Известие об окончательной смерти Владимирского моторно-тракторного завода прогремело как гром средь ясного неба. Рабочим просто сказали подходить к 9 утра за трудовыми книжками. Большинство из них по старой привычке явились к 8.
Предсмертная агония некогда главного владимирского завода длилась год. Прошлым летом работникам перестали платить деньги. Те пригрозили забастовкой, а в дело вмешался Следком. 16 октября двери завода и вовсе закрыли. 1 декабря всех сотрудников перевели в головную контору ОАО "Промтрактор" в Чебоксарах и отправили в простой. Теперь конторку и вовсе прикрыли, выбросив рабочих на улицу.
На проходной не протолкнуться Фото: Сергей МОРКОВКИН
На проходной не протолкнутьсяФото: Сергей МОРКОВКИН
Утром 20 июля к заводской проходной, видавшей лучшие виды, приехала машина с чувашскими номерами. Молодой мужчина в белой футболке и короткой стрижкой достал из багажника коробку с бумагами. Через час эти бумаги окажутся на руках у уволенных рабочих. Каждая фамилия и порядковый номер документа в них написан от руки. Видно, в Чебоксарах старались.
Машина из Чувашии с документами Фото: Сергей МОРКОВКИН
Машина из Чувашии с документамиФото: Сергей МОРКОВКИН
Выглядела вся эта операция как в 1990-е, когда предприятия рушились одно за другим. Антураж соответствующий: доживающий последние дни завод словно с кадров хроник тех лет сошел - водочные бутылки у памятника Ленину, обшарпанные стены, толпа народу. Часы "Электроника" зеленым потусторонним светом равнодушно отчитывают последние минуты жизни советского гиганта. Двери музея закрыты на замок, ключ давно потерян. В углу у вахты кто-то приготовил на вынос оставшиеся от заводы шины.
В очереди за трудовыми книжками разговоры:
- Вот ты сам-то башкой подумай, - обращается бородатый рабочий к коллеге помоложе. - Если сейчас не отстоишь, то все. Тю-тю. Кинешься за документами, а такого завода-то уже и нет тут. Думай.
- А зарплату дадут? А справку? - вопрошает тот в ответ
- А ты не тупи и спроси там, - отвечает мужичок поопытнее. - Не спросишь, не дадут.
- И что дальше?
- Да ликвидация дальше, дурень. Скоро все в Ковров поедем лапу сосать.
Последние часы жизни гиганта. Фото: Сергей МОРКОВКИН
Последние часы жизни гиганта.Фото: Сергей МОРКОВКИН
Охрана завода от проблем отстранилась. Немолодой охранник встал поодаль и в мудрой позе щелкает семечки. По проходной бегает женщина с пачкой трудовых книжек в пластиковом файле. В 10 утра у нее совещание с неким Сапожковым. В каждой такой грустной истории фигурируют какие-то неведомые темные личности.
Один из инженеров рассказал нам, что сборку тракторов уже давно перевели в Саранск (ОАО "САРЭКС").
- Нам бы все это вернуть, - говорит инженер. - Да вот только так уже эту работу не отдадут.
На вопрос, есть ли тут кто-то из Чебоксар, звучит тишина.
- Да приезжали, вроде как, - говорит одна из женщин в очереди. - Говорили, вот мол так и так, будем работать. И где? Ни в одном глазу.
На столе у дежурного поста лежат памятки от городского центра занятости населения. Текст сквозит формулировками "по закону", "законный", "законно".
Рабочие изучают документы Фото: Сергей МОРКОВКИН
Рабочие изучают документыФото: Сергей МОРКОВКИН
Через полчаса приехал депутат Законодательного Собрания Владимир Сипягин. Вместе мы прошли к тем людям, которые были за руководство. Депутата особо за дверь не выставляли, но недвусмысленно пояснили, что надо было решать-разруливать раньше.
- Все вопросы к ОАО "Промтрактор", - заявили на депутатский запрос.
- Но вы же должностное лицо завода? - вопросил Сипягин.
- Нет. Четыре обращения писали же. Раньше надо было решать.
Кстати, еще в сентябре прошлого года представители концерна "Тракторные заводы" не скупились на красивые слова о том, как наладят производство и завалят завод заказами. Когда же весной этого года абсолютно всем, включая собаку-охранника на входе, стало известно о предстоящем увольнении рабочих, даже трудовая инспекция об этом ничего не слышала. В департаменте по труду и занятости населения пока ситуацию не комментируют.
. Фото: Сергей МОРКОВКИН
.Фото: Сергей МОРКОВКИН
СПРАВКА КП
Владимирский моторно-тракторный завод основан в 1942 году. Большая часть корпусов построена пленными немцами. В советское время на нем трудилось более половины жителей Владимира. Вокруг завода вырос целый жилой квартал. На базе предприятия возник футбольный клуб "Торпедо", стараниями рабочих завода был построен местный стадион. С 2006 года Владимирский моторно-тракторный завод принадлежал концерну "Тракторные заводы". С 2017 году головное предприятие было признано банкротом и передано на санацию "Ростеху".
В последний день на заводе трудилось 300 человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
300 работников владимирского Тракторного завода попросили на выход
В трудовой инспекции об этом не знают и не хотят знать
О том, что на владимирском тракторном заводе не все хорошо, известно давно. Еще осенью прошлого года 348 сотрудникам не выплатили зарплату за летние месяцы. Люди потерпели-потерпели, да и пожаловались в прокуратуру. И понеслось: уголовное дело, разбирательства (продолжение)
Владимирский тракторный завод приговорили к высшей мере социальный защиты - банкротству
Хозяева считают, что так даже лучше
О том, что на Владимирском моторно-тракторном заводе не все в порядке, стало известно еще в начале осени. Тогда сотрудники предприятия пожаловались на задержки зарплаты - за лето накопилось долгов на 9 миллионов рублей. Хозяева предприятия из концерна "Тракторные заводы" выслушали рабочих, нашли 2 миллиона рублей на погашение долгов и обещали позднее заплатить остаток. Не получилось. В октябре Следственный комитет Владимирской области начал проверку по факту невыплаты заработной платы на предприятии. И пошло-поехало (продолжение)