Саудовская Аравия нанесла второй удар по США за неделю, металлургия в EС на грани краха, а французские АЭС тонут в долгах.
Пока французы после публикации прогнозов экономической деятельности оператора АЭС — компании EDF — выкрикивали что-то неразборчивое, но с явным матерным подтекстом, Саудовская Аравия циничным образом взяла и подняла отпускные цены на нефть только для США.
Между тем в США и Европе назревает новый план по раскулачиванию стран Персидского залива. Там намерены заставить экспортёров поделиться «несправедливо заработанным» с Западом. И это на фоне бедственного положения европейской металлургии обещает преподнести ещё очень много сюрпризов.
Электричество дорожает, долги растут
Атомная энергетическая отрасль Франции, которая является самой крупной на территории Старого Света, и обеспечивает 70% потребления, находится на грани коллапса.
Компания EDF, ранее заявлявшая об убытках в €24 млрд по итогам года, пересмотрела прогноз и сейчас утверждает об убытках в €29 млрд, или более 1,7 трлн рублей. Складывается ощущение, что компания продаёт электричество бесплатно. Это наталкивает на определённые соображения.
Но доля истины в этом есть. В начале года французское государство приказало EDF ограничить рост тарифов на электроэнергию на 4% в текущем году. Мера эффективного управления привела к предсказуемым последствиям. Рост тарифов на 4%, в то время как инфляция уже достигла двузначных значений. Это, как минимум, 6% чистейшего, как слеза Шарля де Голля, убытка.
С другой стороны, современных АЭС в Пятой республике практически нет. Последний энергоблок был построен в 1999 году. И таких «молодых» реакторов функционирует не более 10, большинство же относится к 1970-1980 годам. Надо полагать, что расходы на их содержание соответствующие.
«По словам эксперта, реакторы старых типов, которых гораздо больше, строились в 1970–1980-е гг. массово и быстро, что сокращало расходы. Однако теперь EDF их нужно так же массово модернизировать — и это уже дорого», — сообщают «Ведомости» со ссылкой на главного редактора Atominfo.ru Александра Уварова.
Мы ранее рассказывали о дефектах, выявленных на десятках французских энергоблоков наиболее поздней постройки. На начало 2022 года Франция строит только один энергоблок на АЭС Flamanville в Нормандии. Да и тот вследствие неоднократных задержек и сверхпроектных затрат должен быть введен в строй в 2023 г. Но далеко не факт, что введут, так как сроки переносились неоднократно.
А тем временем пока Соединённые Штаты на пару с Европой пытаются удержать цену на нефть в районе 100$, растрачивая накопленные ранее стратегические резервы, цены на другие виды топлива стремительно осваивают новые вершины. И это касается всех видов топлива, в том числе и урана.
Урана вам в реактор
Уран в качестве металла хоть и годится только для снарядов к американским танкам (про металлургию мы ещё поговорим). Однако АЭС во Франции и США упорно отказываются работать без постоянного снабжения ценным сырьём. К слову, о цене:
«С начала 2022 года рост стоимости урана достиг 17,3%», — сообщает издание «Эксперт».
При этом обратите внимание, что стоимость растёт с ускорением: рост только за август составляет 7%, по данным Financial Times.
А теперь готовьтесь: аналитики Bank of America прогнозируют, что к концу года стоимость, взмыв ещё на 40%, пробьёт рекордные $70 за фунт. А теперь немного занимательной географии: какая страна больше всех в мире зависима от урана? Верно — Франция! А в какой стране больше всего атомных электростанций? Правильно, в США!
Картина заиграет интересными красками, если вспомнить, что 40% мощностей по производству урана для АЭС уверенно удерживает «Росатом». Однако металл нужен не только для мирного атома…
Металлургия, зелень и фиалки
Одна из старейших отраслей Европы, некогда бывшая основой индустриального величия Старого Света, теперь платит чудовищную цену за бездумные действия своих властей.
