После начала специальной военной операции РФ на Украине Германия присоединилась к масштабным экономическим санкциям против России — своего важнейшего поставщика энергии, и стала лихорадочно искать альтернативные варианты поставок газа. Чтобы заменить голубое топливо из РФ, ФРГ приходится покупать недостающие объемы по завышенным ценам на мировых рынках, получать "грязный" фрекинговый сжиженный природный газ (СПГ) у США. Но "грязный" это газ или нет, практически уже никого не интересует — даже защитников природы, таких как "зеленые".
Еще в феврале глава МИД Германии Анналена Бербок заявила о готовности Берлина "заплатить высокую экономическую цену за безопасность Украины". Сейчас становится понятно какую. "Раньше бедным с точки зрения трат на энергию считался тот, кто был вынужден расходовать на нее более 10% от своего чистого дохода. Сейчас это распространяется и на средние слои общества", — констатировал известный в Германии политолог, эксперт по вопросам борьбы с бедностью Кристоф Буттервегге. Он указал, что большая часть съемщиков жилья в ФРГ уже вынуждена тратить свыше 40%, а то и 50% своего дохода за аренду, отопление и электроэнергию.
Правительство ФРГ пытается не допустить ухудшения ситуации, принимая все новые пакеты помощи для населения, но уже сейчас многие немцы задаются вопросом, как долго это может продолжаться. "Нам предстоят более жесткие, суровые годы. Этот кризис требует, чтобы мы снова научились быть экономными", — констатировал в конце октября президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер.
Судно надежды или попытка пустить пыль в глаза?
17 декабря в Вильгельмсхафене был открыт первый в Германии плавучий терминал для приема СПГ. В порту пришвартовалось судно Höegh Esperanza, которое было загружено в Испании примерно 165 тыс. кубометров СПГ из Нигерии.
Правительство ФРГ на фоне отказа от российского газа решило в рекордные сроки построить терминалы по приему СПГ. Наряду с Вильгельмсхафеном они должны появиться в Брунсбюттеле (Шлезвиг-Гольштейн), Штаде (Нижняя Саксония) и Лубмине (Мекленбург — Передняя Померания). Их суммарная мощность в год оценивается в 33 млрд кубометров газа. Но для сравнения: только по "Северному потоку" в 2021 году было поставлено примерно 60 млрд.
Esperanza означает по-испански "надежда". Церемония открытия терминала, по всей видимости, должна была вселить в немцев эту самую надежду, что энергетический кризис будет наконец-то успешно преодолен. Уже само по себе обстоятельство, что на ней присутствовали вместе канцлер Олаф Шольц (СДПГ), вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек ("зеленые") и министр финансов Кристиан Линднер (СвДП, либералы) — руководящее трио "светофорной" коалиции, — показывает, какое значение правительство ФРГ придает этому проекту.
О создании терминалов в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле Шольц сообщил еще 27 февраля в Бундестаге, говоря о ситуации на Украине и подчеркивая "переломный момент" в истории. Канцлер еще до СВО считался сторонником импорта сжиженного газа, который в свете поступления в ФРГ более выгодного по цене и безопасного для окружающей среды российского голубого топлива не имел никаких шансов на будущее. События на Украине все изменили коренным образом. Доля газа из РФ в структуре потребления Германии составляла в 2021 году 55%. По итогам текущего года она, по предварительным данным Федерального объединения предприятий энерго- и водоснабжения Германии (BDEW), сократится до 20%. Трубный газ из России и вовсе не поступает в Германию с сентября 2022 года.
Плавучим терминалам в усилиях по отказу от российского голубого топлива в ФРГ отводится центральная роль. Как предполагается, через них будет покрываться в будущем треть потребностей Германии в газе. Для Шольца, видимо, они являются символом того самого "переломного момента".
Что же с экологией и зависимостью от поставщиков?
В документах, поданных для получения разрешения на эксплуатацию терминала в Вильгельмсхафене, сказано, что в Северное море только Höegh Esperanza будет выбрасывать 178 млн кубометров отходов, содержащих в том числе хлор и другие химикаты. Экологи, рыбаки и местные жители опасаются огромного ущерба для моря и экосистемы.
"Мы не можем понять, почему эти полгода не использовались для того, чтобы переоборудовать судно соответствующим образом", — заявила Имке Цвох из Германского союза охраны окружающей среды и защиты природы (BUND). Власти, правда, заверяют, что в других терминалах использоваться так называемые биоциды (ядовитые вещества) не будут.
