Смотреть на попытки власти выправить ситуацию в нашей медицине без слез невозможно. Сначала сами все развалили, а теперь взялись исправлять.
Напомним, на в ходе совещания по вопросам здравоохранения Владимир Путин назвал ситуацию в отрасли «провалом». «Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится», — констатировал президент.
По итогам встречи Путин поручил правительству к 1 октября подготовить меры по модернизации первичного звена здравоохранения и определиться с источниками финансирования. Дедлайн предстоящей реорганизации близок — 1 июля 2020 года. «Прошу вас к этой работе приступить незамедлительно», — подстегнул президент чиновников.
Кое-какие меры были озвучены уже в день совещания. По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, организации первичного звена необходимо освободить от налога на имущество и землю, закрепить за начинающими терапевтами и хирургами статусы молодого специалиста и врача-наставника, продолжить внедрение «бережливых» технологий, сокращающих очереди в поликлинике и т. д.
Видимо, наверху ужаснулись результатам собственной «оптимизации», проводимой в последние годы. Так, согласно докладу Центра экономических и политических реформ, только с 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось почти вдвое — с 10,7 до 5,4 тысяч. Число больничных коек на 10 тысяч населения сократилось с 115 до 83,4. Число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. Еще меньше их стало за последние четыре года.
Особенно плохи дела в провинции. Всего 17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Причем, более 11 тысяч из них располагаются на расстоянии свыше 20 километров от ближайшего медучреждения. Впору говорить об откате отечественного здравоохранения ко временам царизма.
Удивляет однако то, что бороться с последствиями развала здравоохранения будут те же самые люди, которые и довели отрасль до такого положения.
По мнению заместителя гендиректора Национального центра кардиологии, бывшего главного специалиста по профилактической медицине Департамента здравоохранения Москвы Наны Погосовой, в наибольшей степени от неудачной оптимизации пострадала провинция.
— К первичному звену здравоохранения относятся поликлиники — детские и взрослые, женские консультации, Скорая помощь и фельдшерско-акушерские пункты. Еще есть поликлиники при крупных стационарах — это фактически отделения, и поликлиники и женские консультации при областных больницах. Так стало после укрупнения. Но это все тоже первичное звено.
«СП»: — Фельдшерские пункты, наверное, самое слабое звено в этой системе? Провинция…
— Да, конечно, их сильно сократили на волне оптимизации. Зачастую позакрывали. Хотя и в 1990-е годы они уже были в плачевном состоянии. Было же все плохо. В областных больницах тогда все сыпалось на голову. Но там привели в порядок, а здесь, видимо, решили, что их слишком много, траты слишком большие, а люди остались без медицинской помощи. Отсюда и жалобы бесконечные.
«СП»: — Почему проблемы возникли именно в первичном звене?
— После провальных 2000-х основной акцент делался на стационарной помощи. Модернизировался именно этот сектор. Это сильно изменило наше здравоохранение. А вот поликлиники… Существовавшие в этой части советский механизм был изменен, что и создало сложности. Новый механизм пока не отлажен. Эти проблемы носят междисциплинарный характер.
Например, существует нехватка врачей. Причина в том, что система стала более свободной. В советское время выпускники медицинских вузов распределялись в небольшие города, на село. А сейчас этого нет. Все стремятся туда, где более высокая зарплата, больше возможностей — в мегаполисы. Это естественно.
Эту проблему надо решать системой экономического стимулирования. А может и принудительно, вернув распределение. В этом нет ничего плохого, если молодой доктор поедет в провинцию, почувствует ответственность. Можно давать жилье. Это нормально. К тому же если он обучался на бюджете и за его обучение платило государство. Надо наполнить здравоохранение людьми.
«СП»: — Резюме Путин — «провал», после стольких лет победных реляций звучит как приговор…
— Что греха таить «оптимизацию» в некоторых местах провели достаточно бездумно. Раньше были нормативы, сколько медучреждений должно быть на определенное количество населения. Они были выстраданы жизнью, это работало. Теперь надо восстановить нормальный подход.
Но вообще, проблемы есть всегда и везде. В других странах тоже. Здравоохранение — это одна из самых критикуемых сфер, потому что очень много компонентов. Это традиционно очень животрепещущая тема, связанная со здоровьем, с жизнью людей, относится ко всем и потому вызывает большой социальный интерес.
Член Общественного совета по защите пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко оправдывает федеральный Минздрав и возлагает вину за провал оптимизации на регионы.
— Минздрав вырабатывает только общую политику в сфере здравоохранения с точки зрения оптимальности и эффективности ее работы. Но основу этой работы и все расчеты должны выполнить территории. Это их обязанность. В каждом субъекте у нас есть свое министерство здравоохранения, которое и должно было оптимизировать работу с учетом особенностей своего региона.
«СП»: — Например?
— Например, у нас есть центральные районные больницы и областные больницы. Так вот в ходе оптимизации надо было определить в каком медучреждении заболевание разрешается только диагностировать, а в каких диагностировать и лечить. И тогда на основании этого издается приказ местного Минздрава с соответствующими перечнями учреждений и заболевание лечится.
То есть это главный документ — маршрутизация каждого заболевания. В отсутствие такого документа на медучреждения первичного звена была возложена обязанность лечить то, чего они не могут. Естественно будет провал.
