Бомбардировками войн не выигрывают…
Пятый день один немного скорбный головой политический режим приводят в чувство предварительной ракетной «калибровкой» по энергетической (в основном) инфраструктуре. Почему «предварительной»? Потому что по канонам современной военной науки массовые ракетные обстрелы предваряют проведение стратегической воздушной наступательной операции. Когда ПВО противника перенастраивается в режим ПРО и противодействию БпЛА, его перегружают волнами атак, лишь потом задействуя весь спектр боевой авиации.
Сначала ракеты, затем появляются самолёты и беспилотники дальнего радиуса действия с противорадиолокационными ракетами, а следом — бомбардировщики и штурмовики. Именно так была парализована и серьёзно прорежена противовоздушные системы обороны в Югославии, Ираке и на Украине в самом начале Спецоперации. С одним отличием принципиальным — ковровых бомбардировок Россия не проводила.
Эволюция.
Стратегическое воздушное наступление, как вид боевых действий, впервые интуитивно применил кайзеровский Генштаб, распробовав налёты на Лондон сначала «Цеппелинами» (1915-1916-й), а затем бомбардировщиками «Gotha G V» (1917-й). Тему забросили, поскольку небесные тихоходы могли нести недостаточную по мощи бомбовую нагрузку, были проблемы с точностью, да и концепция воздушного наступления постоянно упиралась в правила и обычаи ведения войн. Да, газом травить солдат неприятеля можно, но уничтожать мирное население «цивилизованных народов» тогда ещё совесть не позволяла. Но панический психологический эффект был оценён верно…
В первую очередь пострадавшими, англичанами. В 30-е годы они, несмотря на куцые военные бюджеты, освоили производство тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» и «Либерейтор», их заокеанские партнёры в эволюции соорудили «Супер-крепости» B-29. Строго в новой концепции «воздушного наступления» стратегического характера, когда считалось: любую страну можно вывести из войны тотальным истреблением промышленной, транспортной и гражданской инфраструктур.
Самая известная из таких концепций — «Доктрина Дуэ», по которой участие наземных сил вообще не предусматривалось, победу достигали массированным применением тяжёлых бомбардировщиков, суть стратегической авиацией. Были проведены расчёты возможных собственных потерь и ущерба противнику, баланс посчитали привлекательным. Поскольку перед всеми стратегами англосаксов маячили страшные поля Фландрии с миллионами погибших в позиционной артиллерийской мясорубке и атаки на пулемёты.
Именно в такой логике Англия и Америка вошли во Вторую мировую войну. Создавались воздушные бомбардировочные армады, призванные вбомбить гитлеровскую Германию в каменный век. Начав борьбу с промышленностью и железными дорогами, англосаксы позже перешли к прямому террору против гражданского населения. Трагедию Дрездена не стоит ведь напоминать, тот жуткий огненный шторм.
Не буду ввязываться в давний спор, насколько варварские бомбардировки (порой по тысяче самолётов на боевой вылет) приблизили победу над Третьим Рейхом, но один аспект точно важен — расходы Германии, Италии и Японии на средства ПВО были колоссальными. Немцы миллион «зенитчиков» имели в строю! Были вынуждены устроить лютый головняк всем профильным министерствам с «разнесением производств», что экономике и оборонному комплексу пользы явно не принесло.
Оставлю за скобками страшные потери императорской Японии, когда бессмысленными с военной точки зрения бомбардировками было уничтожено свыше миллиона гражданских, а истреблённые с невиданной жестокостью Токио, Хиросима и Нагасаки можно признавать величайшим злодейством в истории, сравнимым с геноцидом советского народа и Холокостом. Но так или иначе, после Второй мировой американцы продолжили совершенствовать инструменты воздушного стратегического наступления, построив бесчисленные B-52.
Проверили В-52 «Стратофортрессы», межконтинентальные стратегические бомбардировщики во Вьетнаме, президент США Никсон был уверен: именно новые «стратеги» принесут скорую победу без дальнейшей утилизации бравых янки в джунглях. С 18 по 29 декабря 1972-го года ковровые бомбардировки ударили по Северному Вьетнаму, уничтожались стратегические объекты, разрушались электростанции, металлургические заводы, мосты, развязки дорог, железнодорожные станции и переходы Ханоя, Хайфона, индустриального сердца страны — Тхайнгуена.
«Стратофортрессы» B-52 совершили свыше семисот боевых вылетов, сбросив более 16 тысяч тонн различных бомб. Второй волной шли «тактики», их бомбардировщики подчищали за большими дядями и добавляли на головы вьетнамце свои пять тысяч тонн взрывчатки. Потери посчитали приемлемыми, в общей сложности с боевых заданий не вернулись 27 самолётов. Операция попала в учебники под названием «Рождественское наступление», в конце января 1973-го года было подписано Парижское мирное Соглашение между Южным и Северным Вьетнамом, а янки быстренько убрались домой.
Конечно, американцы «забывают», как через пару лет Ханой закончил войну убедительной победой, полностью освободив Вьетнам чередой сухопутных операций. Невзирая на это, по сей день курсанты военных училищ США пишут доклады на экзаменах, как силами стратегической авиации и «воздушным наступлением» можно успешно добиться выполнения политических целей, что армады самолётов и тонны бомб являются главным инструментом войны.