Однако защитники окружающей среды боятся и других последствий. К 2045 году ФРГ хочет добиться климатической нейтральности и полностью перейти на "зеленую" энергетику, а теперь же ее власти создают целую сеть терминалов для приема СПГ. То есть, вместо того чтобы направлять активные усилия и средства для расширения возобновляемых источников, правящая коалиция тратит деньги и силы на ископаемые источники энергии. Экологи считают, что ввод в эксплуатацию СПГ замедлит темпы перехода на "зеленую" энергетику. В этой связи природоохранная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) решила добиваться через суд ограничения сроков деятельности терминалов.
С гордостью и определенной степенью эйфории Шольц в конце ноября заявил, что "очень рад" подписанию соглашения с Катаром о поставках СПГ в ФРГ. Оно предусматривает импорт в ФРГ 2 млн т сжиженного природного газа. Но! Поставки начнутся только в 2026 году, а 2 млн т — это всего примерно 3% годовой потребности Германии в газе. Еще недавно "зеленые" бичевали Катар за "авторитаризм". Однако политика диктует свои условия, отодвигая, видимо, партийные принципы на задний план. Мир облетела фотография, на которой министр экономики Хабек стоит склонившись перед шейхом.
"Германия ищет новых партнеров по всему миру, чтобы избавиться от зависимости от российских газа и нефти. Однако на всех континентах энергоресурсы используются в качестве средства оказания политического давления", — напомнила газета Die Welt. Энергетический кризис дал новые рычаги воздействия государствам Персидского залива, и теперь Германия в своем стремлении снизить зависимость от России в вопросе поставок попросту рискует попасть под влияние других стран.
Свет гаснет
Сейчас цены на энергоносители для многих предприятий средней руки в Германии просто неподъемные. Меры экономии видны невооруженным глазом: ночью гаснет освещение символа Берлина — Бранденбургских ворот, в Кельне — одноименного знаменитого собора, во Франкфурте-на-Майне — церкви Святого Павла и старинной ратуши Рёмер, в Гамбурге — церкви Святого Михаила, "визитной карточки" города, в Дрездене — Фрауэнкирхе. Остались в прошлом огни иллюминации на Гейдельбергском замке (Баден-Вюртемберг) и Нойшванштайне в Баварии.
Несмотря на меры правительства ФРГ, в частности по ограничению цен на энергоносители, потребителей газа в ФРГ ожидает значительное повышение тарифов. По данным онлайн-площадки Verivox, домохозяйству с потреблением газа в год 20 тыс. кВт*ч с января придется в годовом исчислении платить в среднем €2 756 — на €1 457 или 112% больше, чем осенью 2021 года, когда начался рост цен.
И надежды на их снижение в обозримом будущем нет. "Из того, что мы слышим, можно сказать: никто не рассчитывает на это", — констатировал недавно руководитель Федерального сетевого агентства ФРГ Клаус Мюллер в интервью газете Süddeutsche Zeitung. СПГ из Катара или США дороже, чем трубный газ из России. Энергоемкие компании ФРГ вынуждены задумываться над рентабельностью производства. Ответа на вопрос, как гарантировать их дальнейшее существование, "светофорная" коалиция пока не дала.
Порой возникает ощущение, что правительство ФРГ в своих усилиях по отказу от российских энергоносителей полностью позабыло о проблемах, с которыми приходится сталкиваться собственному населению. Между тем стоимость бензина и дизеля в Германии в текущем году достигла рекордных показателей. По подсчетам Общегерманского автомобильного клуба, средняя цена бензина марки E10 (аналог Аи-95 с 10-процентным содержанием этанола) в годовом исчислении составляла €1,86 за литр, а дизеля — €1,95. Еще никогда цены на заправках Федеративной Республики не были такими высокими. Предыдущие рекордные показатели были зафиксированы в 2012 году: E10 тогда в среднем в годовом исчислении стоил €1,5, а дизель — €1,4.
Как показывают опросы, немцы не особенно верят обещаниям собственного правительства, которое утверждает, что газоснабжение Германии обеспечено. Согласно результатам исследования, проведенного институтом YouGov, 29% респондентов заявили, что ожидают дефицита голубого топлива этой зимой. Еще 26% полагают, что нехватка газа будет ощущаться следующей зимой. 29% не ожидают перебоев. Большинство немцев (50%) также считает, что в 2023 году рост инфляции продолжится. Недовольство населения растет, и вопрос, во что оно выльется.
