Под американским сапогом. Германия всё явственнее впадает в экономический кризис.
Кризис вызван, прежде всего, отрывом государства от дешёвых российских энергоносителей. Санкции и контрсанкции привели к сокращению поставок российского газа, а диверсии на «Северных потоках» – к отсутствию перспектив их восстановления. Это стало одной из причин аномального роста цен на газ на европейском рынке, что сразу ударило по германской экономике.
Ещё в августе немецкие заводы снизили потребление газа на 22% (по сравнению со средним спросом в августе за последние пять лет) – до 2,87 млрд кубометров. Таким образом промышленность сэкономила стране за месяц более 800 млн кубометров «голубого топлива». Польский портал Natemat.pl пишет: «В августе 2022 года инфляция в Германии достигла уровня 7,9%, то есть на три пункта выше, чем в июле. В Германии сильнее всего ощущается рост цен на энергоносители, и экономисты прогнозируют, что проблемы в этом разделе станут ещё хуже. Власти в Берлине ожидают, что пик кризиса будет достигнут в конце года, когда инфляция может достичь 10%. То есть самого высокого уровня примерно за 70 лет».
Впрочем, примерно о том же сообщают и сами немецкие СМИ. В частности, там извещают, что за последнее время свыше двух миллионов немцев обратились за бесплатными обедами. Это выяснилось в ходе опроса администрации 962 столовых во всех регионах страны. «Такого никогда раньше не было. С начала года число нуждающихся увеличилось примерно на 50%. Можно говорить о таком явлении, как "новая бедность"», – цитирует издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten представителей гуманитарной организации Tafel Deutschland. Специалисты отмечают, что всё больше и больше людей обращаются за помощью для того, чтобы как-то протянуть хотя бы месяц. Среди новых клиентов социальных служб много безработных, малообеспеченных и пенсионеров.
Немцев мучает осознание незавидности перспектив страны и общества. Так, по данным Мюнхенского института экономических исследований, предпринявшего опрос руководителей девяти тысяч компаний в стране, индекс деловой активности в Германии снизился до уровня мая 2020 года, когда началась пандемия COVID-19.
«Пессимизм в отношении предстоящих месяцев значительно возрос. Экономика Германии скатывается в рецессию», – заявил в эфире Tagesschau глава института Клеменc Фюст. По его словам, в розничной торговле, например, ожидания упали до исторического минимума. Страдают не только торговцы, но и промышленники.
В октябре крупнейший в мире химический концерн BASF заявил об «оптимизации» своего производства: сокращении затрат и персонала. Причина – снижение доходов из-за высоких цен на сырье. По результатам третьего квартала операционная прибыль мирового производителя оказалась на 500 млн евро ниже показателей прошлого года – 1,3 млрд евро. «Рост цен на сырье можно лишь частично покрыть более высокими продажными ценами», – сообщает концерн. Поэтому в BASF объявили о программе оптимизации, которая позволит ежегодно экономить те самые 500 млн евро. «Существенно более низкие доходы, а также ухудшающиеся условия в регионе привели к тому, что BASF инициирует с 2023 по 2024 годы программу по сокращению расходов на производство в ЕС в целом и в Германии в частности», – сообщили в концерне.
Ещё в апреле глава BASF Мартин Брудермюллер говорил изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung, что сокращение поставок российского газа – большая угроза экономике Германии. «Мы что, хотим разрушить всю нашу экономику? Все, что мы создали за десятилетия? Я думаю, что такой эксперимент был бы безответственным», – предупреждал руководитель химического концерна. По его словам, он испытывает физическую боль, когда размышляет о недалёком будущем, в котором Евросоюз останется без дешёвого российского газа и будет вынужден втридорога приобретать его у США. По словам Брудермюллера, многие жители Германии, в том числе и занимающие высокое положение, совершенно не понимают, как остановка химического производства отразится на экономике страны. Его предупреждениям, однако, не вняли, и сейчас немцы ещё только начали на себе ощущать, каково это: остаться без российского газа.
Пытаясь выпутаться из создавшегося положения, власти анонсировали «оборонительный щит», предназначенный для защиты от высоких цен на энергоносители. Они пообещали установить фиксированные тарифы на газ и электроэнергию – на каковые цели Берлин обещает отчислить до 200 млрд евро.
