Ширится движение сторонников «имперских традиций». «Балы, красавицы, лакеи, юнкера» - как это всё заманчиво-красиво, благородно, не то, что современная обрыдлость! Прежде чем вы в очередной раз восславите царя-батюшку, прочитайте небольшую подборку из документов той поры…
Фильм "Матильда" 2017 года стал апогеем поклонников имперской России, но далеко не пределом.... Обратите внимание на количество золота на квадратный сантиметр
Пропаганда не терпит пустоты. Как только в 1991-м перестали хвалить всё советское, как тут же стали ностальгировать по императорской России. Со сцены ряженые «поручики» с Георгиевскими крестами стали петь сусальные романсы, режиссёры снимали фильмы про «Россию, которую мы потеряли», а народ с подсказки власть имущих «вспомнил», что «раньше было лучше», и понеслось…
Никто не задался вопросом: Лучше было - для кого?
Вопрос не праздный, простой и, казалось бы, логичный. Но его себе задали лишь единицы, а голос единицы – тоньше писка, как сказал пролетарский поэт Маяковский.
Давайте разберёмся, почему нас манит «хруст французской булки».
Фраза из песни группы «Белый орёл» стала мемом, а сам этот хит – гимном движения «хрустобулочников», которые с пеной у рта кричат про сказочно счастливую жизнь до «проклятой революции».
Вопрос «А почему же народ тогда поднялся и сверг то благородное правительство?» у них не возникает. А должен был возникнуть! Перевернуть страну – это вам не по сцене прыгать, здесь нужна поддержка, не одного спонсора, а всего народа.
Но давайте - по фактам
Песня «Как упоительны в России вечера» (Пеленягрэ – Долматовский) стала хитом в конце 1990-х. По мнению авторов, российская жизнь в Империи выглядела так:
Как упоительны в России вечера,
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное, забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.
Как упоительны в России вечера…
Народ упивался этим хитом, немногие задавались простым вопросом:
«А кто так жил, в вальсах и кутежах?»
Правильнее спросить, за чей счёт был этот банкет?
За счёт рабочих и крестьян, подневольных.
Вот как выглядела их жизнь не в стихах, а в докладах конца 19 века:
Врач М.И. Покровская пишет:
«Рабочее население живет теснее, чем мертвые на кладбищах, где на каждую могилу приходится около 4 квадратных метров… Нередко даже, когда вся комната уже заставлена кроватями, избыточные жильцы спят на полу в кухне, коридорах, узких проходах, в темных углах. Очень часто в квартире нет прихожей, где бы рабочий мог оставить грязь, приносимую им с улицы; нет водопровода, который необходим для поддержания чистоты; нет ватерклозета… Неудивительно поэтому, что в этих антигигиенических жилищах постоянно свирепствуют различные заразные болезни».
Это было «жильё». А вот – само рабочее место:
«В квасильне, где более всего работают дети от 7 лет, у здорового, но непривыкшего человека через четверть часа разболится до обморока голова от невыносимой вони и сырости, которую издает квасящийся уголь… В костопальне дети от 7 лет (которые работают также 12 часов) ходят и распластывают горячую крупку, от которой пыль буквально покрывает их с головы до ног… В прачечной — девочки от 14 лет, совершенно голые, моют грязные от свекловичного сока салфетки в сильно известковой воде, от которой лопается у них кожа на теле…
САмая "приличная" фотография работниц ткацкой фабрики: одни девочки!
Докладная фабричного инспектора:
«Работа на заводе продолжается 12 часов в день, праздников не имеют и работают 30 дней в месяц. Почти во всем заводе температура воздуха страшно высокая. Работают голышом, только покрывают голову бумажным колпаком да вокруг пояса носят короткий фартук. В некоторых отделениях, например, в камерах, куда приходится вкатывать тележки, нагруженные металлическими формами, наполненными сахаром, температура доходит до 70 градусов. Этот ад до того изменяет организм, что в казармах, где рабочим приходится жить, они не выносят температуры ниже 30 градусов…»
Цех по окраске галош на фабрике Санкт-Петербурга, 1910 год. Жаль, что снимок не передаёт той вони, которая стоит в этом цеху!
