Что получает Россия в освобожденном Бердянске?
Сегодня активно обсуждаются СВО и освобожденные территории. На данный момент — это Приазовье, часть Причерноморья и Донбасс. С Донбассом всё относительно понятно: его судьба — это, скорее всего, вхождение в состав России. Регион очень сильно пострадал от боевых действий, его будут восстанавливать и интегрировать во все структуры РФ. В Приазовье же ситуация немного иная.
Во-первых, совершенно непонятен правовой статус освобожденных территорий. Будет ли это новая республика, которая войдет в состав РФ, войдет ли регион сразу в РФ, как область, войдет в другую область РФ или это будет серая зона? Вопрос правового статуса крайне важен, так как из него сразу возникает вопрос собственности, но об этом немного позже.
Во-вторых, в Приазовье полно агентуры СБУ, атошников, азовцев (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и других не самых нужных России элементов. Как будут с ними поступать? Если судить, то где и, главное, за что? Как судить тех же морпехов, которые служили в армии, а не в «Азове» (организация, деятельность которой запрещена в РФ)? Это не мелочь, так как в АТО побывало больше миллиона человек, а значит на Приазовье это несколько десятков тысяч человек. Причем среди сотрудников полиции служба в ВФУ приветствовалась, а значит — силовые ведомства нужно полностью просеивать.
Разберем эту ситуацию на примере города Бердянска. Бердянск находится под контролем РФ с начала марта, его заняли без боев. Коммунальное имущество цело, ничего не разрушено и не испорчено украинскими властями. После ввода войск в Бердянске сложилось двоевластие — бывший горсовет и военная комендатура.
Горсовет тянул на себя коммунальное хозяйство, поддерживал митинги за Украину, но при этом обеспечивал жизнь города — доставка лекарств, продукты для малообеспеченных, бомбоубежища, размещение мариупольцев и т. д. Комендатура в свою очередь привезла в обозе жителя соседнего села и назначила его мэром. Военные так и не смогли привлечь на свою сторону хотя бы часть чиновников бывшей мэрии (вопрос: а пытались ли?).
В городе случился административный коллапс, когда все вопросы решались лично комендантом, а значит бабушки с лекарствами, электрики, бизнес, медики — все выстроились в одну большую очередь. Такая ситуация продолжалась около двух месяцев. Худо-бедно разобрались, как-то наладили работу администрации, но встал вопрос острого дефицита кадров, коррупции и правового хаоса.
Здесь мы возвращаемся к вопросу правового поля. Сейчас в Бердянске работает Военно-гражданская администрация и полиция. Они работают по какому законодательству? Чиновники и полиция знают это законодательство? Как будут регулироваться вопросы собственности? В данный момент в Бердянске не работают суды и прокуратура. Следственный комитет не создан. Нет регионального управления ФСБ.
Кадастровые реестры Украины закрыты, как и все остальные государственные системы Украины. В этом правовом хаосе образуются криминальные схемы по отъему недвижимости, торговле гуманитарной помощью, грабежах, разбоях и всему сопутствующему.
В Бердянске на данный момент есть несколько крупных промышленных предприятий: «Азмол» (ГСМ), «Бердянские Жатки» (сельхозмашины), «Азовкабель» (силовые кабели), «Бердянский порт», «Бердянский мясокомбинат», «Завод железобетонных конструкций», «Агринол» (ГСМ), «Южгидромаш» (производил насосы, не работает).
Завод «Азмол» в лучшее времена закрывал 50% потребностей всего СССР по смазкам и маслам для советской техники. Во времена Украины он также поставлял ГСМ в войска. Так как техника в ВС РФ и в ВСУ плюс-минус одинаковая — этот завод может закрыть значительную часть потребностей ВС РФ в ГСМ. Второе предприятие ГСМ «Агринол» также способно поставлять продукцию в войска.
«Бердянские Жатки» производят сельхозмашины средней ценовой категории. Для нашего региона это особенно актуально, а в связи с военными действиями и блокадой со стороны Украины, продукция предприятия критически важна для проведения посевной.
