Хуанянь раздора.
Угроза прямого столкновения замаячила в отношениях КНР с Филиппинами. Похоже, что именно эта страна назначена Украиной Юго-восточной Азии и, подталкиваемая Штатами, осмелилась дать отпор последовательной работе Пекина по установлению своего контроля над большей частью стратегически важного Южно-Китайского моря. Конфликтная точка вновь вспыхнула у рифа Скарборо - одного из символов затяжного конфликта между Манилой и Пекином в этом районе. Отмель Скарборо (остров Хуанянь или риф Демократии) представляют собой две скалы на атолле, находящемся под управлением Китая в Южно-Китайском море. Отмель представляет собой треугольную цепь рифов и скал с периметром 46 км (29 миль) общей площадь 150 км2 (58 кв. миль), включая внутреннюю лагуну.
Вряд ли Пекин так просто не проглотит эту пощечину. Риф и отмель Скарборо находятся в 120 км от побережья Филиппин и входят в эксклюзивную экономическую зону этой страны. Китай ее не признает: недавно он повторил публикацию своей официальной карты, на которой примерно 90 процентов акватории Южно-Китайского моря провозглашаются водами КНР. Риф Скарборо (Хуанъянь по-китайски) объявлен территорией Пекина.
Манила стала вести себя решительно при нынешнем президенте Фердинанде Маркосе-младшем, который сменил непокорного Дутерте и сразу пошел на активное сближение с США. Американским военным предоставлен более широкий доступ к базам в стране, в том числе в непосредственной близости от зоны потенциального конфликта у соседнего Тайваня. В нынешнем году военные и сторожевые корабли КНР и Филиппин несколько раз вступали в конфронтацию в спорных районах, но до столкновения дело пока не доходило.
Контроль над рифом Скарборо важен для Пекина – это стратегический пункт, позволяющий держать под контролем прилегающие районы, где КНР поддерживает постоянное присутствие сторожевых кораблей и рыболовного флота. В 2016 году, кстати, Арбитражный суд в Гааге назвал претензии Пекина на большую часть Южно-Китайского моря нарушением международного права. КНР этот вердикт также не признает и удерживает под контролем значительную часть экономических зон других стран региона, включая Малайзию, Индонезию и Вьетнам, который, кстати, в прошлом вступал там в прямые военные столкновения с Китаем.