Германия все глубже сползает в бюджетный кризис.
На прошлой неделе Конституционный суд постановил, что перераспределение неиспользованного долга, первоначально предназначенного для экстренного финансирования пандемии Covid-19, в текущие планы расходов незаконно.
На этой неделе Министерство финансов заморозило расходы всех министерств.
Но это может оказаться только верхушкой айсберга, поскольку финансовые проблемы могут привести к политическим и даже потенциально поставить под угрозу будущее коалиционного правительства Берлина.
Однако Германия не достигла этой точки в одночасье — в некотором смысле корни нынешнего кризиса даже предшествовали пандемии. Всё это из-за так называемого немецкого долгового тормоза.
Долгий процесс становления
Принятый в 2009 году механизм "долгового тормоза" ограничивает объем долга, который может взять на себя правительство, и предписывает максимальный размер структурного бюджетного дефицита федерального правительства. Согласно правилам, он не может превышать 0,35 процента годового ВВП Германии.
После мирового финансового кризиса долговой тормоз стал краеугольным камнем фискальной политики Германии.
Но затем случилась пандемия Covid-19. Правительство приняло решение экстренно взять в долг в попытке остановить воздействие пандемии на бюджет путем временной приостановки действия механизма "долгового тормоза".
Как оказалось, дополнительное финансирование на самом деле не требовалось. И теперь нынешнее коалиционное правительство решило перераспределить его для финансирования политики, направленной на борьбу с изменением климата и создание более экологичной и устойчивой экономики.
Конституционно это или нет?
Немецкая оппозиция осталась недовольна этим перераспределением и в конечном итоге передала дело в Конституционный суд Германии. Вердикт, вынесенный на прошлой неделе, нанёс удар по правительству, так как суд подтвердил, что чрезвычайное финансирование не было разрешено использовать для политических планов, не связанных с пандемией.
Правительство, по-видимому, оказалось несколько не готово к этому вердикту, и ему пришлось искать ответы на вопросы коллег и прессы.
Некоторые наблюдатели (а также несколько членов партии зеленых) предположили, что климатический кризис является такой же чрезвычайной ситуацией, как и пандемия. Но решение суда остается в силе, а в бюджете Германии сейчас образовалась дыра в 60 миллиардов евро (65 миллиардов долларов).
С того момента правительство прилагало все усилия, чтобы определиться со своими финансовыми планами, и ранее на этой неделе немецкие СМИ сообщили, что министерство финансов по большей части исключило возможность любых дополнительных расходов, которые еще не были внесены в планы на 2023 год.
Разделенная коалиция
Одним из основных факторов, определяющих дилемму, стоящую перед правительством, является разброс политических позиций трех партнеров по коалиции.
Есть "Зеленые", которые являлись ключевыми инициаторами политических планов в области климата, реализация которых сейчас находится под угрозой и, следовательно, сильно зависят от успеха их реализации. Следом идут СДПГ, социал-демократы, которые были бы довольны смягчением долгового бремени или повышением налогов. Наконец, СВДП, Свободная демократическая партия, контролирующая министерство финансов и не желающая повышения налогов или увеличения долга.
Однако, согласно исследовательской записке, опубликованной директорами Eurasia Group Яном Текау, Муджтабой Рахманом и Йенсом Ларсеном, полный распад правительства маловероятен.
"Стабильность правительства не ставится под сомнение, и вероятнее всего коалиция отработает полный срок", - заявили они.
"Все три партии столкнутся с сокрушительными потерями в (маловероятном) случае досрочных выборов, что уменьшит их желание выйти из нынешнего соглашения. В нынешнем парламенте невозможно собрать очевидное новое большинство", - добавили они.
Есть ли какие-либо решения?
Вариантов по-прежнему немного, особенно тех, что могут быть пущены в ход в ближайшей перспективе, а правительство всё ещё работает над планами корректировки расходов и финансирования, о которых могут договориться партнеры по коалиции.
А в долгосрочной перспективе?
"Очевидным выходом было бы изменение конституции", - говорится в заметке главного экономиста банка Berenberg Bank Хольгера Шмидинга. Это потребовало бы достижения нового консенсуса, по крайней мере, с некоторыми оппозиционными политиками, необходимого для достижения требуемого большинства в две трети, пояснил он, что означало бы необходимость политических сделок и жертв по вызывающим разногласия темам, таким как правила предоставления убежища.
"На данный момент такая сделка кажется маловероятной. Но после следующих выборов в сентябре 2025 года (новое) правительство, в состав которого снова должны будут войти части правоцентристов и левоцентристских сил, возможно, заключит такую сделку", - заключил Шмидинг.
Реформирование системы долгового регулирования после следующих всеобщих выборов также является одним из направлений, которые предвидят экономисты финансовой группы Citi Кристиан Шульц, Джада Джиани и Бенджамин Набарро. Они также отмечают, что впереди могут ждать долгосрочные изменения в способах финансирования правительства Германии.
"Мы ожидаем изменений в законодательстве, которые побудят правительство создавать реальные финансовые резервы как в обычное время, так и во время чрезвычайных ситуаций, что позволит ему устранять долгосрочные последствия кризисов, не нарушая долговой лимит", - написали они в аналитической записке.
И, наконец, планка того, что считать "чрезвычайной ситуацией" (следовательно, допускающая приостановку действия долгового тормоза), может быть снижена — и в конечном итоге, возможно, климатический кризис может быть включён в это понятие.
