Трамп готов ввергнуть мир в новый экономический кризис ради торговой победы над Пекином
США повысят торговые пошлины на ряд китайских товаров с 10% до 25% в пятницу, 10 мая в 00:01 по вашингтонскому времени. Такое заявление сделал торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, подтвердив шаг, анонсированный ранее президентом страны Дональдом Трампом в «Твиттере». Пошлины будут повышены на товары общей стоимостью в 200 миллиардов долларов.
По словам торгового представителя, такое решение продиктовано попытками Китая пересмотреть уже практически готовое соглашение с США.
«В течение последней недели или около того мы наблюдали эрозию обязательств со стороны Китая, я бы сказал, отступление от обязательств, которые уже были приняты и зафиксированы как договоренности», — заявил Лайтхазер.
Министр финансов Стивен Мнучин также сообщил, что переговоры с Пекином были завершены на 90%, но в последние дни в них наблюдалось «существенное отступление».
Трамп, в свою очередь, предупредил, что если переговоры так и не увенчаются успехом, то США могут ввести 25-процентные пошлины и на остальной экспорт из Китая.
Пекин в ответ на угрозы американской администрации заявил, что их не боится. «Китай в полной мере готов к тому, чтобы столкнуться со всеми возможными трудностями и вызовами в процессе экономических и торговых консультаций между Китаем и США, поэтому Китай всегда был в состоянии сохранять самообладание», — говорится в комментарии газеты «Жэньминь жибао», органа ЦК КПК, который был опубликован в среду.
А агентство «Синьхуа» сообщило: «Что касается китайско-американской торговой войны, то Китай всегда выступал против нее, но он не боится воевать и будет воевать, когда это необходимо». Тем не менее, агентство отметило, что переговоры являются наилучшим способом урегулирования противоречий.
В связи с обострением ситуации американские СМИ предположили, что визит китайской делегации во главе с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ в США может быть отменен. Тем не менее, китайские газеты написали, что 9−10 мая визит для проведения одиннадцатого раунда переговоров состоится, однако его длительность будет сокращена с трех дней до одного.
Напомним, что первый раунд пошлин на китайские товары стоимостью 16 млрд долл. США ввели еще в прошлом августе. Китай ответил аналогичными мерами. В сентябре 2018 года Вашингтон ввел новые ограничения в 10% на товары стоимостью 200 млрд долл. Китай в ответ обложил пошлинами в размере от 5% до 10% товары из США на сумму 60 млрд долл.
Решение США о новом повышении пошлин может иметь негативные последствия для мирового рынка. Впрочем, эксперты не исключают, что это лишь дополнительный элемент давления на Китай перед предстоящими переговорами и сторонам все же удастся договориться. Но если этого не произойдет, то торговая война начнет сказываться на глобальной экономике. Международный валютный фонд по этой причине уже понизил прогноз роста мировой экономики в нынешнем году с 3,5% до 3,3%.
Первоначальный «твит» Трампа о повышении пошлин сразу снизил нефтяные котировки на 2% - до 69,35 долларов за баррель марки Brent. В случае введения дополнительных пошлин и срыва переговоров эксперты не исключают падения цен на нефть до 64 долл./барр.
Все это негативно скажется и на российской экономике. Ведь цены снизятся не только на нефть, от которой зависит значительная часть валютных поступлений в бюджет, но и на другие сырьевые товары, в частности, металлы, на которые также приходится большая доля экспортной выручки.
Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Сергей Хестанов не исключает, что если пошлины будут введены, это приведет к ослаблению рубля и потерям российской экономики. Что еще хуже, они могут спровоцировать новый виток глобального финансово-экономического кризиса.
— Процентов на 90 есть уверенность в том, что повышение пошлин — это тактический ход, чтобы подтолкнуть переговоры к скорейшему завершению. По мнению американцев, китайская сторона затягивает процесс, что вызывает неудовольствие Трампа.
Если пофантазировать и предположить, что дело дойдет до широкомасштабной торговой войны, то это, во-первых, приведет к падению товарооборота между США и Китаем. Во-вторых, снизятся темпы производства и экономики КНР. Для России же это принесет снижение сырьевых цен. Именно поэтому для нас нежелательно такое развитие событий.
«СП»: — А США это ничем не грозит?
— Для США торговая война приведет к заметному росту инфляции, потому что заменить китайские товары за короткое время будет проблематично. Скорее всего, на год или даже больше инфляция подскочит. После чего, если пошлины будут повышены и продержатся на этом уровне долго, частично производство товаров, которые попадут под ограничения, вернется в США. Но это процесс достаточно долгий и займет больше года.