«Цены на газ и электроэнергию должны упасть – и они упадут. Мы установили такой курс. Мы никого не оставим один на один с высокими счетами – ни жителей, ни компании. Мы делаем это для пенсионеров, семей, работников, для больших компаний и для небольших», – написал в соцсети канцлер Олаф Шольц. В Министерстве экономики и климата страны уточнили, что речь идёт о создании специального Стабилизационного фонда. Он и будет ограничивать тарифы на газ, обеспечивать торможение цен на электроэнергию и поддержку энергетических компаний, от которых зависит стабильность рынка – Uniper, SEFE (национализированный Gazprom Germania) и VNG. В министерстве добавили, что снизят НДС на газ до 7%.
Помимо этого, Министерство экономики пообещало установить фиксированный тариф для потребителей на определённые объемы газа, а разницу между ним и рыночной ценой будут выплачивать поставщикам.
Ждать серьёзного снижения тарифов для рядовых потребителей, однако, не приходится. «Определенная ноша берётся, но не полностью. Даже в условиях выделения 200 млрд евро», – заявил в интервью радиостанции Deutschlandfunk министр экономики Роберт Хабек. Также он добавил, что экономия энергоносителей не отменяется. Германия взяла на себя годовое обязательство с 1 декабря сократить потребление электроэнергии на 10% в целом и на 5% – в пиковые часы. Не стоит и говорить, какой бешеный «восторг» это вызвало у конечного потребителя…
Хабек представил экономический прогноз правительства на 2023-2024 гг. По мнению германских экспертов, после достигнутого в этом году роста на 1,4%, в следующем, 2023-м ВВП Германии упадёт на 0,4%. Рост возобновится только в 2024 году, когда, как ожидается, он составит 2,3%. Ранее правительство считало, что в этом году ВВП вырастет на 2,2% и на 2,5% – в следующем, но реальность оказалась иной... Хабек не отрицает, что причина бед заключается в прекращении поставок газа из России. Впрочем, министр, по его словам, не жалеет о содеянном. По его словам, «мы десятилетиями позволяли держать себя в зависимости и шантажировать» – а теперь, дескать, «мы находимся на очень хорошем пути к освобождению от тисков российского импорта энергоносителей».
Правительственный прогноз заключается в том, что цены на энергоносители в Германии будут теперь оставаться высокими на постоянной основе, что очень затормозит промышленное производство, особенно в энергоёмких секторах. Инфляция также останется устойчиво высокой. В то же время, как надеются власти, «ценовой тормоз на газ», который планируется только для снижения нагрузки на потребителей газа и на тех, кто живет в квартирах с централизованным отоплением, хотя бы ослабит рост цен. Также власти пытаются наладить другие пути поставок. По словам Хабека, терминалы, способные принимать доставляемый морем сжиженный природный газ, строятся «рекордными темпами». Заодно министр подчеркнул, что немецкое правительство должно готовиться к «эпохе послеэнергетической зависимости от России» и «настойчиво строить климатически нейтральную экономику, которая не способствует изменению климата»…
В настоящее время главы восточногерманских федеральных земель опасаются того, что энергетический кризис поставит под угрозу успехи, достигнутые в деле интеграции территорий бывшей ГДР в общее пространство.
В связи с этим руководители Бранденбурга и Саксонии-Анхальт Дитмар Войдке и Райнер Хазелофф призвали жителей Германии к «социальной сплочённости». Войдке в беседе с газетой Rheinische Post сообщил, что восточные немцы «воспринимают нынешнюю ситуацию с большой тревогой, и многие боятся, что всë то, что они кропотливо создавали на протяжении трëх десятилетий, рухнет». Хазелофф в свою очередь заявил тому же изданию, что «война против Украины ставит под угрозу успехи восстановления восточных земель». Однако, по его словам, в трудные времена немцы не должны позволять настраивать себя друг против друга. «Сегодня солидарность и общественный дух важны, как никогда», – заявил глава регионального правительства.
Продолжается наплыв в Германию беженцев с Украины. Несмотря на постоянно раздающиеся призывы «оказать максимальное сочувствие и поддержку жертвам путинской агрессии», делать это готовы не все.