Как они спали после такой работы? Наповал!
Записка врача-гигиениста:
«На большинстве фабрик для многих рабочих, по обыкновению, особых спален не делают».
То есть в основном работники спали там, где работали: на станках или под ними, на верстаках, мочалах и рогожах.
Столовых на заводах почти не было. А если она была, то периодически возникали скандалы:
В 1898 гна известной кондитерской фабрике в щах, приготовленных для рабочих, были обнаружены мыши и песок.
Что сделали с хозяином? Ничего, владелец заявил полиции, что это происки его конкурентов.
В начале 20 века меню простого рабочего Петербурга состояло из чая с черным хлебом на завтрак, холодной каши с квасом на обед, и дешевой колбасы на ужин. За что он отдавал в месяц 57% заработной платы.
Как видите, не до балов с шампанским и не до булок.
Это, кстати, данные знаменитого гигиениста Эрисмана Ф. Ф.
Врач Фёдор Эрисман, источник: Википедия
Но может артельщики жили лучше? Эрисман констатирует:
«Говядины приходится на участника артели в среднем 32 г., что составляет около 22 г. чистого мяса, к которой нужно прибавить еще около 4 г. солонины …».
Эти «основоположники гомеопатии» питались лучше рабочих, но слово «лучше» здесь вряд ли уместно.
Наверняка вы заметили, что периодически в отчётах фигурируют дети. Это не опечатка. По статистике конца 19 века 24,6 % рабочих имели возраст до 14 лет, а 25,6 % - подростки до 18 лет.
Французскими булками даже и не пахнет…
Денежный вопрос
В 1898 г. главный жандарм генерал Пантелеев А. И. подготовил докладную записку по итогам своей поездки по Центру России. Он поразился, когда узнал причину роста забастовок!
«…Эксплуатация рабочих фабрикантами, когда последние, получая громадную прибыль, мало оплачивают рабочий труд и при том, за редкими исключениями, ничего почти не делают для улучшения быта рабочих и их семейств, кроются, главным образом, причины волнений и забастовок…»
Генерал приводит размеры зарплат, которые сложно воспринять без пояснений, а потому эти цифры (особенно последняя) стали главным аргументом «хрустобулочников»:
«… Низший заработок при 9-часовой работе составляет 8−10 руб. в месяц, средний — 12−14 руб., наивысший — 22−26 руб.»
В пику имперским патриотам сравним эти заработки с американскими (время то же):
Вашингтонское бюро труда 1904 г. сообщает: средний заработок чернорабочего в месяц - 71 р. при 56 рабочих часах в неделю.
В России чернорабочий получал от 10 р. до 25 р., при 60 - 65 раб. часах в неделю. Надо уточнить – 26 «рэ» - это заработок высококлассного специалиста, слесаря или токаря, например, так что не нужно эту «средневысокую зарплату» считать повсеместной.
В Англии мужчины получали в 2,8 раза больше, чем российские работяги, женщины — в 1,1 раза, подростки— в 1,2 раза. В штате Массачусетс рабочий парень имел заработок в 4 раза выше, чем рабочий Санкт-Петербурга или Москвы. Что они знают об эксплуатации?
Цены того времени (за фунт, 400 граммов):
Пудовый (16 кг) мешок ржаной муки - 60 копеек
Мешок пшеничной муки – 1 рубль 9 копеек
Сахар - 11 копеек
Подсолнечное масло - 12 копеек
Сливочное масло - 22 копейки
Свинина и говядина - 10-15 копеек
Ветчина - 30-35 копеек
Капуста квашеная - 3 копейки
Соленые грибы - 10- копеек
Неплохо, получается, жить можно? Не спешите с выводами, вы не учитываете штрафы! А они составляли до 40 % заработка.