Помимо этого, есть еще один важный фактор, который необходимо учитывать при анализе последствий введения американских пошлин. Дело в том, что экономика циклична. За фазой роста, как правило, идет фаза спада. Такого рода действия с большой вероятностью спровоцируют мировой экономический кризис, напоминающий то, что мы наблюдали в 2008 году. Эти опасения — самый сильный аргумент в пользу того, что стороны, скорее всего, договорятся.
«СП»: — А Китай может чем-то ответить США?
— Вероятно, они введут какие-то пошлины в ответ, но в этом плане возможности китайцев меньше. Объем американских поставок в Китай не очень велик. И это тоже один из аргументов в пользу того, что они пойдут на компромисс.
Китаю гораздо выгоднее не ввязываться в торговую войну по американским правилам, а купить какое-то количество товаров made in USA, чтобы снять остроту проблемы. Они могут покупать нефть, газ, продукцию сельского хозяйства — зерно, кукурузу, сою. Этими действиями Пекин может снизить перекос во взаимной торговле, потому что сейчас Америка покупает намного больше китайских товаров. Этот вариант развития событий представляется мне оптимальным для всех.
«СП»: — А США готовы пойти на полномасштабную торговую войну, которая может привести к мировому финансово-экономическому кризису, или это блеф?
— В принципе, они могут на это пойти. Дело в том, что хотя для США кризис тоже будет тяжелым, катастрофой не станет. Они способны его перенести без непоправимых потерь. На мой взгляд, такой сценарий не является вероятным, базовый вариант все-таки заключается в том, что стороны договорятся, но исключать его полностью нельзя.
Более того, такие трения хорошо изучены, правда, в другую эпоху — в период Великой депрессии. Тогда многие страны стремились защитить свой рынок, повышали пошлины, устраивали торговые войны. Сейчас, когда хорошо известно, чем все закончилось, уже понятно, что это проигрышная стратегия, поскольку вред наносится всем, а выиграть никому не удалось.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев полагает, что проблема для России будет заключаться не столько в падении цен на нефть, сколько в снижении спроса на ее экспорт.
— Нефть ценна не сама по себе. Это сырье для производства топлива, кровь мировой экономике. Если что-то создает угрозу для темпов роста мировой экономики, это сказывается на всей цепочке. Введение пошлин — это обострение уже было погашенной торговой войны. Оно грозит замедлением мировой торговли и экономики, локомотивом которой является Китай. Естественно, это скажется на спросе на топливо и другие товары — промышленные металлы, сырье.
«СП»: — Как сильно упадут цены на нефть?
— Все будет зависеть от хода переговоров между Китаем и США. Очевидно, Трамп гнет свою линию с помощью жестких методов. Уже вроде договорились, и тут — бац — новые пошлины. Но это часть его переговорной стратегии. Поэтому не думаю, что в реальности обострение будет иметь самую жесткую форму. К какому-то компромиссу стороны придут. Поэтому нефть сильно не упадет. Вряд ли рынок опустить баррель Brent ниже 65 долларов.
«СП»: — То есть это не слишком скажется на России?
— Торговая война опасна не столько тем, что упадут цены, сколько тем, что снизятся объемы торговли. Китай — наш перспективный потребитель по нефти и газу, покупатель металлов. Темпы развития этой страны многое определяют в наших экспортных направлениях. Понятно, что основной наш торговый партнер — это Европа. Но Китай — тоже очень важный рынок, мы только-только начинаем раскрывать торговый потенциал.
Впрочем, портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что даже при обвале нефти в среднесрочной перспективе рубль не упадет радикально, так как благодаря бюджетному правилу мы и сейчас фактически живем при цене 40 долларов за баррель.
— На валюты развивающихся стран, ориентированных на сырьевые рынки, к которым относится и российский рубль, влияет негативный информационный фон. Китай — ключевой потребитель сырья в мире. Если экономика Китая замедляется или испытывает проблемы, которыми являются и пошлины, спрос на сырье будет снижаться, и это отразится на ценах, объеме российского экспорта и курсе рубля.
«СП»: — До каких пределов может упасть курс рубля?
— Я бы не говорил о том, что это влияние будет существенным в среднесрочной перспективе. Падение может быть, но кратковременным. Дело в том, что основной вид сырья, который экспортируется из России, — это нефть. А нефть почти не оказывает влияния на курс рубля, потому что все, что дороже 40 долларов за баррель, отправляется в резервный фонд Минфина. Поэтому даже если цена на нефть упадет на 20−30%, на курс рубля это принципиально не повлияет. Да, будет спекулятивный элемент в моменте, когда наша валюта может просесть. Но рубль сейчас и так ослаблен с большим запасом, поэтому в среднесрочной перспективе он может даже вырасти.