Завод ЖБК тоже очень актуален в нынешней ситуации. До Мариуполя из Бердянска 90 километров. Типовые бетонные конструкции (плиты для панельных домов, плиты перекрытия этажей, лестницы, столбы освещения, столбы для линий электропередач) необходимы для восстановления Мариуполя. Из Бердянска их доставлять гораздо ближе и дешевле чем из России.
Сейчас сделаем небольшое отступление в политическую плоскость. Все вышеперечисленные предприятия принадлежат депутату Верховной рады от ОПЗЖ Александру Пономареву. Предприятия депутата поставляли ГСМ в ВСУ, а его окружение полностью контролировало политическую жизнь города.
Он имеет гражданство РФ, и является одним из крупнейших спонсоров ОПЗЖ. Интересная личность. Большая часть его окружения выступила за Украину, но сам он находится в Бердянске и контролирует свои предприятия. К его личности мы еще вернемся.
«Азовкабель». В советские времена — это было крупнейшее предприятие с тысячами сотрудников. В данный момент завод разделен между тремя собственниками, но его продукция конкурентоспособна и котируется на мировом рынке. Предприятие поставляло продукцию для компании Siemens. До 2018 года предприятие поставляло комплектующие для производства атомных подводных лодок в России, что делает этот завод важным для обороноспособности государства.
«Бердянский порт» — экспортные ворота региона. 80% перевалки — это зерно и подсолнечное масло. Бердянский порт способен принять до 6 миллионов тонн зерна в год. При блокировке черноморских портов Украины — это узкое горлышко для экспорта с освобожденных территорий.
При этом Бердянскому порту нет альтернативы для сельскохозяйственного экспорта. Порты Крыма уже не справляются с потоком зерна из Херсонской и Запорожской области, а расходы на доставку сильно влияют на рентабельность агропроизводства в Приазовье. Порт может быть использован для снабжения войск и обеспечения региона продовольствием, стройматериалами etc.
На данный момент предприятия работают едва на 10% своей мощности. За четыре месяца местные власти не смогли наладить нормальную работу промышленных предприятий и порта. Тысячи граждан остались без работы, но администрация города требует от владельцев предприятий выплачивать зарплату и обеспечивать налоговые поступления.
Сложилась ситуация образца 1990-х годов, когда люди ходят на работу, но месяцами не получают зарплату. Ситуация, мягко говоря, сложная. Даже если местные власти обеспечат предприятия пропусками и позволят им нормально функционировать, возникнет проблема расчета с контрагентами.
Счета предприятий находятся в украинских банках, а для открытия счетов в России предприятию необходимо зарегистрироваться в России, что тоже непросто, так как все документы и реестры Украины закрыты. Часть предприятий были приватизированы незаконно, что с ними будет в России? Это огромный и очень интересный вопрос.
В сельском хозяйстве ситуация гораздо хуже. Ранее фермеры сдавали зерно крупным зернотрейдерам. В Бердянске работали «Агрия», «Аскетшипинг», «Политехника». Трейдеры ездили по селам и выкупали урожай у фермеров, доставляли его в порт и экспортировали. Сейчас трейдеры ушли из региона вместе с зерновозами. Фермеры остались со своим прошлогодним урожаем, который им необходимо продать, чтобы освободить место под новый урожай.
Звучит, как западная агитка, но это так. К этому добавились проблемы с сельхозтехникой, часть которой пострадала во время боев, часть была украдена. Данной ситуацией воспользовались представители военно-гражданских администраций. Они начали взимать плату за пропуск в Крым с фермеров, у которых есть свои зерновозы.
Тем, у кого нет своего транспорта, предлагают продать свой урожай за бесценок, а если он отказывается, урожай забирают силой. Данная ситуация ставит фермеров на грань разорения. Добавьте к этому цены на топливо, отсутствие комбайнов, отсутствие удобрений, отсутствие семенного фонда, отсутствие правоохранительных органов на селе и вы получите ситуацию полной безнадеги.
В Бердянске представители ВГА просто разграбили склады зернотрейдеров, тем самым мотивировав их никогда в регион не возвращаться. В данный момент ВГА действуют полностью на свое усмотрение. Какого-либо контроля со стороны центра за ними нет. ВГА устанавливают налоги, устанавливают коммунальные тарифы, национализируют собственность, назначают начальников в государственные органы, коммунальные структуры и тд.
