Цели были амбициозными, когда Европейский Союз объявил о своей стратегии в отношении батарей в мае 2018 года. Европейская автомобильная промышленность в будущем должна будет сама производить центральные компоненты своих электромобилей, именно этого потребовал тогдашний президент Комиссии Жан-Клод Юнкер — и выдал соответствующий лозунг. ЕС должен «стать номером один в области инноваций, цифровизации и декарбонизации».
Пять лет спустя в Европе построено несколько заводов по производству аккумуляторов, однако отчет Европейской аудиторской палаты (ECA), опубликованный в понедельник, вызывает сомнения в том, смогут ли они хотя бы приблизиться к своим целям. Производство в Европе по-прежнему дороже, чем в других регионах, поставки критически важного сырья не обеспечены, а американский Закон о снижении инфляции заманивает инвесторов в США высокими субсидиями.
В исследовании упоминается большое количество «геополитических и экономических рисков». А Аннеми Туртельбум, член комитета, видит перед Европейским союзом болезненное решение: «Либо мы не достигнем климатических целей к 2035 году, либо нам придется продолжать импортировать большую часть батарей из Азии », — говорит она. «Волшебной таблетки не существует».
ЕС действительно активизировал действия по стимулированию производства батарей. Были изданы директивы и создан альянс с промышленностью по аккумуляторам. Только до 2020 года Брюссель потратил около 1,7 миллиарда евро на исследовательские и демонстрационные проекты. Затем государства-члены субсидировали строительство новых заводов на сумму около шести миллиардов евро, а еще больше денег поступило из Европейского фонда реконструкции.
Однако успех финансового благословения ограничен, говорится в докладе. Если ЕС сможет реализовать свои планы, производство аккумуляторов в Европе увеличится с 44 гигаватт-часов в 2020 году до примерно 1200 гигаватт-часов десять лет спустя. Но, согласно анализу, этого в лучшем случае будет достаточно для покрытия дополнительного европейского спроса на электромобили. Ситуация на мировом рынке практически не изменится. В 2021 году на Европу будет приходиться не более семи процентов мировых мощностей по производству батарей. В то же время на долю Китая приходится более 75 процентов.
Кроме того, многие из новых заводов ЕС пока существуют только на бумаге. Будут ли они действительно построены и впоследствии задействованы на полную мощность, неизвестно. Самым большим препятствием в гонке за догоняющими, как определили аудиторы, является нехватка сырья. Литий, кобальт, марганец: зачастую более 80 процентов самых важных материалов для производства батарей поступают из-за рубежа.
Это делает Европу зависимой, и вряд ли это изменится в обозримом будущем. Запуск производства лития на родном континенте занимает более десяти лет. Поставщики за рубежом, в свою очередь, часто привязаны к Китаю, что оказывает дополнительное давление на производителей из ЕС. В то время как контракты Пекина на сырье часто заключаются на два десятилетия, европейские соглашения часто заканчиваются всего через два или три года. «Это делает Европейский союз уязвимым», — говорит Тертельбум.
По мнению аудиторов, также нет уверенности в том, что новые соглашения о свободной торговле ЕС смогут исправить ситуацию. До сих пор нет соглашений с Китаем, Австралией или Конго, важнейшими в мире странами-поставщиками сырья для аккумуляторов.
Вот почему Европа особенно страдает от роста цен на энергию и основные материалы. По словам инспекторов, никель сегодня стоит примерно на 70 процентов дороже, чем два года назад. Цена на литий даже увеличилась почти в десять раз. В результате цена на аккумуляторную батарею, произведенную в Европе, по-прежнему составляет около 200 евро за киловатт-час, что примерно в два раза выше, чем планировал ЕС в начале своей стратегии.
ЕС лучше сделать свою домашнюю работу
Неудивительно, что многие производители предпочитают мигрировать в США, которые привлекают низкой стоимостью электроэнергии и большими субсидиями. В то время как ЕС в основном субсидирует затраты на разработку и инвестиции, Соединенные Штаты также продвигают производство аккумуляторов с налоговыми льготами на миллиарды долларов. Согласно исследованию, это создает «ряд стимулов для переноса аккумуляторных заводов в США».
Брюссель и столицы ЕС в настоящее время тратят свои миллиарды батарей без координации и контроля со стороны центрального органа. В результате ряд компаний получает деньги как из европейских, так и из национальных банков. Другие компании, с другой стороны, ничего не получают, потому что страны-члены по-разному выбирают своих кандидатов. Согласно исследованию, это приводит к «искажению конкуренции внутри ЕС».
Кроме того, аудиторы жалуются на небрежное управление данными. Исследование показывает, что цифры, на которых ЕС основывает свою стратегию, пятилетней давности или даже больше. Это не похоже на обновленную структуру данных.
