого монахини называют "страной Антихриста".