Очень часто новые руководители некомпетентны и совершенно не знакомы с документооборотом. Руководство из России не спешит проводить для них курсы переквалификации, а тем более переводить деятельность гос.учереждений на российские стандарты. Сотрудники полиции и ВГА, не имея контроля со стороны российских чиновников и учреждений, занимаются вымогательством и грабежами, что не способствует завоеванию доверия местного населения.
Сообщениями о «национализации» и «смене собственника» имущества пестрят местные телеграмм каналы и украинские СМИ. Мы взрослые люди и понимаем, что есть информационная война, но я считаю недопустимым закрывать глаза на произвол местных чиновников, которые еще вчера работали на Украину.
Российское общество должно твердо понимать, что ситуация на освобожденных территориях находится вне правового поля, а часть людей «ставших» сегодня патриотами России, ещё вчера были фанатами Бандеры.
Необходимо сделать работу ВГА прозрачной. На освобожденных территориях необходимо создавать структуры гражданского общества, а не серые мутные договорняки с бывшими любителями Бандеры.
Ситуация на освобожденных территориях очень сложная. Если там не будет наведен порядок, результаты референдума буду оглушительно провальными. Необходимо в кратчайшие сроки переводить деятельность ВГА в правовое поле. Забрать у них часть полномочий, кстати какие у них полномочия и где они оформлены, и передать их российским госорганам.
Необходим десант чиновников со всей России на освобожденные территории. Херсонская и Запорожская области идеально для этого подходят: граница с Россией, стабильная ситуация, относительно лояльное население, небольшое количество жителей, сельскохозяйственная экономическая основа.
Необходимо создать институты общественного контроля и пустить в регион журналистов, прокуратуру, следственный комитет и наладить работу судов. Без этого регион превратится в махновщину, которая съест любые бюджетные дотации без какой-либо пользы, а население будет скрыто саботировать нововведения и — вольно или невольно — работать на СБУ и украинскую пропаганду.
Сегодня активно обсуждаются СВО и освобожденные территории. На данный момент — это Приазовье, часть Причерноморья и Донбасс. С Донбассом всё относительно понятно: его судьба — это, скорее всего, вхождение в состав России. Регион очень сильно пострадал от боевых действий, его будут восстанавливать и интегрировать во все структуры РФ. В Приазовье же ситуация немного иная.
Во-первых, совершенно непонятен правовой статус освобожденных территорий. Будет ли это новая республика, которая войдет в состав РФ, войдет ли регион сразу в РФ, как область, войдет в другую область РФ или это будет серая зона? Вопрос правового статуса крайне важен, так как из него сразу возникает вопрос собственности, но об этом немного позже.
Во-вторых, в Приазовье полно агентуры СБУ, атошников, азовцев (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и других не самых нужных России элементов. Как будут с ними поступать? Если судить, то где и, главное, за что? Как судить тех же морпехов, которые служили в армии, а не в «Азове» (организация, деятельность которой запрещена в РФ)? Это не мелочь, так как в АТО побывало больше миллиона человек, а значит на Приазовье это несколько десятков тысяч человек. Причем среди сотрудников полиции служба в ВФУ приветствовалась, а значит — силовые ведомства нужно полностью просеивать.
Разберем эту ситуацию на примере города Бердянска. Бердянск находится под контролем РФ с начала марта, его заняли без боев. Коммунальное имущество цело, ничего не разрушено и не испорчено украинскими властями. После ввода войск в Бердянске сложилось двоевластие — бывший горсовет и военная комендатура.
Горсовет тянул на себя коммунальное хозяйство, поддерживал митинги за Украину, но при этом обеспечивал жизнь города — доставка лекарств, продукты для малообеспеченных, бомбоубежища, размещение мариупольцев и т. д. Комендатура в свою очередь привезла в обозе жителя соседнего села и назначила его мэром. Военные так и не смогли привлечь на свою сторону хотя бы часть чиновников бывшей мэрии (вопрос: а пытались ли?).
