16 марта 1968 года на окраине общины Сонгми в Южном Вьетнаме высадилась рота под командованием капитана Эрнеста Медины (Ernest L. Medina) из временной оперативной группы 11-й лёгкой пехотной бригады, входившей в 23-ю пехотную дивизию. Считалось, что здесь находится одна из баз Вьетконга, а потому в соответствии с тактикой «выжженной земли» надлежало спалить все постройки, отравить колодцы, уничтожить скот и посевы. Предполагалось, что мирных жителей в Сонгми нет — лишь партизаны. За три месяца пребывания во Вьетнаме солдаты капитана Медины ещё не имели подходящей возможности отличиться в бою, — их в основном использовали для рутинного патрулирования, — но успели потерять 28 человек от подрывов на минах, а потому горели желанием поквитаться с проклятыми гуками.
Вьетконговцев в Сонгми не оказалось, но это было не так уж и важно, и около 08:00 американцы принялись убивать «сочувствующих» партизанам — то есть, всех, кто попадался на глаза, расстреливая женщин, детей и стариков из автоматических винтовок и забрасывая их гранатами. Впрочем, позднее суд по результатам следствия постановил, что из примерно 100 подчинённых капитана Медины большинство самоустранились от расстрела, и убивали вьетнамцев лишь около 30 солдат. Как бы то ни было, жертвами весёлой охоты на партизан к полудню стали минимум 504 жителя нескольких деревень, входивших в общину — успела также «отличиться» рота капитана Томаса Уиллингема (Thomas K. Willingham) той же 11-й бригады. В числе 504 имён, зафиксированных на плитах мемориала в Сонгми, значатся 210 детей в возрасте до 12 лет. Американцы считают, что жертв было меньше — 347 человек.
Поначалу начальник сводной оперативной группы подполковник Фрэнк Баркер (Frank A. Barker) написал красочный отчёт о крупной победе над Вьетконгом — якобы, было убито около 130 партизан и 20 гражданских лиц. Однако вскоре слухи о массовом убийстве поползли по американским частям во Вьетнаме, а через год достигли США, когда один из демобилизовавшихся солдат написал письма президенту Ричарду Никсону, руководству Пентагона и многим конгрессменам.
Началось расследование, которое к осени стало достоянием общественности, а благодаря большой серии цветных и черно-белых снимков, сделанных во время бойни военным журналистом Роном Хэберли, о трагедии в Сонгми узнал весь мир. Пропаганда стран соцлагеря не могла не ухватиться за столь удобный повод заклеймить позором американскую военщину. В СССР Сонгми сравнивали с белорусской Хатынью, сожжённой оккупантами 25 годами ранее.
Тем не менее, несмотря на широкий резонанс во всём мире, в США пар ушёл в свисток. Из 80 фигурантов дела обвинение было предъявлено лишь 25, до суда дошли шестеро из них, а приговор получил лишь один. Не был осуждён ни командир 23-й пехотной дивизии генерал-майор Сэмюэл Костер (Samuel W. Koster), ни командир 11-й пехотной бригады полковник Оран Хендерсон (Oran Henderson), ни непосредственно командовавший избиением капитан Эрнст Медина. Командир оперативной группы подполковник Фрэнк Баркер к тому времени успел погибнуть в авиакатастрофе, и многое свалили на него. Лишь командира взвода 2-го лейтенанта Уильяма Келли (William L. Calley) в марте 1971 года приговорили к пожизненному заключению и каторжным работам, но всё закончилось для него 3,5 годами домашнего ареста.
[size=15]Для того, чтобы просто летать на «Рэйвене» над джунглями Вьетнама, уже требовалось мужество. В изначально двухместную машину впихнули еще и третьего члена экипажа, а на лыжах устанавливали два 7,62-мм пулемёта[/size]
По свидетельствам многих американских ветеранов войны во Вьетнаме, подобные «зачистки» проводились регулярно, и отличались от трагедии в Сонгми только тем, что остались в неизвестности. Возможно, и о Сонгми никто ничего бы не узнал, если бы не экипаж разведывательного вертолёта OH-23 «Рэйвен» в составе пилота уоррент-офицера Хью Томпсона (Hugh C. Thompson), бортмеханика Гленна Андреотты (Glenn Andreotta) и пулемётчика Лоренса Колбёрна (Lawrence M. Colburn).
Увидев с высоты, что на земле происходит нечто страшное и совсем не похожее на бой с Вьетконгом, экипаж Томпсона сделал что мог — потрясённые вертолётчики буквально метались над Сонгми. На одном месте приземления они вытащили из-под груды окровавленных тел чудом уцелевшего ребёнка, в другом под угрозой открытия огня по своим пехотинцам отбили у них десяток вьетнамцев, но главное они сделали по возвращении на базу — сумели достучаться до вышестоящего командования и сообщить, что в Сонгми происходит не бой, а резня. В результате операцию по зачистке района прекратили, что, вероятно, помогло уцелеть соседним деревням.
По-настоящему сильный поступок стоил Хью Томпсону и его двум подчинённым многого. Проще всего пришлось Гленну Андреотте, который буквально через пару недель погиб в сбитом вьетнамцами вертолёте. Остальные двое испытывали беспрецедентное давление — им угрожали трибуналом, настраивали общественное мнение против «предателей» и т.п. Однако судебное признание вины пехотинцев капитана Медины закончилось тем, что троих вертолётчиков наградили за спасение детей… оказавшихся в опасности во время боя между дружественными и враждебными силами. Томпсон проявил характер ещё раз, и отказался от награды.
Некое подобие примирения наступило только в 1998 году, к 30-летней годовщине резни. Тогда Томпсон, Андреотта и Колбёрн были награждены Солдатской медалью (Soldier’s Medal) — высшей военной наградой США за личный осознанный героизм с риском для жизни, проявленный в обстановке, непосредственно не связанной с боевыми действиями. Учреждённая Конгрессом США 2 июля 1926 года, медаль как нельзя лучше подходила под действия вертолётчиков — им потребовалось немало «осознанного героизма».
Сейчас это награда, вручаемая за отвагу на пожаре, за спасение утопающих, за смелые действия при ликвидациях последствий техногенных и природных катастроф, а также терактов. Самое массовое награждение было произведено в 2001 году — после того, как самолёт со смертниками протаранил здание Пентагона, 28 военнослужащих были отмечены за свои действия по оказанию помощи сослуживцам.
Солдатская медаль чеканится из бронзы в виде равностороннего восьмиугольника под диаметр описанной окружности 1,375 дюйма (36 мм). На аверсе в центре помещён один из символов США — белоголовый орлан с поднятыми крыльями, который держит пучок фасций с ликторским топориком как символ закона. По сторонам от орла размещены 13 звёзд, символизирующие первые штаты, и маленькая лавровая ветвь как символ заслуг. На реверсе изображены малый герб США в обрамлении венка из лавровой и дубовой ветвей, надписи «Солдатская медаль» (Soldier’s Medal) и «За доблесть» (For Valor).
Ниже герба обозначена пустая площадка для гравировки имени награждённого. Медаль носится на левой стороне груди на пятиугольной колодке, обтянутой шёлковой синей лентой шириной 36 мм, по центру которой помещены семь белых и шесть красных полос шириной 1,5 мм каждая. При повторных награждениях другая медаль не вручается, а обозначается пристёжками в виде дубовых листьев к ленте.