Вот выдержка из речи блестящего адвоката Фёдора Плевако, который в мае 1886 года защищал бастующих одной из фабрик Саввы Морозова, который был известен как наиболее лояльный к рабочим заводчик:
«Морозовская фабрика была защищена огромной стеной, из-за наличия которой никто не видел того, что в действительности происходило на фабрике. Все мы возмущаемся историями про чернокожих невольников, но сейчас перед нами невольники с белой кожей. Я расскажу только об одном случае. Средняя заработная плата на заводе составляла 9 рублей. Из них удерживали в среднем 3 рубля. Разве может рабочий пожить на 6 рублей и прокормить семью?
Так один из художников изобразил кульминацию Морозовской стачки
Штрафовали за всё, от опоздания на работу до «недостаточно вежливого приветствия» хозяину.
А как же крестьяне?
Более 90 % населения проживало в деревнях. Увы, и здесь не до сусальных сказок и французских булок, - своих-то булок не было.
Западный корреспондент зарисовал одну из колонн крестьян, которые спасались от голода, следуя в город из голодной деревни. Источник: https://topwar.ru/23913-kak-zhilos-krestyanam-v-carskoy-rossii-analitika-i-fakty.html
Писатель Лев Толстой в 1891 году проехался по деревням Тульской губернии и вот что записал:
«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка — пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, — и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».
Не было благодати и в деревне. В любом регионе России её не было. Как и сейчас!
Что ещё сказать «хрустобулочникам»?
Что режиссер Станислав Говорухин раскаялся и просил прощения у зрителей за свой фильм "Россия, которую мы потеряли"?
Ностальгирующие думают, что блистать на балах и пить шампанское – это было бы именно их предназначение, если бы не революция. Их заманивают этим миражом те, у которых всё давно поделено, те, кому нужны «работники». Главный посыл о возврате «потерянной России» идёт именно оттуда, «сверху». А мы, те, кто «снизу», должны это помнить, когда мечтаем о светских балах.
Всегда будет «народ» и «власть», богатые и бедные. Уравнять всех даже у большевиков не получилось. И надо ли уравнивать?
Цените то, что у вас есть и не мечтайте о том, чего у вас быть не может. Это непросто, но правительство нам поможет.
P.S. Проект группы «Белый орёл» был частью рекламной кампании одноимённой водки, где актёр и каскадёр Анатолий Калмыков изображал пьяного индейца по кличке Белый Орёл. Насколько это было серьёзно, вам судить.
Фильм "Матильда" 2017 года стал апогеем поклонников имперской России, но далеко не пределом.... Обратите внимание на количество золота на квадратный сантиметр
Пропаганда не терпит пустоты. Как только в 1991-м перестали хвалить всё советское, как тут же стали ностальгировать по императорской России. Со сцены ряженые «поручики» с Георгиевскими крестами стали петь сусальные романсы, режиссёры снимали фильмы про «Россию, которую мы потеряли», а народ с подсказки власть имущих «вспомнил», что «раньше было лучше», и понеслось…
Никто не задался вопросом: Лучше было - для кого?
Вопрос не праздный, простой и, казалось бы, логичный. Но его себе задали лишь единицы, а голос единицы – тоньше писка, как сказал пролетарский поэт Маяковский.
Давайте разберёмся, почему нас манит «хруст французской булки».
Фраза из песни группы «Белый орёл» стала мемом, а сам этот хит – гимном движения «хрустобулочников», которые с пеной у рта кричат про сказочно счастливую жизнь до «проклятой революции».
Вопрос «А почему же народ тогда поднялся и сверг то благородное правительство?» у них не возникает. А должен был возникнуть! Перевернуть страну – это вам не по сцене прыгать, здесь нужна поддержка, не одного спонсора, а всего народа.
Но давайте - по фактам
Песня «Как упоительны в России вечера» (Пеленягрэ – Долматовский) стала хитом в конце 1990-х. По мнению авторов, российская жизнь в Империи выглядела так:
Как упоительны в России вечера,
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное, забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.
Как упоительны в России вечера…
Народ упивался этим хитом, немногие задавались простым вопросом:
«А кто так жил, в вальсах и кутежах?»
Правильнее спросить, за чей счёт был этот банкет?
За счёт рабочих и крестьян, подневольных.
