30 июля 1943 года партизану Федору Андреевичу Крыловичу на станции Осиповичи (Белоруссия) удалось уничтожить 4 немецких состава с топливом, техникой и боеприпасами. Все это добро немцы очень ждали на Курской дуге, так что важность данной диверсии сложно переоценить. Эта операция стала одой из самых крупных диверсий в годы ВОВ, хотя ее успех и заключался в том числе и в чисто случайных стечениях обстоятельств, а не только в мастерстве и умении ее исполнителя.
Сам Федор Крылович был выходцем из обычной рабочей семьи. После школы он попытался учиться в техникуме, но был вынужден оставить его из-за бедности, пошел на работу на железную дорогу. В 1937 году его призвали в ряды РККА, и он даже повоевал с японцами и финнами. С началом Великой Отечественной Федор Андреевич явился в военкомат, однако его сразу развернули, так как работники железной дороги были очень нужны стране. Так он и трудился на станции Осиповичи, но 30 июня населенный пункт уже был занят немцами. Через это место непрерывно проходили составы с гитлеровской бронетехникой, солдатами, амуницией, топливом, боеприпасами и т.д. Крылович же продолжал работу, однако попутно он занимался саботажем и другой подпольной деятельностью. В какой-то момент на Федора Андреевича вышли сотрудники государственной безопасности, и он стал создавать ячейки сопротивления оккупантам, которые и осуществляли диверсии благодаря поставкам мин и других боеприпасов.
29 июля 1943 года Крылович и другой его товарищ в очередной раз заступили на дежурство. Федор Андреевич узнал, что на станцию прибывает большой состав с топливом, его он и выбрал целью следующей диверсии. План операции был уже готов: когда прибыл поезд, на станции как бы «случайно» сломался семафор. Крыловича отправили с большим ящиком с инструментами чинить его. Однако в ящике помимо инструментов были мины. И хотя советского подпольщика и сопровождал немецкий солдат, Федор Андреевич все равно умудрился прикрепить боеприпасы к поезду. А вот дальше все пошло не по плану.
Дело в том, что Федор Андреевич рассчитал, что взрыв произойдет уже тогда, когда поезд уйдет из Осиповичей. И немцы действительно начали его перегонять, однако потом по каким-то причинам вернули и поставили между другими составами на все той же станции. И ранним утром 30 июля 1943 году раздался мощный взрыв. В результате разразился пожар, охвативший один за другим еще несколько составов. На станции начался самый настоящий огненный ад. Итог этой хоть и не совсем запланированной диверсии стал следующим: уничтожено 5 паровозов, 4 состава с военным грузом (64 вагона), 5 танков («Тигры» и «Пантеры»). Пострадала и окружающая инфраструктура: угольный кран, водокачка, сама станция Осиповичи. Кроме того, взрыв вызвал переполох в расположенном тут же концлагере, отчего охрана разбежалась, а пленные смогли выбраться и укрыться в лесах, присоединившись к партизанским отрядам.
Естественно, оставаться в Осиповичах дальше Крыловичу было никак нельзя, ибо как только немцы опомнились, они тут же стали активно искать виновных. Федор Андреевич и второй его товарищ также ушли к партизанам, и там продолжали пускать по откосы немецкие составы. Лишь в 49-м при содействии властных лиц его наградили Орденом Ленина.
Сам Федор Крылович был выходцем из обычной рабочей семьи. После школы он попытался учиться в техникуме, но был вынужден оставить его из-за бедности, пошел на работу на железную дорогу. В 1937 году его призвали в ряды РККА, и он даже повоевал с японцами и финнами. С началом Великой Отечественной Федор Андреевич явился в военкомат, однако его сразу развернули, так как работники железной дороги были очень нужны стране. Так он и трудился на станции Осиповичи, но 30 июня населенный пункт уже был занят немцами. Через это место непрерывно проходили составы с гитлеровской бронетехникой, солдатами, амуницией, топливом, боеприпасами и т.д. Крылович же продолжал работу, однако попутно он занимался саботажем и другой подпольной деятельностью. В какой-то момент на Федора Андреевича вышли сотрудники государственной безопасности, и он стал создавать ячейки сопротивления оккупантам, которые и осуществляли диверсии благодаря поставкам мин и других боеприпасов.
29 июля 1943 года Крылович и другой его товарищ в очередной раз заступили на дежурство. Федор Андреевич узнал, что на станцию прибывает большой состав с топливом, его он и выбрал целью следующей диверсии. План операции был уже готов: когда прибыл поезд, на станции как бы «случайно» сломался семафор. Крыловича отправили с большим ящиком с инструментами чинить его. Однако в ящике помимо инструментов были мины. И хотя советского подпольщика и сопровождал немецкий солдат, Федор Андреевич все равно умудрился прикрепить боеприпасы к поезду. А вот дальше все пошло не по плану.
Дело в том, что Федор Андреевич рассчитал, что взрыв произойдет уже тогда, когда поезд уйдет из Осиповичей. И немцы действительно начали его перегонять, однако потом по каким-то причинам вернули и поставили между другими составами на все той же станции. И ранним утром 30 июля 1943 году раздался мощный взрыв. В результате разразился пожар, охвативший один за другим еще несколько составов. На станции начался самый настоящий огненный ад. Итог этой хоть и не совсем запланированной диверсии стал следующим: уничтожено 5 паровозов, 4 состава с военным грузом (64 вагона), 5 танков («Тигры» и «Пантеры»). Пострадала и окружающая инфраструктура: угольный кран, водокачка, сама станция Осиповичи. Кроме того, взрыв вызвал переполох в расположенном тут же концлагере, отчего охрана разбежалась, а пленные смогли выбраться и укрыться в лесах, присоединившись к партизанским отрядам.
Естественно, оставаться в Осиповичах дальше Крыловичу было никак нельзя, ибо как только немцы опомнились, они тут же стали активно искать виновных. Федор Андреевич и второй его товарищ также ушли к партизанам, и там продолжали пускать по откосы немецкие составы. Лишь в 49-м при содействии властных лиц его наградили Орденом Ленина.