30 апреля 1975 года — день победы вьетнамского народа в войне против США. Один из победителей в этой войне, вьетнамский революционер и полководец генерал Во Нгуен Зяп (1911—2013) говорил: «Американские солдаты были храбрыми, но мужества недостаточно. Давид убил Голиафа не только потому, что он был храбрым. Он взглянул на Голиафа и понял, что, если он сразится с Голиафом мечом, Голиаф убьёт его.
Но если он выберет камень, то, подняв его и вставив в пращу, он смог бы ударить Голиафа по голове, сбить Голиафа и убить его. Давид использовал свой разум, когда сражался с Голиафом.
Апрель 1975-го. Бегство американцев из Вьетнама
| Так поступали и мы, вьетнамцы, когда нам приходилось сражаться с американцами».
Американцы в последние дни войны провели операцию «Порывистый ветер» по эвакуации своих людей из Вьетнама. Эта операция стала венцом, кульминацией их поражения, поскольку тысячи людей, помогавших США, были брошены ими на милость победителей. Как известно, в 2021 году то же самое повторилось при бегстве американцев из Афганистана.
Сайгон, апрель 1975. Толпа вьетнамцев, пытающихся прорваться в посольство США
|
| К послу США Грэхэму Мартину обратились с просьбой срубить огромный тамаринд, росший во дворе посольства: он мешал посадке вертолётов. Пилоты опасались, что лопасти вертолётных винтов зацепятся за ветки. Но посол вначале категорически запретил это делать, объяснив своё решение: если громадное дерево рухнет, то это станет символом падения престижа США.
Чтобы убедить посла, потребовался звонок в Госдепартамент, а руководивший эвакуацией генерал Ричард Кери пригрозил прислать к посольству вертолёт огневой поддержки «Апач» с шестиствольными пулемётами, которые очередями скосят дерево. Тогда тамаринд всё-таки спилили...
В какой-то момент президент США Джеральд Форд принял решение прекратить эвакуировать вьетнамцев, и эвакуировать только граждан США. Майор Джеймс Кин, командир батальона морской охраны, охранявшей посольство, вспоминал: «Невозможно было даже представить себе размеры толпы, напиравшей на закрытые ворота посольства. Каждый размахивал документами и письмами, подтверждавшими «сопричастность» к США.
Один пожилой вьетнамец, работавший мойщиком посуды в баре для офицеров ВВС на авиабазе в Плейку, показывал всем письмо, написанное каким-то сержантом: «Господин Нха, предъявитель данного письма, преданно служил делу свободы в Республике Вьетнам». Также ему в том баре подарили игрушечную звезду шерифа, и вьетнамец искренне полагал, что это американский военный орден...»
Нха сперва просто не пропустили в ворота посольства, а когда он попытался пройти вторично, вышло ещё хуже: американский охранник отвесил ему хороший удар, от чего Нха отлетел в сторону. Но в то же время в посольство по списку пропустили южновьетнамского генерала Данг Ван Куанга, который считался самым богатым человеком в Южном Вьетнаме. Генерал сумел разбогатеть на войне, он нёс с собой три солидных чемодана, а из нагрудных карманов пиджака выглядывали две толстые пачки долларов.
Майор Джеймс Кин: «Когда вьетнамцы внизу поняли, что эвакуация закончена, началось что-то страшное. Толпа прорвала ворота в комплекс, затем подогнали автоцистерну с водой и выбили двери в зал канцелярии. Вскоре толпа поднялась по лестницам на крышу, выбивая все двери. Морские пехотинцы сделали несколько попыток отговорить толпу от попыток прорваться, и в конце концов им пришлось открыть огонь...»
Этот момент потом называли самым позорным пятном в истории Америки. Американцы, вместо обещанной помощи, стреляли по людям, которым они гарантировали спасение в обмен на верную службу.
Исторический снимок фотожурналиста Хуберта Ван Эса: цепочка жаждущих эвакуироваться выстроилась к транспортному вертолёту на крыше одного из зданий, где жили американцы.
| | | [size]
А потом в Сайгон вступили части северовьетнамской армии. Произошла такая сценка: в центре города танки Т-54 затормозили, с брони спрыгнул один из танкистов, достал карту города и спросил прохожих: «Пожалуйста, покажите дорогу к президентскому дворцу. Мы не знаем Сайгона, нас некоторое время здесь не было».
В 11:30 утра, подойдя к дворцу, танки Т-54 под бортовыми номерами 843 и 390 таранили ограду. Над дворцом было поднято знамя Победы. [/size] |