Вот как выглядела их жизнь не в стихах, а в докладах конца 19 века:
Врач М.И. Покровская пишет:
«Рабочее население живет теснее, чем мертвые на кладбищах, где на каждую могилу приходится около 4 квадратных метров… Нередко даже, когда вся комната уже заставлена кроватями, избыточные жильцы спят на полу в кухне, коридорах, узких проходах, в темных углах. Очень часто в квартире нет прихожей, где бы рабочий мог оставить грязь, приносимую им с улицы; нет водопровода, который необходим для поддержания чистоты; нет ватерклозета… Неудивительно поэтому, что в этих антигигиенических жилищах постоянно свирепствуют различные заразные болезни».
Это было «жильё». А вот – само рабочее место:
«В квасильне, где более всего работают дети от 7 лет, у здорового, но непривыкшего человека через четверть часа разболится до обморока голова от невыносимой вони и сырости, которую издает квасящийся уголь… В костопальне дети от 7 лет (которые работают также 12 часов) ходят и распластывают горячую крупку, от которой пыль буквально покрывает их с головы до ног… В прачечной — девочки от 14 лет, совершенно голые, моют грязные от свекловичного сока салфетки в сильно известковой воде, от которой лопается у них кожа на теле…
САмая "приличная" фотография работниц ткацкой фабрики: одни девочки!
Докладная фабричного инспектора:
«Работа на заводе продолжается 12 часов в день, праздников не имеют и работают 30 дней в месяц. Почти во всем заводе температура воздуха страшно высокая. Работают голышом, только покрывают голову бумажным колпаком да вокруг пояса носят короткий фартук. В некоторых отделениях, например, в камерах, куда приходится вкатывать тележки, нагруженные металлическими формами, наполненными сахаром, температура доходит до 70 градусов. Этот ад до того изменяет организм, что в казармах, где рабочим приходится жить, они не выносят температуры ниже 30 градусов…»
Цех по окраске галош на фабрике Санкт-Петербурга, 1910 год. Жаль, что снимок не передаёт той вони, которая стоит в этом цеху!
Как они спали после такой работы? Наповал!
Записка врача-гигиениста:
«На большинстве фабрик для многих рабочих, по обыкновению, особых спален не делают».
То есть в основном работники спали там, где работали: на станках или под ними, на верстаках, мочалах и рогожах.
Столовых на заводах почти не было. А если она была, то периодически возникали скандалы:
В 1898 гна известной кондитерской фабрике в щах, приготовленных для рабочих, были обнаружены мыши и песок.
Что сделали с хозяином? Ничего, владелец заявил полиции, что это происки его конкурентов.
В начале 20 века меню простого рабочего Петербурга состояло из чая с черным хлебом на завтрак, холодной каши с квасом на обед, и дешевой колбасы на ужин. За что он отдавал в месяц 57% заработной платы.
Как видите, не до балов с шампанским и не до булок.
Это, кстати, данные знаменитого гигиениста Эрисмана Ф. Ф.
Врач Фёдор Эрисман, источник: Википедия
Но может артельщики жили лучше? Эрисман констатирует:
«Говядины приходится на участника артели в среднем 32 г., что составляет около 22 г. чистого мяса, к которой нужно прибавить еще около 4 г. солонины …».
Эти «основоположники гомеопатии» питались лучше рабочих, но слово «лучше» здесь вряд ли уместно.
Наверняка вы заметили, что периодически в отчётах фигурируют дети. Это не опечатка. По статистике конца 19 века 24,6 % рабочих имели возраст до 14 лет, а 25,6 % - подростки до 18 лет.
Французскими булками даже и не пахнет…
Денежный вопрос
В 1898 г. главный жандарм генерал Пантелеев А. И. подготовил докладную записку по итогам своей поездки по Центру России. Он поразился, когда узнал причину роста забастовок!
«…Эксплуатация рабочих фабрикантами, когда последние, получая громадную прибыль, мало оплачивают рабочий труд и при том, за редкими исключениями, ничего почти не делают для улучшения быта рабочих и их семейств, кроются, главным образом, причины волнений и забастовок…»
Генерал приводит размеры зарплат, которые сложно воспринять без пояснений, а потому эти цифры (особенно последняя) стали главным аргументом «хрустобулочников»:
«… Низший заработок при 9-часовой работе составляет 8−10 руб. в месяц, средний — 12−14 руб., наивысший — 22−26 руб.»