Так что вывод аудиторов не совсем оптимистичен. «Это правда, что Европейский союз не хочет заменить свою давнюю зависимость от российского газа зависимостью от китайских аккумуляторных технологий», — говорит Тертельбум. «Тем не менее, цели должны быть реалистичными».
Пять лет спустя в Европе построено несколько заводов по производству аккумуляторов, однако отчет Европейской аудиторской палаты (ECA), опубликованный в понедельник, вызывает сомнения в том, смогут ли они хотя бы приблизиться к своим целям. Производство в Европе по-прежнему дороже, чем в других регионах, поставки критически важного сырья не обеспечены, а американский Закон о снижении инфляции заманивает инвесторов в США высокими субсидиями.
В исследовании упоминается большое количество «геополитических и экономических рисков». А Аннеми Туртельбум, член комитета, видит перед Европейским союзом болезненное решение: «Либо мы не достигнем климатических целей к 2035 году, либо нам придется продолжать импортировать большую часть батарей из Азии », — говорит она. «Волшебной таблетки не существует».
ЕС действительно активизировал действия по стимулированию производства батарей. Были изданы директивы и создан альянс с промышленностью по аккумуляторам. Только до 2020 года Брюссель потратил около 1,7 миллиарда евро на исследовательские и демонстрационные проекты. Затем государства-члены субсидировали строительство новых заводов на сумму около шести миллиардов евро, а еще больше денег поступило из Европейского фонда реконструкции.
Однако успех финансового благословения ограничен, говорится в докладе. Если ЕС сможет реализовать свои планы, производство аккумуляторов в Европе увеличится с 44 гигаватт-часов в 2020 году до примерно 1200 гигаватт-часов десять лет спустя. Но, согласно анализу, этого в лучшем случае будет достаточно для покрытия дополнительного европейского спроса на электромобили. Ситуация на мировом рынке практически не изменится. В 2021 году на Европу будет приходиться не более семи процентов мировых мощностей по производству батарей. В то же время на долю Китая приходится более 75 процентов.
Кроме того, многие из новых заводов ЕС пока существуют только на бумаге. Будут ли они действительно построены и впоследствии задействованы на полную мощность, неизвестно. Самым большим препятствием в гонке за догоняющими, как определили аудиторы, является нехватка сырья. Литий, кобальт, марганец: зачастую более 80 процентов самых важных материалов для производства батарей поступают из-за рубежа.
Это делает Европу зависимой, и вряд ли это изменится в обозримом будущем. Запуск производства лития на родном континенте занимает более десяти лет. Поставщики за рубежом, в свою очередь, часто привязаны к Китаю, что оказывает дополнительное давление на производителей из ЕС. В то время как контракты Пекина на сырье часто заключаются на два десятилетия, европейские соглашения часто заканчиваются всего через два или три года. «Это делает Европейский союз уязвимым», — говорит Тертельбум.
По мнению аудиторов, также нет уверенности в том, что новые соглашения о свободной торговле ЕС смогут исправить ситуацию. До сих пор нет соглашений с Китаем, Австралией или Конго, важнейшими в мире странами-поставщиками сырья для аккумуляторов.
Вот почему Европа особенно страдает от роста цен на энергию и основные материалы. По словам инспекторов, никель сегодня стоит примерно на 70 процентов дороже, чем два года назад. Цена на литий даже увеличилась почти в десять раз. В результате цена на аккумуляторную батарею, произведенную в Европе, по-прежнему составляет около 200 евро за киловатт-час, что примерно в два раза выше, чем планировал ЕС в начале своей стратегии.
ЕС лучше сделать свою домашнюю работу
Неудивительно, что многие производители предпочитают мигрировать в США, которые привлекают низкой стоимостью электроэнергии и большими субсидиями. В то время как ЕС в основном субсидирует затраты на разработку и инвестиции, Соединенные Штаты также продвигают производство аккумуляторов с налоговыми льготами на миллиарды долларов. Согласно исследованию, это создает «ряд стимулов для переноса аккумуляторных заводов в США».
Брюссель и столицы ЕС в настоящее время тратят свои миллиарды батарей без координации и контроля со стороны центрального органа. В результате ряд компаний получает деньги как из европейских, так и из национальных банков. Другие компании, с другой стороны, ничего не получают, потому что страны-члены по-разному выбирают своих кандидатов. Согласно исследованию, это приводит к «искажению конкуренции внутри ЕС».
Кроме того, аудиторы жалуются на небрежное управление данными. Исследование показывает, что цифры, на которых ЕС основывает свою стратегию, пятилетней давности или даже больше. Это не похоже на обновленную структуру данных.
Так что вывод аудиторов не совсем оптимистичен. «Это правда, что Европейский союз не хочет заменить свою давнюю зависимость от российского газа зависимостью от китайских аккумуляторных технологий», — говорит Тертельбум. «Тем не менее, цели должны быть реалистичными».