На прошлой неделе Конституционный суд постановил, что перераспределение неиспользованного долга, первоначально предназначенного для экстренного финансирования пандемии Covid-19, в текущие планы расходов незаконно.
На этой неделе Министерство финансов заморозило расходы всех министерств.
Но это может оказаться только верхушкой айсберга, поскольку финансовые проблемы могут привести к политическим и даже потенциально поставить под угрозу будущее коалиционного правительства Берлина.
Однако Германия не достигла этой точки в одночасье — в некотором смысле корни нынешнего кризиса даже предшествовали пандемии. Всё это из-за так называемого немецкого долгового тормоза.
Долгий процесс становления
Принятый в 2009 году механизм "долгового тормоза" ограничивает объем долга, который может взять на себя правительство, и предписывает максимальный размер структурного бюджетного дефицита федерального правительства. Согласно правилам, он не может превышать 0,35 процента годового ВВП Германии.
После мирового финансового кризиса долговой тормоз стал краеугольным камнем фискальной политики Германии.
Но затем случилась пандемия Covid-19. Правительство приняло решение экстренно взять в долг в попытке остановить воздействие пандемии на бюджет путем временной приостановки действия механизма "долгового тормоза".
Как оказалось, дополнительное финансирование на самом деле не требовалось. И теперь нынешнее коалиционное правительство решило перераспределить его для финансирования политики, направленной на борьбу с изменением климата и создание более экологичной и устойчивой экономики.
Конституционно это или нет?
Немецкая оппозиция осталась недовольна этим перераспределением и в конечном итоге передала дело в Конституционный суд Германии. Вердикт, вынесенный на прошлой неделе, нанёс удар по правительству, так как суд подтвердил, что чрезвычайное финансирование не было разрешено использовать для политических планов, не связанных с пандемией.
Правительство, по-видимому, оказалось несколько не готово к этому вердикту, и ему пришлось искать ответы на вопросы коллег и прессы.
Некоторые наблюдатели (а также несколько членов партии зеленых) предположили, что климатический кризис является такой же чрезвычайной ситуацией, как и пандемия. Но решение суда остается в силе, а в бюджете Германии сейчас образовалась дыра в 60 миллиардов евро (65 миллиардов долларов).
С того момента правительство прилагало все усилия, чтобы определиться со своими финансовыми планами, и ранее на этой неделе немецкие СМИ сообщили, что министерство финансов по большей части исключило возможность любых дополнительных расходов, которые еще не были внесены в планы на 2023 год.
Разделенная коалиция
Одним из основных факторов, определяющих дилемму, стоящую перед правительством, является разброс политических позиций трех партнеров по коалиции.
Есть "Зеленые", которые являлись ключевыми инициаторами политических планов в области климата, реализация которых сейчас находится под угрозой и, следовательно, сильно зависят от успеха их реализации. Следом идут СДПГ, социал-демократы, которые были бы довольны смягчением долгового бремени или повышением налогов. Наконец, СВДП, Свободная демократическая партия, контролирующая министерство финансов и не желающая повышения налогов или увеличения долга.
Однако, согласно исследовательской записке, опубликованной директорами Eurasia Group Яном Текау, Муджтабой Рахманом и Йенсом Ларсеном, полный распад правительства маловероятен.
"Стабильность правительства не ставится под сомнение, и вероятнее всего коалиция отработает полный срок", - заявили они.
"Все три партии столкнутся с сокрушительными потерями в (маловероятном) случае досрочных выборов, что уменьшит их желание выйти из нынешнего соглашения. В нынешнем парламенте невозможно собрать очевидное новое большинство", - добавили они.
Есть ли какие-либо решения?
Вариантов по-прежнему немного, особенно тех, что могут быть пущены в ход в ближайшей перспективе, а правительство всё ещё работает над планами корректировки расходов и финансирования, о которых могут договориться партнеры по коалиции.
А в долгосрочной перспективе?
"Очевидным выходом было бы изменение конституции", - говорится в заметке главного экономиста банка Berenberg Bank Хольгера Шмидинга. Это потребовало бы достижения нового консенсуса, по крайней мере, с некоторыми оппозиционными политиками, необходимого для достижения требуемого большинства в две трети, пояснил он, что означало бы необходимость политических сделок и жертв по вызывающим разногласия темам, таким как правила предоставления убежища.
"На данный момент такая сделка кажется маловероятной. Но после следующих выборов в сентябре 2025 года (новое) правительство, в состав которого снова должны будут войти части правоцентристов и левоцентристских сил, возможно, заключит такую сделку", - заключил Шмидинг.
Реформирование системы долгового регулирования после следующих всеобщих выборов также является одним из направлений, которые предвидят экономисты финансовой группы Citi Кристиан Шульц, Джада Джиани и Бенджамин Набарро. Они также отмечают, что впереди могут ждать долгосрочные изменения в способах финансирования правительства Германии.
"Мы ожидаем изменений в законодательстве, которые побудят правительство создавать реальные финансовые резервы как в обычное время, так и во время чрезвычайных ситуаций, что позволит ему устранять долгосрочные последствия кризисов, не нарушая долговой лимит", - написали они в аналитической записке.
И, наконец, планка того, что считать "чрезвычайной ситуацией" (следовательно, допускающая приостановку действия долгового тормоза), может быть снижена — и в конечном итоге, возможно, климатический кризис может быть включён в это понятие.