Двенадцатикратный рост тарифов на газ, устроенный, по убеждению европейцев, Россией, привёл к тому, что сталевары тысячами попадают под увольнение. Крупнейшие предприятия повсеместно сокращают производство, некоторые вовсе закрываются на неопределённый срок, профсоюзы в ярости. А маховик деиндустриализации приближает риск рецессии:
«Промышленное производство в еврозоне в минувшем июле упало на 2,3%, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, что стало самым большим падением более, чем за два года», — передаёт портал ProMetall.
К тому же острая нехватка полезных ископаемых в регионе, которая всё-таки отвлекла еврочиновников от России, носит очень странный характер:
«Мы не можем попасть в очередную чрезмерную зависимость в стратегической области», — заявил Марош Шефчович, вице-президент Еврокомиссии, на конференции в Праге.
Тут важно, о каких «стратегических» металлах говорит Марош. А говорит он о металлах, которые используются в аккумуляторах для электромобилей. На этом с 2017 года и сосредоточена большая часть внимания Еврокомиссии.
Тем временем в августе французский алюминиевый завод Aluminium Dunkerque решил сократить объёмы выпуска первичного алюминия сразу на 22% посредством вывода из эксплуатации части электролизных ячеек.
А спустя месяц глава словацкого завода Slovalco Милана Веселего с явным разочарованием констатировал:
«Мы сожалеем, что более чем 70-летняя традиция производства алюминия в Жиар-над-Гроном подошла к концу из-за бездействия правительства».
А обозреватель портала Geopolitika.news Зоран Метер считает, что европейских политиков «покинул разум»:
«Подобные меры фатальны для промышленности и будут способствовать бегству капитала из ЕС, а также перенесению производства из Германии в США, где ситуация <…> всё еще относительно благоприятна».
Казалось бы, больше проблем ЕC наживать негде. Но не стоит недооценивать способности новой руководящей элиты Старого Света. Британцы в лице агентства The Economist, следуя старым обычаям, опять взялись считать деньги в чужом кармане:
«При текущих ценах шесть государств Персидского залива — остальные Бахрейн, Кувейт и Оман — могут заработать $3,5 трлн в течение следующих пяти лет».
Британский журнал сообщает, что страны Запада недовольны независимой политикой ближневосточных монархий, которые наживаются на текущем энергетическом кризисе. Журналисты предупредили, что период сверхвысоких доходов от экспорта нефти для персидских монархий может вскоре окончиться. На протяжении статьи авторы пытаются убедить в том, что миру нужна гегемония Запада, а потому надо «раскулачить» страны Персидского залива, чтобы было всё по справедливости. Не спрашивайте, как одно связано с другим, но раз такие публикации появились, то неспроста. «Потолок цен» ведь так же появился.
Вопрос в том, во что это может вылиться. Вспоминается энергетическая война экспортёров нефти против покупателей 1970-х годов. Те же обстоятельства, те же главные герои. И снова не сделанные выводы!
В завершение статьи авторы подводят к следующему:
«Тем не менее единственное, чего может не принести новая эра, — это стабильности».
До конца не поняли, что означает слово «стабильность» для британских СМИ, но явно не то, что написано в словаре Даля.
Вполне возможно, что это всё останется рассуждениями на бумаге и нефтяные цены в Еврoпе больше не вырастут, но вот в CША могут...
Ближневосточная обида
6 октября сразу же после решения ОПЕК о сокращении добычи не отошедший от шока Белый дом был ошарашен новостью от Bloomberg:
«Нефтегазовая госкомпания Саудовской Аравии Saudi Aramco повысила ноябрьские отпускные цены на нефть для США, для Азии — сохранила, а для Европы — уменьшила».
Хоть повышение было небольшим, всего лишь $0,2 за баррель, оно несло подрывной характер для готовящейся к переизбранию в конгресс демократической партии США. А, с другой стороны, теперь совершенно точно можно сказать, что Саудовская Аравия сослужила хорошую службу «Капитанскому мостику». И надо полагать, «мостик» этого ещё очень долго не забудет, тем более если провалится на ноябрьских выборах.