Еще в феврале глава МИД Германии Анналена Бербок заявила о готовности Берлина "заплатить высокую экономическую цену за безопасность Украины". Сейчас становится понятно какую. "Раньше бедным с точки зрения трат на энергию считался тот, кто был вынужден расходовать на нее более 10% от своего чистого дохода. Сейчас это распространяется и на средние слои общества", — констатировал известный в Германии политолог, эксперт по вопросам борьбы с бедностью Кристоф Буттервегге. Он указал, что большая часть съемщиков жилья в ФРГ уже вынуждена тратить свыше 40%, а то и 50% своего дохода за аренду, отопление и электроэнергию.
Правительство ФРГ пытается не допустить ухудшения ситуации, принимая все новые пакеты помощи для населения, но уже сейчас многие немцы задаются вопросом, как долго это может продолжаться. "Нам предстоят более жесткие, суровые годы. Этот кризис требует, чтобы мы снова научились быть экономными", — констатировал в конце октября президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер.
Судно надежды или попытка пустить пыль в глаза?
17 декабря в Вильгельмсхафене был открыт первый в Германии плавучий терминал для приема СПГ. В порту пришвартовалось судно Höegh Esperanza, которое было загружено в Испании примерно 165 тыс. кубометров СПГ из Нигерии.
Правительство ФРГ на фоне отказа от российского газа решило в рекордные сроки построить терминалы по приему СПГ. Наряду с Вильгельмсхафеном они должны появиться в Брунсбюттеле (Шлезвиг-Гольштейн), Штаде (Нижняя Саксония) и Лубмине (Мекленбург — Передняя Померания). Их суммарная мощность в год оценивается в 33 млрд кубометров газа. Но для сравнения: только по "Северному потоку" в 2021 году было поставлено примерно 60 млрд.
Esperanza означает по-испански "надежда". Церемония открытия терминала, по всей видимости, должна была вселить в немцев эту самую надежду, что энергетический кризис будет наконец-то успешно преодолен. Уже само по себе обстоятельство, что на ней присутствовали вместе канцлер Олаф Шольц (СДПГ), вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек ("зеленые") и министр финансов Кристиан Линднер (СвДП, либералы) — руководящее трио "светофорной" коалиции, — показывает, какое значение правительство ФРГ придает этому проекту.
О создании терминалов в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле Шольц сообщил еще 27 февраля в Бундестаге, говоря о ситуации на Украине и подчеркивая "переломный момент" в истории. Канцлер еще до СВО считался сторонником импорта сжиженного газа, который в свете поступления в ФРГ более выгодного по цене и безопасного для окружающей среды российского голубого топлива не имел никаких шансов на будущее. События на Украине все изменили коренным образом. Доля газа из РФ в структуре потребления Германии составляла в 2021 году 55%. По итогам текущего года она, по предварительным данным Федерального объединения предприятий энерго- и водоснабжения Германии (BDEW), сократится до 20%. Трубный газ из России и вовсе не поступает в Германию с сентября 2022 года.
Плавучим терминалам в усилиях по отказу от российского голубого топлива в ФРГ отводится центральная роль. Как предполагается, через них будет покрываться в будущем треть потребностей Германии в газе. Для Шольца, видимо, они являются символом того самого "переломного момента".
Что же с экологией и зависимостью от поставщиков?
В документах, поданных для получения разрешения на эксплуатацию терминала в Вильгельмсхафене, сказано, что в Северное море только Höegh Esperanza будет выбрасывать 178 млн кубометров отходов, содержащих в том числе хлор и другие химикаты. Экологи, рыбаки и местные жители опасаются огромного ущерба для моря и экосистемы.
"Мы не можем понять, почему эти полгода не использовались для того, чтобы переоборудовать судно соответствующим образом", — заявила Имке Цвох из Германского союза охраны окружающей среды и защиты природы (BUND). Власти, правда, заверяют, что в других терминалах использоваться так называемые биоциды (ядовитые вещества) не будут.