США повысят торговые пошлины на ряд китайских товаров с 10% до 25% в пятницу, 10 мая в 00:01 по вашингтонскому времени. Такое заявление сделал торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, подтвердив шаг, анонсированный ранее президентом страны Дональдом Трампом в «Твиттере». Пошлины будут повышены на товары общей стоимостью в 200 миллиардов долларов.
По словам торгового представителя, такое решение продиктовано попытками Китая пересмотреть уже практически готовое соглашение с США.
«В течение последней недели или около того мы наблюдали эрозию обязательств со стороны Китая, я бы сказал, отступление от обязательств, которые уже были приняты и зафиксированы как договоренности», — заявил Лайтхазер.
Министр финансов Стивен Мнучин также сообщил, что переговоры с Пекином были завершены на 90%, но в последние дни в них наблюдалось «существенное отступление».
Трамп, в свою очередь, предупредил, что если переговоры так и не увенчаются успехом, то США могут ввести 25-процентные пошлины и на остальной экспорт из Китая.
Пекин в ответ на угрозы американской администрации заявил, что их не боится. «Китай в полной мере готов к тому, чтобы столкнуться со всеми возможными трудностями и вызовами в процессе экономических и торговых консультаций между Китаем и США, поэтому Китай всегда был в состоянии сохранять самообладание», — говорится в комментарии газеты «Жэньминь жибао», органа ЦК КПК, который был опубликован в среду.
А агентство «Синьхуа» сообщило: «Что касается китайско-американской торговой войны, то Китай всегда выступал против нее, но он не боится воевать и будет воевать, когда это необходимо». Тем не менее, агентство отметило, что переговоры являются наилучшим способом урегулирования противоречий.
В связи с обострением ситуации американские СМИ предположили, что визит китайской делегации во главе с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ в США может быть отменен. Тем не менее, китайские газеты написали, что 9−10 мая визит для проведения одиннадцатого раунда переговоров состоится, однако его длительность будет сокращена с трех дней до одного.
Напомним, что первый раунд пошлин на китайские товары стоимостью 16 млрд долл. США ввели еще в прошлом августе. Китай ответил аналогичными мерами. В сентябре 2018 года Вашингтон ввел новые ограничения в 10% на товары стоимостью 200 млрд долл. Китай в ответ обложил пошлинами в размере от 5% до 10% товары из США на сумму 60 млрд долл.
Решение США о новом повышении пошлин может иметь негативные последствия для мирового рынка. Впрочем, эксперты не исключают, что это лишь дополнительный элемент давления на Китай перед предстоящими переговорами и сторонам все же удастся договориться. Но если этого не произойдет, то торговая война начнет сказываться на глобальной экономике. Международный валютный фонд по этой причине уже понизил прогноз роста мировой экономики в нынешнем году с 3,5% до 3,3%.
Первоначальный «твит» Трампа о повышении пошлин сразу снизил нефтяные котировки на 2% - до 69,35 долларов за баррель марки Brent. В случае введения дополнительных пошлин и срыва переговоров эксперты не исключают падения цен на нефть до 64 долл./барр.
Все это негативно скажется и на российской экономике. Ведь цены снизятся не только на нефть, от которой зависит значительная часть валютных поступлений в бюджет, но и на другие сырьевые товары, в частности, металлы, на которые также приходится большая доля экспортной выручки.
Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Сергей Хестанов не исключает, что если пошлины будут введены, это приведет к ослаблению рубля и потерям российской экономики. Что еще хуже, они могут спровоцировать новый виток глобального финансово-экономического кризиса.
— Процентов на 90 есть уверенность в том, что повышение пошлин — это тактический ход, чтобы подтолкнуть переговоры к скорейшему завершению. По мнению американцев, китайская сторона затягивает процесс, что вызывает неудовольствие Трампа.
Если пофантазировать и предположить, что дело дойдет до широкомасштабной торговой войны, то это, во-первых, приведет к падению товарооборота между США и Китаем. Во-вторых, снизятся темпы производства и экономики КНР. Для России же это принесет снижение сырьевых цен. Именно поэтому для нас нежелательно такое развитие событий.
«СП»: — А США это ничем не грозит?
— Для США торговая война приведет к заметному росту инфляции, потому что заменить китайские товары за короткое время будет проблематично. Скорее всего, на год или даже больше инфляция подскочит. После чего, если пошлины будут повышены и продержатся на этом уровне долго, частично производство товаров, которые попадут под ограничения, вернется в США. Но это процесс достаточно долгий и займет больше года.
