Высокие цены на топливо, вероятно, убьют больше европейцев, чем участников украинского конфликта.
Экономические санкции, введенные в результате специальной операции на Украине, влияют на Европу больше, чем на Россию, что является досадным фактом для коллективного Запада, - пишет Globalresearch.
Недавнее исследование издания The Economist предполагает, что из-за высоких цен на топливо дополнительное число погибших в Европе предстоящей зимой может превысить число солдат, погибших на Украине.
До войны Россия поставляла около 40 % всего потребляемого Европейским Союзом газа. В дальнейшем Украина и Польша перекрыли некоторые трубопроводы, по которым газ из России поступал в Западную Европу.
Такие страны, как Финляндия, Болгария и Польша, не пожелавшие платить за газ в рублях, были отключены Россией. Кроме того, подрыв "Северных потоков" вообще прекратил по ним поставку.
Резкое сокращение поступления газа не может в полной мере быть компенсировано импортом из других стран. Это привело к резкому росту цен на газ в Европе и, косвенно, на электроэнергию.
Из-за очень мягкой осени и из-за того, что Европа накопила большие запасы газа, рыночные цены по сравнению с их летним пиком упали . Тем не менее, средняя цена на газ сегодня почти в 2,5 раза выше, чем в период 2000-19 годов. Что касается электроэнергии, то она подорожала почти вдвое.
А теперь наступила зима. Хорошо известно, что зимой из-за холода умирает больше людей, чем летом. Как в Европе, так и в США число смертей в зимний период в среднем больше примерно на 20 %.
В прошлом цены на энергоносители практически не влияли на избыточную смертность, поскольку их колебания были очень незначительными. Но сейчас рост затрат велик, и поэтому ожидается гораздо больший негативный эффект.
Чтобы рассчитать это влияние, The Economist построил статистическую модель. Помимо цены на энергоносители, есть еще три фактора, которые приводят к увеличению числа смертей.
Наиболее важным является суровость зимы. В дополнение к этому влияет число заболевших гриппом, что частично определяется тем, насколько холодно. Наконец, компенсация властей семьям в связи с повышением цен.
Высокие цены на топливо могут усугубить влияние низких температур на смертность, отбивая у людей охоту пользоваться отоплением и делая их более подверженными воздействию холода. То же относится к государственной поддержке домашних хозяйств в целях смягчения энергетического шока.
Согласно модели The Economist, “твердый вывод” состоит в том, что воздействие “окажется очень мощным”, а число погибших “может превысить число солдат, погибших на Украине”.
Если цены на энергоносители останутся на нынешнем уровне, то в условиях обычной среднестатистической зимы в Европе погибнет примерно на 147 000 человек больше, чем в ситуации с “нормальными”, то есть прошлыми ценами.
При умеренных температурах, предполагая самую теплую зиму за последние 20 лет для каждой страны, эта цифра снижается до 79 000.
В суровую зиму дополнительная избыточная смертность возрастает до 185 000 человек.
В ходе украинской кампании погибло, предположительно, от 25 000 до 30 000 военнослужащих с обеих сторон, и ещё 6 500 мирных жителей (от переводчика, - Урсула фон дер Ляейн обмолвилась о 100 000 погибших только со стороны Украины).
Журнал отмечает, что эффект может сильно варьироваться от страны к стране. В таких странах, как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Австрия, установившие максимальный уровень поддержки населения, вряд ли будет какая-либо дополнительная смертность.
Гораздо большее число смертей прогнозируется в странах, где государственные дотации невелики. Это Италия, Эстония, Финляндия, Прибалтика и некоторые другие.
В долгосрочной перспективе санкции против Москвы могут ослабить российскую экономику. Но пока это абсолютно не так. Ожидаемые доходы от российского экспорта энергоносителей в этом году будут на треть выше, чем в прошлом.
В числе проигрывающих пока европейские страны, которые с введением санкций занимаются само расстрелом.
Последние данные показывают, что российский "показатель текущей экономической активности" выше, чем в других крупных европейских странах.
В результате высоких цен на энергоносители многим европейским компаниям, возможно, придется закрыться или переехать в другие регионы, где затраты на энергию ниже.
Более того, для борьбы с инфляцией, которая, в свою очередь, в основном вызвана высокими ценами на энергоносители, Европа уверенно движется к полномасштабной рецессии.
Таким образом экономическое самобичевание может чрезвычайно повысить число потерянных человеческих жизней.
Возможно, настало время глубоко задуматься о том, есть ли смысл в экономических санкциях против России или это полная бессмыслица.