https://svpressa.ru/post/article/238271/?utm_source=redtram&utm_medium=referral&utm_campaign=news&utm_content=521168094&utm_term=344624
17 июля (по старому стилю — 4-го) 1916 года началась стрельба в таджикском Худжанде (по-русски его принято было называть Ходжентом). В тот день огромное количество разъяренных «иноверцев» пришли на площадь уездного центра с требованием к представителям администрации отменить царский указ о направлении местных жителей на тыловые работы во фронтовой полосе Русской императорской армии. Шла Первая мировая война, однако представителей Средней Азии и Кавказа в действующую армию не призывали. Но 25 июня 1916 года вышел указ, подписанный Николаем II, о трудовой повинности для российских инородцев. И это стало бикфордовым шнуром для взрывоопасной ситуации, которая сложилась ранее: с началом войны у местного населения реквизировали почти весь скот — как мясо-молочный, так и вьючно-грузовой.
Формально, это, конечно, были закупки в пользу действующей армии, но — по такой цене, по которой никто никогда бы его не продал: 10% от рыночной стоимости. Это вызвало массовое недовольство коренного населения Средней Азии. И вот теперь все молодые люди в возрасте от 19 до 43 лет подлежали призыву на трудовой фронт. Им было обещана плата в размере 30 рублей в месяц, а в некоторых случаях и деньги на форменную одежду и другие нужды. Это не считая котлового довольствия — бесплатного питания. Однако, как показали события, такая перспектива все равно не устраивала местное население. Ведь это была не их война.
Руслан Масимович Гасымов пишет: «Гос. Дума неоднократно указывала правительству на ненормальность того положения, при котором инородцы Средней Азии и Кавказа не несут воинской повинности… и требовала, чтобы в эту войну и инородцы, наравне со всеми гражданами русского государства, несли тяжелую и почетную повинность крови». Но вот мнение, которое уже постфактум, спустя 10 лет после описываемых событий, выразил известный советский историк-марксист Андрей Васильевич Шестаков: «Думские заправилы из „прогрессивного блока“, однако, не учитывали сложности обстановки военного набора среди мусульманского населения, все симпатии которого были на стороне Турции, вся ненависть которого была сосредоточена на хищной своре эксплуататоров края».
17 июля (по старому стилю — 4-го) 1916 года началась стрельба в таджикском Худжанде (по-русски его принято было называть Ходжентом). В тот день огромное количество разъяренных «иноверцев» пришли на площадь уездного центра с требованием к представителям администрации отменить царский указ о направлении местных жителей на тыловые работы во фронтовой полосе Русской императорской армии. Шла Первая мировая война, однако представителей Средней Азии и Кавказа в действующую армию не призывали. Но 25 июня 1916 года вышел указ, подписанный Николаем II, о трудовой повинности для российских инородцев. И это стало бикфордовым шнуром для взрывоопасной ситуации, которая сложилась ранее: с началом войны у местного населения реквизировали почти весь скот — как мясо-молочный, так и вьючно-грузовой.
Формально, это, конечно, были закупки в пользу действующей армии, но — по такой цене, по которой никто никогда бы его не продал: 10% от рыночной стоимости. Это вызвало массовое недовольство коренного населения Средней Азии. И вот теперь все молодые люди в возрасте от 19 до 43 лет подлежали призыву на трудовой фронт. Им было обещана плата в размере 30 рублей в месяц, а в некоторых случаях и деньги на форменную одежду и другие нужды. Это не считая котлового довольствия — бесплатного питания. Однако, как показали события, такая перспектива все равно не устраивала местное население. Ведь это была не их война.
Руслан Масимович Гасымов пишет: «Гос. Дума неоднократно указывала правительству на ненормальность того положения, при котором инородцы Средней Азии и Кавказа не несут воинской повинности… и требовала, чтобы в эту войну и инородцы, наравне со всеми гражданами русского государства, несли тяжелую и почетную повинность крови». Но вот мнение, которое уже постфактум, спустя 10 лет после описываемых событий, выразил известный советский историк-марксист Андрей Васильевич Шестаков: «Думские заправилы из „прогрессивного блока“, однако, не учитывали сложности обстановки военного набора среди мусульманского населения, все симпатии которого были на стороне Турции, вся ненависть которого была сосредоточена на хищной своре эксплуататоров края».