Некоторые, напротив, «позволяют себе» жаловаться на наплыв украинцев. Так бургомистр города Тюбинген (в земле Баден-Вюртемберг) Борис Пальмер в интервью газете Kölner Stadt-Anzeiger заявил, что высокий размер пособий в Германии приводит к тому, что украинские беженцы массово переезжают в ФРГ из других стран ЕС, провоцируя тем самым новый миграционный и социальный кризис. «Непонятно, почему в Германии появилось деление на беженцев первого и второго сорта. И почему мы выплачиваем столько пособий, что люди покидают страну, в которой они уже получили убежище, и приезжают в Германию исключительно из-за этих высоких финансовых стимулов. Это серьёзные проблемы», – пожаловался Пальмер журналистам.
Упомянутое им разделение беженцев на «сорта» – результат того, что в начале апреля правительство ФРГ приняло решение о предоставлении украинцам права на получение с 1 июня базового пособия по безработице.
Кроме того, власти Германии значительно упростили для граждан Украины процедуру оформления вида на жительство, а также отменили требование пребывания в определённом месте, установленном компетентным органом.
Как неоднократно отмечали немецкие СМИ, данные послабления и льготы затронули лишь украинских просителей убежища, что позволило говорить о возникновении в Германии двух категорий беженцев – «первого» и «второго» сорта.
В итоге пошли разговоры о том, что многие украинцы недобросовестно пользуются предоставленными им преимуществами, способствуя ещё большему ослаблению экономики страны.
Председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц уличил украинских беженцев в том, что они периодически покидают страну своего пребывания, дабы приехать в Германию и получить пособие. «То, что мы наблюдаем – это социальный туризм со стороны этих беженцев. В Германию – обратно на Украину, в Германию – обратно на Украину», – заявил оппозиционный политик, добавив, что подобная ситуация провоцирует в стране социальную напряженность. Данное заявление вызвало громкое недовольство со стороны и украинских властей, и членов правительства ФРГ – что вынудило лидера германских консерваторов отказаться от своих слов. Тем не менее бургомистр Тюбингена встал на сторону главы ХДС.
«Мерц был прав, комментируя сложившуюся ситуацию. Его запугали. В этой стране слишком мало тех, кто готов аргументированно отстаивать своё несогласие по данному вопросу, и слишком много тех, кого подобные заявления возмущают», – отметил Пальмер.
Его недовольство понятно – как ранее сообщало издание Die Welt, власти Германии ежемесячно тратят на выплату украинским беженцам базовых пособий по безработице свыше 500 миллионов евро. При этом трудоустроиться смогли (или захотели) лишь 9% украинцев, прибывших в ФРГ после начала спецоперации…
Политолог Александр Носович считает, что то, что сейчас переживает Германия – отложенные последствия её поражения во Второй мировой войне, поставившие страну под внешний контроль.
«Это важная констатация для понимания мировой политики. Поражение есть поражение, оккупация есть оккупация, а стратегическая зависимость есть стратегическая зависимость. И сколько эту пилюлю не подслащивай, она всё равно останется ядовитой. Да, американская медиа-машина в Европе десятилетиями рассказывала всем готовым это слушать про чудо возрождения ФРГ по плану Маршалла. Про то, как лучшие в мире вояки стали лучшими в мире торгашами, про немецкий автопром и немецкое качество – словом, про то, что быть под американским сапогом выгодно и приятно. Во всяком случае, приятнее, чем под русским. И экономическое чудо действительно было, равно как интеграционный триумф с поглощением Восточной Германии Западной, и восточная политика ЕС – экспансия на бывший соцлагерь, а затем и на постсоветское пространство, в чём Берлин играл ключевую роль. Всё это по итогам не отменило реальности лишенной независимости и поломанной через колено страны.
Даже Франция, которую задним числом причислили к странам-победительницам, сегодня выглядит на международной арене не так постыдно, как ФРГ. А уж антигитлеровская большая тройка вовсе бьётся на этой арене за звание "царя горы". Мораль: внешняя зависимость стратегически выгодной не бывает, какие бы "планы Маршалла" она ни сулила. Проигрывать нельзя, суверенитет и независимость сдавать нельзя», – заключает политолог.