В городе случился административный коллапс, когда все вопросы решались лично комендантом, а значит бабушки с лекарствами, электрики, бизнес, медики — все выстроились в одну большую очередь. Такая ситуация продолжалась около двух месяцев. Худо-бедно разобрались, как-то наладили работу администрации, но встал вопрос острого дефицита кадров, коррупции и правового хаоса.
Здесь мы возвращаемся к вопросу правового поля. Сейчас в Бердянске работает Военно-гражданская администрация и полиция. Они работают по какому законодательству? Чиновники и полиция знают это законодательство? Как будут регулироваться вопросы собственности? В данный момент в Бердянске не работают суды и прокуратура. Следственный комитет не создан. Нет регионального управления ФСБ.
Кадастровые реестры Украины закрыты, как и все остальные государственные системы Украины. В этом правовом хаосе образуются криминальные схемы по отъему недвижимости, торговле гуманитарной помощью, грабежах, разбоях и всему сопутствующему.
В Бердянске на данный момент есть несколько крупных промышленных предприятий: «Азмол» (ГСМ), «Бердянские Жатки» (сельхозмашины), «Азовкабель» (силовые кабели), «Бердянский порт», «Бердянский мясокомбинат», «Завод железобетонных конструкций», «Агринол» (ГСМ), «Южгидромаш» (производил насосы, не работает).
Завод «Азмол» в лучшее времена закрывал 50% потребностей всего СССР по смазкам и маслам для советской техники. Во времена Украины он также поставлял ГСМ в войска. Так как техника в ВС РФ и в ВСУ плюс-минус одинаковая — этот завод может закрыть значительную часть потребностей ВС РФ в ГСМ. Второе предприятие ГСМ «Агринол» также способно поставлять продукцию в войска.
«Бердянские Жатки» производят сельхозмашины средней ценовой категории. Для нашего региона это особенно актуально, а в связи с военными действиями и блокадой со стороны Украины, продукция предприятия критически важна для проведения посевной.
Завод ЖБК тоже очень актуален в нынешней ситуации. До Мариуполя из Бердянска 90 километров. Типовые бетонные конструкции (плиты для панельных домов, плиты перекрытия этажей, лестницы, столбы освещения, столбы для линий электропередач) необходимы для восстановления Мариуполя. Из Бердянска их доставлять гораздо ближе и дешевле чем из России.
Сейчас сделаем небольшое отступление в политическую плоскость. Все вышеперечисленные предприятия принадлежат депутату Верховной рады от ОПЗЖ Александру Пономареву. Предприятия депутата поставляли ГСМ в ВСУ, а его окружение полностью контролировало политическую жизнь города.
Он имеет гражданство РФ, и является одним из крупнейших спонсоров ОПЗЖ. Интересная личность. Большая часть его окружения выступила за Украину, но сам он находится в Бердянске и контролирует свои предприятия. К его личности мы еще вернемся.
«Азовкабель». В советские времена — это было крупнейшее предприятие с тысячами сотрудников. В данный момент завод разделен между тремя собственниками, но его продукция конкурентоспособна и котируется на мировом рынке. Предприятие поставляло продукцию для компании Siemens. До 2018 года предприятие поставляло комплектующие для производства атомных подводных лодок в России, что делает этот завод важным для обороноспособности государства.
«Бердянский порт» — экспортные ворота региона. 80% перевалки — это зерно и подсолнечное масло. Бердянский порт способен принять до 6 миллионов тонн зерна в год. При блокировке черноморских портов Украины — это узкое горлышко для экспорта с освобожденных территорий.
При этом Бердянскому порту нет альтернативы для сельскохозяйственного экспорта. Порты Крыма уже не справляются с потоком зерна из Херсонской и Запорожской области, а расходы на доставку сильно влияют на рентабельность агропроизводства в Приазовье. Порт может быть использован для снабжения войск и обеспечения региона продовольствием, стройматериалами etc.
На данный момент предприятия работают едва на 10% своей мощности. За четыре месяца местные власти не смогли наладить нормальную работу промышленных предприятий и порта. Тысячи граждан остались без работы, но администрация города требует от владельцев предприятий выплачивать зарплату и обеспечивать налоговые поступления.