В пику имперским патриотам сравним эти заработки с американскими (время то же):
Вашингтонское бюро труда 1904 г. сообщает: средний заработок чернорабочего в месяц - 71 р. при 56 рабочих часах в неделю.
В России чернорабочий получал от 10 р. до 25 р., при 60 - 65 раб. часах в неделю. Надо уточнить – 26 «рэ» - это заработок высококлассного специалиста, слесаря или токаря, например, так что не нужно эту «средневысокую зарплату» считать повсеместной.
В Англии мужчины получали в 2,8 раза больше, чем российские работяги, женщины — в 1,1 раза, подростки— в 1,2 раза. В штате Массачусетс рабочий парень имел заработок в 4 раза выше, чем рабочий Санкт-Петербурга или Москвы. Что они знают об эксплуатации?
Цены того времени (за фунт, 400 граммов):
Пудовый (16 кг) мешок ржаной муки - 60 копеек
Мешок пшеничной муки – 1 рубль 9 копеек
Сахар - 11 копеек
Подсолнечное масло - 12 копеек
Сливочное масло - 22 копейки
Свинина и говядина - 10-15 копеек
Ветчина - 30-35 копеек
Капуста квашеная - 3 копейки
Соленые грибы - 10- копеек
Неплохо, получается, жить можно? Не спешите с выводами, вы не учитываете штрафы! А они составляли до 40 % заработка.
Вот выдержка из речи блестящего адвоката Фёдора Плевако, который в мае 1886 года защищал бастующих одной из фабрик Саввы Морозова, который был известен как наиболее лояльный к рабочим заводчик:
«Морозовская фабрика была защищена огромной стеной, из-за наличия которой никто не видел того, что в действительности происходило на фабрике. Все мы возмущаемся историями про чернокожих невольников, но сейчас перед нами невольники с белой кожей. Я расскажу только об одном случае. Средняя заработная плата на заводе составляла 9 рублей. Из них удерживали в среднем 3 рубля. Разве может рабочий пожить на 6 рублей и прокормить семью?
Так один из художников изобразил кульминацию Морозовской стачки
Штрафовали за всё, от опоздания на работу до «недостаточно вежливого приветствия» хозяину.
А как же крестьяне?
Более 90 % населения проживало в деревнях. Увы, и здесь не до сусальных сказок и французских булок, - своих-то булок не было.
Западный корреспондент зарисовал одну из колонн крестьян, которые спасались от голода, следуя в город из голодной деревни. Источник: https://topwar.ru/23913-kak-zhilos-krestyanam-v-carskoy-rossii-analitika-i-fakty.html
Писатель Лев Толстой в 1891 году проехался по деревням Тульской губернии и вот что записал:
«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка — пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, — и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».
Не было благодати и в деревне. В любом регионе России её не было. Как и сейчас!
Что ещё сказать «хрустобулочникам»?
Что режиссер Станислав Говорухин раскаялся и просил прощения у зрителей за свой фильм "Россия, которую мы потеряли"?
Ностальгирующие думают, что блистать на балах и пить шампанское – это было бы именно их предназначение, если бы не революция. Их заманивают этим миражом те, у которых всё давно поделено, те, кому нужны «работники». Главный посыл о возврате «потерянной России» идёт именно оттуда, «сверху». А мы, те, кто «снизу», должны это помнить, когда мечтаем о светских балах.
Всегда будет «народ» и «власть», богатые и бедные. Уравнять всех даже у большевиков не получилось. И надо ли уравнивать?
Цените то, что у вас есть и не мечтайте о том, чего у вас быть не может. Это непросто, но правительство нам поможет.
P.S. Проект группы «Белый орёл» был частью рекламной кампании одноимённой водки, где актёр и каскадёр Анатолий Калмыков изображал пьяного индейца по кличке Белый Орёл. Насколько это было серьёзно, вам судить.