Однако защитники окружающей среды боятся и других последствий. К 2045 году ФРГ хочет добиться климатической нейтральности и полностью перейти на "зеленую" энергетику, а теперь же ее власти создают целую сеть терминалов для приема СПГ. То есть, вместо того чтобы направлять активные усилия и средства для расширения возобновляемых источников, правящая коалиция тратит деньги и силы на ископаемые источники энергии. Экологи считают, что ввод в эксплуатацию СПГ замедлит темпы перехода на "зеленую" энергетику. В этой связи природоохранная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) решила добиваться через суд ограничения сроков деятельности терминалов.
С гордостью и определенной степенью эйфории Шольц в конце ноября заявил, что "очень рад" подписанию соглашения с Катаром о поставках СПГ в ФРГ. Оно предусматривает импорт в ФРГ 2 млн т сжиженного природного газа. Но! Поставки начнутся только в 2026 году, а 2 млн т — это всего примерно 3% годовой потребности Германии в газе. Еще недавно "зеленые" бичевали Катар за "авторитаризм". Однако политика диктует свои условия, отодвигая, видимо, партийные принципы на задний план. Мир облетела фотография, на которой министр экономики Хабек стоит склонившись перед шейхом.
"Германия ищет новых партнеров по всему миру, чтобы избавиться от зависимости от российских газа и нефти. Однако на всех континентах энергоресурсы используются в качестве средства оказания политического давления", — напомнила газета Die Welt. Энергетический кризис дал новые рычаги воздействия государствам Персидского залива, и теперь Германия в своем стремлении снизить зависимость от России в вопросе поставок попросту рискует попасть под влияние других стран.
Свет гаснет
Сейчас цены на энергоносители для многих предприятий средней руки в Германии просто неподъемные. Меры экономии видны невооруженным глазом: ночью гаснет освещение символа Берлина — Бранденбургских ворот, в Кельне — одноименного знаменитого собора, во Франкфурте-на-Майне — церкви Святого Павла и старинной ратуши Рёмер, в Гамбурге — церкви Святого Михаила, "визитной карточки" города, в Дрездене — Фрауэнкирхе. Остались в прошлом огни иллюминации на Гейдельбергском замке (Баден-Вюртемберг) и Нойшванштайне в Баварии.
Несмотря на меры правительства ФРГ, в частности по ограничению цен на энергоносители, потребителей газа в ФРГ ожидает значительное повышение тарифов. По данным онлайн-площадки Verivox, домохозяйству с потреблением газа в год 20 тыс. кВт*ч с января придется в годовом исчислении платить в среднем €2 756 — на €1 457 или 112% больше, чем осенью 2021 года, когда начался рост цен.
И надежды на их снижение в обозримом будущем нет. "Из того, что мы слышим, можно сказать: никто не рассчитывает на это", — констатировал недавно руководитель Федерального сетевого агентства ФРГ Клаус Мюллер в интервью газете Süddeutsche Zeitung. СПГ из Катара или США дороже, чем трубный газ из России. Энергоемкие компании ФРГ вынуждены задумываться над рентабельностью производства. Ответа на вопрос, как гарантировать их дальнейшее существование, "светофорная" коалиция пока не дала.
Порой возникает ощущение, что правительство ФРГ в своих усилиях по отказу от российских энергоносителей полностью позабыло о проблемах, с которыми приходится сталкиваться собственному населению. Между тем стоимость бензина и дизеля в Германии в текущем году достигла рекордных показателей. По подсчетам Общегерманского автомобильного клуба, средняя цена бензина марки E10 (аналог Аи-95 с 10-процентным содержанием этанола) в годовом исчислении составляла €1,86 за литр, а дизеля — €1,95. Еще никогда цены на заправках Федеративной Республики не были такими высокими. Предыдущие рекордные показатели были зафиксированы в 2012 году: E10 тогда в среднем в годовом исчислении стоил €1,5, а дизель — €1,4.
Как показывают опросы, немцы не особенно верят обещаниям собственного правительства, которое утверждает, что газоснабжение Германии обеспечено. Согласно результатам исследования, проведенного институтом YouGov, 29% респондентов заявили, что ожидают дефицита голубого топлива этой зимой. Еще 26% полагают, что нехватка газа будет ощущаться следующей зимой. 29% не ожидают перебоев. Большинство немцев (50%) также считает, что в 2023 году рост инфляции продолжится. Недовольство населения растет, и вопрос, во что оно выльется.