Сложилась ситуация образца 1990-х годов, когда люди ходят на работу, но месяцами не получают зарплату. Ситуация, мягко говоря, сложная. Даже если местные власти обеспечат предприятия пропусками и позволят им нормально функционировать, возникнет проблема расчета с контрагентами.
Счета предприятий находятся в украинских банках, а для открытия счетов в России предприятию необходимо зарегистрироваться в России, что тоже непросто, так как все документы и реестры Украины закрыты. Часть предприятий были приватизированы незаконно, что с ними будет в России? Это огромный и очень интересный вопрос.
В сельском хозяйстве ситуация гораздо хуже. Ранее фермеры сдавали зерно крупным зернотрейдерам. В Бердянске работали «Агрия», «Аскетшипинг», «Политехника». Трейдеры ездили по селам и выкупали урожай у фермеров, доставляли его в порт и экспортировали. Сейчас трейдеры ушли из региона вместе с зерновозами. Фермеры остались со своим прошлогодним урожаем, который им необходимо продать, чтобы освободить место под новый урожай.
Звучит, как западная агитка, но это так. К этому добавились проблемы с сельхозтехникой, часть которой пострадала во время боев, часть была украдена. Данной ситуацией воспользовались представители военно-гражданских администраций. Они начали взимать плату за пропуск в Крым с фермеров, у которых есть свои зерновозы.
Тем, у кого нет своего транспорта, предлагают продать свой урожай за бесценок, а если он отказывается, урожай забирают силой. Данная ситуация ставит фермеров на грань разорения. Добавьте к этому цены на топливо, отсутствие комбайнов, отсутствие удобрений, отсутствие семенного фонда, отсутствие правоохранительных органов на селе и вы получите ситуацию полной безнадеги.
В Бердянске представители ВГА просто разграбили склады зернотрейдеров, тем самым мотивировав их никогда в регион не возвращаться. В данный момент ВГА действуют полностью на свое усмотрение. Какого-либо контроля со стороны центра за ними нет. ВГА устанавливают налоги, устанавливают коммунальные тарифы, национализируют собственность, назначают начальников в государственные органы, коммунальные структуры и тд.
Очень часто новые руководители некомпетентны и совершенно не знакомы с документооборотом. Руководство из России не спешит проводить для них курсы переквалификации, а тем более переводить деятельность гос.учереждений на российские стандарты. Сотрудники полиции и ВГА, не имея контроля со стороны российских чиновников и учреждений, занимаются вымогательством и грабежами, что не способствует завоеванию доверия местного населения.
Сообщениями о «национализации» и «смене собственника» имущества пестрят местные телеграмм каналы и украинские СМИ. Мы взрослые люди и понимаем, что есть информационная война, но я считаю недопустимым закрывать глаза на произвол местных чиновников, которые еще вчера работали на Украину.
Российское общество должно твердо понимать, что ситуация на освобожденных территориях находится вне правового поля, а часть людей «ставших» сегодня патриотами России, ещё вчера были фанатами Бандеры.
Необходимо сделать работу ВГА прозрачной. На освобожденных территориях необходимо создавать структуры гражданского общества, а не серые мутные договорняки с бывшими любителями Бандеры.
Ситуация на освобожденных территориях очень сложная. Если там не будет наведен порядок, результаты референдума буду оглушительно провальными. Необходимо в кратчайшие сроки переводить деятельность ВГА в правовое поле. Забрать у них часть полномочий, кстати какие у них полномочия и где они оформлены, и передать их российским госорганам.
Необходим десант чиновников со всей России на освобожденные территории. Херсонская и Запорожская области идеально для этого подходят: граница с Россией, стабильная ситуация, относительно лояльное население, небольшое количество жителей, сельскохозяйственная экономическая основа.
Необходимо создать институты общественного контроля и пустить в регион журналистов, прокуратуру, следственный комитет и наладить работу судов. Без этого регион превратится в махновщину, которая съест любые бюджетные дотации без какой-либо пользы, а население будет скрыто саботировать нововведения и — вольно или невольно — работать на СБУ и украинскую пропаганду.