США уже в начале ХХ века стали понимать, насколько важна культурная гегемония:
«В 1901 году коалиция держав (Австро-Венгрии, Франции, Германии, Италии, Японии, России, Великобритании, США, Бельгии, Испании и Нидерландов) участвовала в подавлении Боксерского восстания в Китае. После этого на Китай была наложена контрибуция, которую Циньское правительство заплатило.
Китайские националисты организовали бойкот товаров стран-победительниц. Для США, которые одного хлопка продавали в Китай на огромные по тем временам деньги в 25 млн. долларов в год, бойкот был чувствителен. Кроме того, было ясно, что китайский рынок будет расти, и терять его совсем не хотелось. В этот момент "случайно выяснилось", что китайское правительство сильно переплатило США по сравнению с первоначальными требованиями, и возникла возможность вернуть деньги без потери лица. Тогда администрация Теодора Рузвельта объявила, что деньги, переданные коррумпированным циньским чиновникам, всё равно пропадут (надо сказать, что в этом вопросе китайские националисты были с ней согласны). Вместо этого было сделано вот что. Деньги были перечислены в специальный фонд. В Китае за счет фонда были открыты курсы подготовки к поступлению в американские университеты. Китайские студенты, поступившие в университеты США, получали стипендию из того же фонда. Тысячи китайцев поехали в Америку учиться.
Теодор Рузвельт таким образом сумел одним выстрелом убить сразу несколько зайцев. Во-первых, бойкот прекратился: Америка в Китае стала восприниматься как благодетель. Во-вторых, деньги в конечном счете пошли в американские университеты: это оказалось одной из многих программ поддержки американского высшего образования. В-третьих, ряд смышленых китайцев остался в США, работать на науку и технологию страны. В-четвертых, в самом Китае появился слой элиты, знающей английский, понимающей и любящей Америку. И хотя японская оккупация, а затем гражданская война многих представителей этой элиты выбила, её влияние на политику, например, Тайваня кажется существенным. Да и читая биографии интеллектуалов материкового Китая, я время от времени наталкиваюсь на фразу о том, что дедушка учился в Америке — на боксерские деньги».
https://scholar-vit.livejournal.com/541386.htmlТут стоит добавить, что англо-саксонский мир и сегодня – главная культурологическая икона для китайцев (из городского образованного класса). В 2016 году за рубежом учились 544,5 тыс. студентов из Китая, а за период с 1978 по 2016 год их общее число превысило 4,58 млн. (данные Center for China & Globalization; по итогам 2018 года явно это число перевалило за 5 млн. человек). Главные страны по приёму китайских студентов - США, Канада, Австралия, Англия (затем идут Ю.Корея и Япония).
Эти миллионы высокообразованных (в англоязычном мире) китайцев рано или поздно выступят главными агентами вестернизированных перемен в своей стране (как это раньше произошло на Тайване, да и в целом во всех «юго-восточных тиграх»).