Самые крупные и результативные диверсии Великой войны были совершены не специально обученными профессионалами, а обычными людьми. Такими, как простой белорус Федор Крылович. Участник боев у озера Хасан и на Халхин-Голе, в 1940 году он демобилизовался из армии. Устроился электромонтером на железнодорожную станцию в родном городе Осиповочи. С началом Великой войны эвакуироваться не успел – слишком стремительным было наступление немцев. Осиповочи были захвачены через неделю после начала войны. Крылович остался работать на станции, но вскоре наладил связь с местными партизанами и организовал в городе подпольную комсомольскую группу.
Под Бобруйском и Осиповичами эффективно действовал партизанский отряд НКВД «Храбрецы». Первое время из-за отсутствия боеприпасов и взрывчатки партизаны ограничивались нападением на полицаев и мелкими диверсиями – то разберут рельсы на путях, то срубят телеграфные столбы и т.д. Но в сентябре 1942 года по заданию ЦК КП(б)Б в распоряжение осиповичских партизан прибыла конная группа А.К. Флегонтова с большим количеством боеприпасов, снаряжения, оружия, а, главное, взрывчатки. После этого диверсии партизан стали более масштабны. Федора Крыловича к операциям не привлекали, берегли. Работая на железнодорожной станции, он был весьма ценным информатором. К тому времени станция Осиповичи стала одним из центральных узлов железнодорожного сообщения. Именно через Осиповичи шло снабжение немецких групп армий «Центр» и «Север».
В разгар битвы на Курской дуге Крылович получил задание – взорвать эшелон с горючим, так необходимым гитлеровцам на фронте. Главная трудность – как незаметно для охраны протащить несколько десятков килограмм взрывчатки?
Крыловичу помогло техническое образование и многолетний опыт электрика. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию в ночь на 30 июля 1943 года, Крылович повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две небольшие магнитные мины на цистернах в начале и в конце железнодорожного состава врага. Он резонно рассчитывал, что в результате взрыва огонь перекинется на другие цистерны и эшелон. Но действительность превзошла все ожидания партизан. Сдетонировали и загорелись не только цистерны с горючим. Огонь перекинулся на соседний эшелон, на вагоны со взрывчаткой, снарядами, боеприпасами. Пошло-поехало.
Под Бобруйском и Осиповичами эффективно действовал партизанский отряд НКВД «Храбрецы». Первое время из-за отсутствия боеприпасов и взрывчатки партизаны ограничивались нападением на полицаев и мелкими диверсиями – то разберут рельсы на путях, то срубят телеграфные столбы и т.д. Но в сентябре 1942 года по заданию ЦК КП(б)Б в распоряжение осиповичских партизан прибыла конная группа А.К. Флегонтова с большим количеством боеприпасов, снаряжения, оружия, а, главное, взрывчатки. После этого диверсии партизан стали более масштабны. Федора Крыловича к операциям не привлекали, берегли. Работая на железнодорожной станции, он был весьма ценным информатором. К тому времени станция Осиповичи стала одним из центральных узлов железнодорожного сообщения. Именно через Осиповичи шло снабжение немецких групп армий «Центр» и «Север».
В разгар битвы на Курской дуге Крылович получил задание – взорвать эшелон с горючим, так необходимым гитлеровцам на фронте. Главная трудность – как незаметно для охраны протащить несколько десятков килограмм взрывчатки?
Крыловичу помогло техническое образование и многолетний опыт электрика. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию в ночь на 30 июля 1943 года, Крылович повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две небольшие магнитные мины на цистернах в начале и в конце железнодорожного состава врага. Он резонно рассчитывал, что в результате взрыва огонь перекинется на другие цистерны и эшелон. Но действительность превзошла все ожидания партизан. Сдетонировали и загорелись не только цистерны с горючим. Огонь перекинулся на соседний эшелон, на вагоны со взрывчаткой, снарядами, боеприпасами. Пошло-поехало.