Евросплит. В европейских элитах заметен раскол по украинскому вопросу.
У немецкого канцлера Олафа Шольца опять неприятности. Говорят, что в его родной партии СДПГ назревает раскол на почве различных, точнее диаметрально противоположных, подходов к поиску выхода из украинского кризиса.
С одной стороны, группа из четырёх немецких историков (чьи имена вам ничего не скажут), поддержанная радикальным крылом социал-демократов, выступила с открытым письмом в адрес Шольца, в котором осудила канцлера за «политику умиротворения» России, которую тот якобы проводит. В тексте обращения подписанты потребовали увеличить оказание военной помощи Киеву и прекратить все дискуссии внутри партии. Понятно, что речь, прежде всего, идёт об известной позиции главы немецкого правительства, отказывающегося поставлять Киеву германские ракеты большой дальности Taurus.
А с другой стороны — пацифистское лобби внутри СДПГ, возглавляемое главой партийной фракции в Бундестаге Рольфом Мютценихом, наоборот призывает Шольца приложить все усилия к скорейшему мирному урегулированию конфликта, который идёт не на пользу не только самой Украине, но и поддерживающим её союзникам, прежде всего, как раз Германии.
Это, так сказать, диспозиция — пейзаж перед битвой. Ну что здесь можно сказать?
Во-первых, подписавшие письмо Шольцу немецкие историки, видимо, утратили всякую квалификацию, ибо подталкивать Германию к прямой войне с Россией (а дело идёт именно к этому, ни больше ни меньше) могут только люди, историю не знающие совсем.
Во-вторых, смею утверждать, что никто в Германии — ни среди тех, кто выступает за дальнейшую эскалацию конфликта, ни те, кто призывает поскорее сесть за стол переговоров — не верят в способность Украины одержать победу на поле боя.
Да, кровожадных упырей вроде главы парламентского комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн (партия Свободные демократы), требующей воевать с Россией всеми видами оружия вплоть до ядерного — в Берлине предостаточно. Но наивных дураков, верящих в байки о новом контрнаступе, точно нет.
Так что дело вовсе не в стремлении любыми способами остановить «Орду с Востока». Тогда в чём? Ну, например, в желании заработать. Заработать на военных заказах, часть которых перепадает и немецкому ВПК, чьим яростным лоббистом является та самая Штрак-Циммерманн.
Кстати, заработать можно ещё и на грантах от американских фондов, которые вот уже сколько десятков лет надёжно контролируют германский политикум от проникновения туда «чуждых» элементов вроде тех, что призывают положить конец военной оккупации Германии Соединёнными Штатами и избавиться от де-факто колониальной зависимости от США. Заработать, если быть лояльным, разумеется.
В связи с этим любой немецкий политик, мечтающий о продолжении карьеры, вынужден играть по установленным правилам. Например, дистанцироваться от определённых политических сил вроде Альтернативы для Германии, которую принято называть ультраправой, вешая на неё всех собак по поводу и без. Или открещиваться от перспектив возможного сотрудничества в Бундестаге с новой политической силой «Союзом Сары Вагенкнехт», как это в эфире канала ZDF накануне сделал Шольц, назвав подобный альянс чем-то «за гранью своего воображения».
Невыполнение вышеупомянутых правил может привести к выдворению на политическую обочину даже некогда весьма влиятельных политиков. Как это случилось, скажем, с бывшим канцлером Герхардом Шрёдером, долгое время работавшим в России и предложившим на днях свои услуги в качестве посредника на переговорах с Путиным.
Или с Оскаром Лафонтеном, мужем Сары Вагенкнехт и бывшим идеологом СДПГ, ряды которой он был вынужден оставить, проиграв борьбу более радикальным однопартийцам.
Именно этого и боится Шольц, боится примерно так же, как быть втянутым в большую войну, вот и вынужден лавировать, испытывая давление как со стороны «ястребов», так и от «голубей».
Впрочем, одним лишь внутригерманским расколом ситуация вокруг споров по украинскому вопросу в Европе не ограничивается. Спорят и переругиваются между собой не только отдельные партии или политики, но даже страны.
Так, намедни, глава правительства Италии Джорджа Мелони вынуждена была ещё раз объяснять своё несогласие с отправкой войск государств-членов ЕС на Украину, при этом нелестно пройдясь по претензиям президента Франции Эмманюэля Макрона на подчёркнутую маскулинность.
«Послушайте, я думаю, что вы должны быть маскулинными в своих действиях, а не в своих взглядах. И я думаю, вы согласитесь со мной, что за два года войны, когда я была в оппозиции, а затем в правительстве, вы никогда не слышали от меня таких слов. Потому что я считаю, что когда дело доходит до серьёзных вещей, вы должны реагировать серьёзно. Например, как вы знаете, я не согласна со словами Макрона. Я сказала ему прямо, что я с ним не согласна. И я также убеждена, что мы должны быть осторожны в том, какой тон мы используем», — подчеркнула синьора премьер-министр.
Опасность дальнейшей евромилитаризации, основанной на обманчивой уверенности некоторых политиков, что НАТО, включая США, на определённом этапе станут частью конфликта, подчеркнул и член парламента Великобритании Джордж Гэллоуэй.
«Президент Трамп вернётся в ноябре, и ему не очень нравится НАТО. Он не намерен посылать американских солдат умирать за Купянск или за режим Зеленского в Киеве. Он не намерен продолжать войну на Украине. И я слышал, как один старший член Палаты представителей сказал, что если Америка выйдет из НАТО, нам придётся увеличить наш вклад до 5, 6, может быть, 7% ВВП. Эти люди всерьёз воображают, что они продолжат существование НАТО без США», — отметил британский парламентарий.
В своё время многие эксперты говорили, что вступление Украины в Евросоюз приведёт к краху общего европейского дома, поскольку тот просто не потянет неподъёмный груз в виде страны, сопоставимой размером с Францией и 40-миллионоым населением, большая часть которого живёт за чертой бедности, по крайней мере, по европейским меркам.
Судя по всему, распад и крах может ожидать ЕС и без принятия в свои ряды Украины. Просто из-за разногласий по украинскому кризису.
Я не утверждаю, что «евросплит» гарантирован, но он точно вполне возможен.
Что же касается судьбы лично канцлера Шольца, то я бы на его месте не стал зарекаться от партнёрства с «Союзом Сары Вагенкнехт». Необходимо учитывать, что, по сути, ССВ — это такая себе СДПГ здорового человека (чувствуется серьёзное влияние Лафонтена), построенная на основах восточной политики Вилли Брандта. И если в СДПГ реально дойдёт до раскола, лично я не удивлюсь, узнав, что многие нынешние соратники Шольца уйдут от него именно к Саре...