Помимо этого, есть еще один важный фактор, который необходимо учитывать при анализе последствий введения американских пошлин. Дело в том, что экономика циклична. За фазой роста, как правило, идет фаза спада. Такого рода действия с большой вероятностью спровоцируют мировой экономический кризис, напоминающий то, что мы наблюдали в 2008 году. Эти опасения — самый сильный аргумент в пользу того, что стороны, скорее всего, договорятся.
«СП»: — А Китай может чем-то ответить США?
— Вероятно, они введут какие-то пошлины в ответ, но в этом плане возможности китайцев меньше. Объем американских поставок в Китай не очень велик. И это тоже один из аргументов в пользу того, что они пойдут на компромисс.
Китаю гораздо выгоднее не ввязываться в торговую войну по американским правилам, а купить какое-то количество товаров made in USA, чтобы снять остроту проблемы. Они могут покупать нефть, газ, продукцию сельского хозяйства — зерно, кукурузу, сою. Этими действиями Пекин может снизить перекос во взаимной торговле, потому что сейчас Америка покупает намного больше китайских товаров. Этот вариант развития событий представляется мне оптимальным для всех.
«СП»: — А США готовы пойти на полномасштабную торговую войну, которая может привести к мировому финансово-экономическому кризису, или это блеф?
— В принципе, они могут на это пойти. Дело в том, что хотя для США кризис тоже будет тяжелым, катастрофой не станет. Они способны его перенести без непоправимых потерь. На мой взгляд, такой сценарий не является вероятным, базовый вариант все-таки заключается в том, что стороны договорятся, но исключать его полностью нельзя.
Более того, такие трения хорошо изучены, правда, в другую эпоху — в период Великой депрессии. Тогда многие страны стремились защитить свой рынок, повышали пошлины, устраивали торговые войны. Сейчас, когда хорошо известно, чем все закончилось, уже понятно, что это проигрышная стратегия, поскольку вред наносится всем, а выиграть никому не удалось.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев полагает, что проблема для России будет заключаться не столько в падении цен на нефть, сколько в снижении спроса на ее экспорт.
— Нефть ценна не сама по себе. Это сырье для производства топлива, кровь мировой экономике. Если что-то создает угрозу для темпов роста мировой экономики, это сказывается на всей цепочке. Введение пошлин — это обострение уже было погашенной торговой войны. Оно грозит замедлением мировой торговли и экономики, локомотивом которой является Китай. Естественно, это скажется на спросе на топливо и другие товары — промышленные металлы, сырье.
«СП»: — Как сильно упадут цены на нефть?
— Все будет зависеть от хода переговоров между Китаем и США. Очевидно, Трамп гнет свою линию с помощью жестких методов. Уже вроде договорились, и тут — бац — новые пошлины. Но это часть его переговорной стратегии. Поэтому не думаю, что в реальности обострение будет иметь самую жесткую форму. К какому-то компромиссу стороны придут. Поэтому нефть сильно не упадет. Вряд ли рынок опустить баррель Brent ниже 65 долларов.
«СП»: — То есть это не слишком скажется на России?
— Торговая война опасна не столько тем, что упадут цены, сколько тем, что снизятся объемы торговли. Китай — наш перспективный потребитель по нефти и газу, покупатель металлов. Темпы развития этой страны многое определяют в наших экспортных направлениях. Понятно, что основной наш торговый партнер — это Европа. Но Китай — тоже очень важный рынок, мы только-только начинаем раскрывать торговый потенциал.
Впрочем, портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что даже при обвале нефти в среднесрочной перспективе рубль не упадет радикально, так как благодаря бюджетному правилу мы и сейчас фактически живем при цене 40 долларов за баррель.
— На валюты развивающихся стран, ориентированных на сырьевые рынки, к которым относится и российский рубль, влияет негативный информационный фон. Китай — ключевой потребитель сырья в мире. Если экономика Китая замедляется или испытывает проблемы, которыми являются и пошлины, спрос на сырье будет снижаться, и это отразится на ценах, объеме российского экспорта и курсе рубля.
«СП»: — До каких пределов может упасть курс рубля?
— Я бы не говорил о том, что это влияние будет существенным в среднесрочной перспективе. Падение может быть, но кратковременным. Дело в том, что основной вид сырья, который экспортируется из России, — это нефть. А нефть почти не оказывает влияния на курс рубля, потому что все, что дороже 40 долларов за баррель, отправляется в резервный фонд Минфина. Поэтому даже если цена на нефть упадет на 20−30%, на курс рубля это принципиально не повлияет. Да, будет спекулятивный элемент в моменте, когда наша валюта может просесть. Но рубль сейчас и так ослаблен с большим запасом, поэтому в среднесрочной перспективе он может даже вырасти.