Нищим бульбашам обидно. Даже МАЗ им подарили русские. Сами они ни на что не годны.
Новосибирский автомобильный завод – имя, которого не было60 лет назад в истории автогиганта, который мог стать прообразом КамАЗа, была поставлена окончательная точка
Представьте себе такую картину: вы едете или идете по одной из центральной улиц Новосибирска, которая вдруг упирается в высокий забор с гордым логотипом «НАЗ» - Новосибирский автомобильный завод. «Фантастика!», - скажете вы, и будете немного неправы. Это - история, правда, история, которую так и не суждено было дописать до конца. А ведь, сложись все по-другому, был бы сейчас наш город автогигантом, не хуже Набережных Челнов или, например, Минска. Однако, все вышло так, как вышло…
Одно из первых упоминаний о НАЗе относится к далекому 1944 году. Заканчивалась Великая Отечественная война, и эвакуированные в тыл заводы не только выпускали самое необходимое для фронта, но и осваивали новые разработки. Одним из таких заводов был УльЗИС – эвакуированное из Москвы производство, сейчас всем нам известное под именем УАЗ. Там к 1 мая 1944 года был построен грузовик нового поколения – УльЗИС-253. Машину сочли перспективной, и проект вместе с главным конструктором УльЗИСа Борисом Шапошником отправили на новую площадку. Она носила индекс «335» и располагалась в Новосибирске. Позже она получила свое название – Новосибирский автомобильный завод.
"Стране нужны грузовики"
НАЗ изначально планировался как завод-автогигант, ориентированный на производство грузовых автомобилей. Страна отчаянно нуждалась в новых грузовиках… ЗИС-5 и ГАЗ-АА, главные машины войны, к тому времени уже устарели, другие грузовики были малосерийными, а трофейные «Опели» и «Студебеккеры» с «Доджами» союзников не могли в полном объеме соответствовать нуждам истерзанного войной СССР. УльЗИС-253, дизельный грузовик грузоподъемностью в 4 тонны как нельзя лучше подходил под эти требования. А Новосибирск, с его недостижимым для врага тыловым расположением, в то время оказался идеальным местом для строительства нового автозавода.
Без трудностей, конечно же, не обошлось, напротив, кроме них поначалу ничего и не было. НАЗ строился за границами Новосибирска того времени, до ближайших городских построек было не меньше 10 километров… Нетрудно догадаться, что основной рабочей силой на строительстве были заключенные. Завод должен был появиться буквально на пустом месте, и поэтому городские власти обязали в короткие сроки создать необходимую для этого инфраструктуру, включавшую в себя железнодорожную станцию, ТЭЦ и даже трамвайную линию – для связи с «внешним миром». Но на смену бытовым вопросам пришли проблемы совершенно иного плана.
Планировалось, что НАЗ будет выпускать около 100 тысяч грузовиков в год. Цифра, солидная даже по нынешним временам. К 1946 году все было готово к запуску конвейера, но… Что хорошо в Центральной полосе России, то не подходит в Сибири. Борис Шапошник, как опытный конструктор, это понимал, и руководство завода отказалось от выпуска грузовика НАЗ-253.
До наших времен дошел текст служебной записки, отправленной Шапошником руководству страны в мае 1946 года.
«НАЗ-253, ранее УльЗИС-253 - 4-тонная двухосная машина класса ЗИС-150. По экономичности особых преимуществ перед ЗИС-150 не имеет», - писал конструктор. - «По условиям эксплуатации (бездорожье) для Сибири не подходит - низкая проходимость. Считаем целесообразным разработку трехосной машины с грузоподъемностью не ниже 5-6 тонн. Главный конструктор НАЗа Шапошник».
ПереломДело в том, что перспективный дизель плохо показал себя в сибирских условиях, к тому же у проекта не было такой поддержки, как у основного соперника - бензинового грузовика ЗИС-150. По сути, Борису Шапошнику пришлось на корню зарубить собственный проект, и в этом была немалая доля риска - в те годы такое поведение могли расценить, как саботаж или вредительство. Шутка ли - оставить новый автозавод без заказа? Однако, в Москве эти доводы сочли разумными, и проект НАЗ-253 был свернут «без последствий». Машина в серию не пошла, и так и осталась опытным образцом, всего была выпущено несколько таких грузовиков. Говорят, что в Новосибирске после этого остался только один "253-й", но до наших дней он не дожил - следы его теряются в 50-х годах прошлого века. Судя по всему, после того, как машина выработала свой ресурс, ее просто-напросто утилизировали.
Любопытно, что в своей записке Борис Шапошник схематично рисует ни что иное, как прообраз будущего КамАЗа – тяжелый трехосный дизельный грузовик. По его представлениям, НАЗ и должен был заниматься машинами такого рода. Проект нового грузовика и двигателя к нему начал разрабатываться. Попутно, велись работы по наладке производства другого автомобиля – ГАЗ-93, самосвала на базе ГАЗ-51, знаменитого грузовика послевоенных времен. И все шло хорошо, пока не грянул гром.
Мирный атом против дизеля
26 сентября 1948 года Совет министров СССР принимает решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода и передаче территории и всех мощностей предприятия в другое ведомство. Экспериментальное производство и конструкторский отдел предписывалось передать в Минск – на МАЗ. Борис Шапошник стал главным конструктором Минского автозавода, отбыв туда в январе 1949 года. Именно там его талант раскрылся в полной мере, и МАЗ прославился на весь мир своими грузовиками. А позже последовал приказ Совмина № 561 от 1 ноября 1949 года.
«Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод», - говорилось в нем, и, таким образом, 60 лет назад в истории НАЗа была поставлена окончательная точка.Что же случилось? Ответ – в новом хозяине «335-й площадки». Им стал Новосибирский завод химических концентратов, он же НЗХК. Становление атомной промышленности стало приоритетом для послевоенного СССР, и опять же, не последнюю роль здесь сыграла пресловутая географическая расположенность Новосибирска. …
Время все расставило по своим местам. УАЗ прославился своими внедорожниками, имя Бориса Шапошника золотыми буквами вписано в историю советского автомобилестроения, НЗХК по-прежнему играет важнейшую роль в атомной промышленности России. Кстати, за Уралом в итоге так и не появилось ни одного полноценного автозавода. А КамАЗ был построен в Набережных Челнах только 30 лет спустя после закрытия НАЗа.
А что же НАЗ? В начале 2000-х годов словосочетание «Новосибирский автомобильный завод» вновь появилось в официальных документах и СМИ. Но это уже совершенно другая история… О которой мы расскажем в ближайшее время на нашем сайте.
https://www.nsk.kp.ru/daily/24374/556357/