Пятый день один немного скорбный головой политический режим приводят в чувство предварительной ракетной «калибровкой» по энергетической (в основном) инфраструктуре. Почему «предварительной»? Потому что по канонам современной военной науки массовые ракетные обстрелы предваряют проведение стратегической воздушной наступательной операции. Когда ПВО противника перенастраивается в режим ПРО и противодействию БпЛА, его перегружают волнами атак, лишь потом задействуя весь спектр боевой авиации.
Сначала ракеты, затем появляются самолёты и беспилотники дальнего радиуса действия с противорадиолокационными ракетами, а следом — бомбардировщики и штурмовики. Именно так была парализована и серьёзно прорежена противовоздушные системы обороны в Югославии, Ираке и на Украине в самом начале Спецоперации. С одним отличием принципиальным — ковровых бомбардировок Россия не проводила.
Эволюция.
Стратегическое воздушное наступление, как вид боевых действий, впервые интуитивно применил кайзеровский Генштаб, распробовав налёты на Лондон сначала «Цеппелинами» (1915-1916-й), а затем бомбардировщиками «Gotha G V» (1917-й). Тему забросили, поскольку небесные тихоходы могли нести недостаточную по мощи бомбовую нагрузку, были проблемы с точностью, да и концепция воздушного наступления постоянно упиралась в правила и обычаи ведения войн. Да, газом травить солдат неприятеля можно, но уничтожать мирное население «цивилизованных народов» тогда ещё совесть не позволяла. Но панический психологический эффект был оценён верно…
В первую очередь пострадавшими, англичанами. В 30-е годы они, несмотря на куцые военные бюджеты, освоили производство тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» и «Либерейтор», их заокеанские партнёры в эволюции соорудили «Супер-крепости» B-29. Строго в новой концепции «воздушного наступления» стратегического характера, когда считалось: любую страну можно вывести из войны тотальным истреблением промышленной, транспортной и гражданской инфраструктур.
Самая известная из таких концепций — «Доктрина Дуэ», по которой участие наземных сил вообще не предусматривалось, победу достигали массированным применением тяжёлых бомбардировщиков, суть стратегической авиацией. Были проведены расчёты возможных собственных потерь и ущерба противнику, баланс посчитали привлекательным. Поскольку перед всеми стратегами англосаксов маячили страшные поля Фландрии с миллионами погибших в позиционной артиллерийской мясорубке и атаки на пулемёты.
Именно в такой логике Англия и Америка вошли во Вторую мировую войну. Создавались воздушные бомбардировочные армады, призванные вбомбить гитлеровскую Германию в каменный век. Начав борьбу с промышленностью и железными дорогами, англосаксы позже перешли к прямому террору против гражданского населения. Трагедию Дрездена не стоит ведь напоминать, тот жуткий огненный шторм.
Не буду ввязываться в давний спор, насколько варварские бомбардировки (порой по тысяче самолётов на боевой вылет) приблизили победу над Третьим Рейхом, но один аспект точно важен — расходы Германии, Италии и Японии на средства ПВО были колоссальными. Немцы миллион «зенитчиков» имели в строю! Были вынуждены устроить лютый головняк всем профильным министерствам с «разнесением производств», что экономике и оборонному комплексу пользы явно не принесло.
Оставлю за скобками страшные потери императорской Японии, когда бессмысленными с военной точки зрения бомбардировками было уничтожено свыше миллиона гражданских, а истреблённые с невиданной жестокостью Токио, Хиросима и Нагасаки можно признавать величайшим злодейством в истории, сравнимым с геноцидом советского народа и Холокостом. Но так или иначе, после Второй мировой американцы продолжили совершенствовать инструменты воздушного стратегического наступления, построив бесчисленные B-52.
Проверили В-52 «Стратофортрессы», межконтинентальные стратегические бомбардировщики во Вьетнаме, президент США Никсон был уверен: именно новые «стратеги» принесут скорую победу без дальнейшей утилизации бравых янки в джунглях. С 18 по 29 декабря 1972-го года ковровые бомбардировки ударили по Северному Вьетнаму, уничтожались стратегические объекты, разрушались электростанции, металлургические заводы, мосты, развязки дорог, железнодорожные станции и переходы Ханоя, Хайфона, индустриального сердца страны — Тхайнгуена.
«Стратофортрессы» B-52 совершили свыше семисот боевых вылетов, сбросив более 16 тысяч тонн различных бомб. Второй волной шли «тактики», их бомбардировщики подчищали за большими дядями и добавляли на головы вьетнамце свои пять тысяч тонн взрывчатки. Потери посчитали приемлемыми, в общей сложности с боевых заданий не вернулись 27 самолётов. Операция попала в учебники под названием «Рождественское наступление», в конце января 1973-го года было подписано Парижское мирное Соглашение между Южным и Северным Вьетнамом, а янки быстренько убрались домой.
Конечно, американцы «забывают», как через пару лет Ханой закончил войну убедительной победой, полностью освободив Вьетнам чередой сухопутных операций. Невзирая на это, по сей день курсанты военных училищ США пишут доклады на экзаменах, как силами стратегической авиации и «воздушным наступлением» можно успешно добиться выполнения политических целей, что армады самолётов и тонны бомб являются главным инструментом войны.