Второй момент — подушевое финансирование, введенное в рамках реформы. Такое есть во многих странах, это современный подход. В рамках этой системы к медучреждению прикрепляют некое количество населения и выделяют на их лечение деньги. Но для его реализации нужны определенные условия. Главное условие, чтобы эта система работала — наличие стандартов лечения больного.
Стандарт означает, что если больной приходит с танзилитом, его смотрит сначала терапевт, потом лор, делается мазок и т. д. Но если медучреждению деньги дали вперед, а стандарта нет, то больного показывают терапевту, а лору необязательно — лучше сэкономить, а деньги прикарманить. Вот вам и источник провала. Люди болеют, но их лечат не в соответствии с нормами, чтобы сэкономить деньги.
«СП»: — Кому как ни Скворцовой решать эту проблему?
— Минздрав тут не виноват. Они об этой проблеме каждое совещание говорят. Но дело должно делаться на местах. В каждом субъекте сидит целый министр. Но какие они министры, если они ничего не хотят обсчитать. А вмешаться невозможно. По закону у нас разделение полномочий. Каждый губернатор у нас — пуп земли.
Третий момент — это зарплата. После майского указа президента о повышении зарплат возникло искушение сокращать ставки, чтобы за счет этого росла зарплата у оставшихся медработников. Но это же не Скворцова придумала! Это делают местные министры, которым надо отчитаться наверх, что указ выполняется.
«СП»: — Теперь нас ждет новая реформа? Наоборот?
— Надо устранять выявленные недостатки. Если не хватает специалистов, то это можно решить только нормальным перераспределением зарплаты. Вводить распределение специалистов, думаю, не нужно. Люди будут убегать. Нужны другие стимулы. Например, отработав три года в провинции, молодой врач мог бы получить бесплатное место в ординатуре по интересной и нужной стране специальности.
Ну и конечно надо четко проработать всю структуру заболеваний. И тогда регионы честно смогут сказать правительству что им нужно, а федеральный Минздрав получит рычаги влияния на ситуацию. Кроме того, нужно переводить клинические рекомендации, закон об этом разработал Минздрав, в стандарты. И тогда мы сразу будем понимать кого и где лечить. У нас не будет брошенных пациентов.
В свою очередь сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал уверен, что власти были вынуждены признать неудачу реформы под давлением протестующих медработников и граждан.
— В свое время решили сильно сэкономить на медицинских работниках и вот результат. Объявили повышение зарплат по майским указам, но оно не было обеспечено финансово. Например, сейчас чтобы закрыть насущные потребности нам нужно увеличить финансирование отрасли в 1,5−2 раза. Но этого тогда не было сделано.
В результате мы получили не решение кадровой проблемы, а ее катастрофическое углубление. Поскольку для формального увеличения зарплат предпочитали увеличивать нагрузку на имеющихся работников или сокращать медперсонал или саботировать заполнение вакантных ставок. А то и сокращать штатное расписание, чтобы не было заметно.
Напомню, майский указ был рассчитан на период с 2012 по 2018 годы и там говорилось, что все это делается ради сохранения кадрового потенциала отрасли. Как видим, все случилось наоборот. Отсюда и очереди, и отсутствие узких специалистов. Получается, с чего начинали, к тому и пришли. Это все нашло отражение в социологических опросах.
Отсюда и вспышки протеста. Особенно на селе, в малых городах. Да и в Москве тоже — недавно жители Зюзино пытались отбить роддом, в Петербурге тоже была похожая история. Помимо населения протестуют еще и медицинские работники. В регионах прошла целая серия итальянских забастовок работников «Скорой помощи». Готовы бастовать и работники поликлиник, и стационаров.
«СП»: — Видимо, поэтому властям и пришлось признать свой провал…
— На совещании с президентом Скворцова наконец-то сказала то, о чем мы, профсоюзы, говорили чиновникам годами. А именно, что Минздравом была заложена пагубная методика расчета отчетности по майским указам — в расчете на физическое лицо, а не на одну ставку. Это привело к тому, что если человек перерабатывает — совмещает ставки, обслуживает расширенную территорию, все, что он заработал попадает в статистику, улучшая показатели средней зарплаты. И это провоцирует работодателя сокращать штаты, оптимизировать должности, не принимать людей на свободные вакансии.
Так вот Скворцова сказала, что теперь надо привязать показатели к ставкам. По врачам она обозначила 170 процентов от средней по региону на 1,2 ставки. Этим они признали нормальный уровень переработки и вполне достойный уровень оплаты труда. Если эти цифры пересчитать на одну ставку, то, например, в Удмуртии врач поликлиники будет получать около 44 тысяч рублей. Вполне по-человечески. Ведь сейчас это 20−30 тысяч рублей на одну ставку. Но пока это только предложение. Теперь деньги на увеличение зарплат надо заложить в бюджет. Иначе это все будет фикция.
Напомним, на в ходе совещания по вопросам здравоохранения Владимир Путин назвал ситуацию в отрасли «провалом». «Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится», — констатировал президент.
По итогам встречи Путин поручил правительству к 1 октября подготовить меры по модернизации первичного звена здравоохранения и определиться с источниками финансирования. Дедлайн предстоящей реорганизации близок — 1 июля 2020 года. «Прошу вас к этой работе приступить незамедлительно», — подстегнул президент чиновников.
Кое-какие меры были озвучены уже в день совещания. По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, организации первичного звена необходимо освободить от налога на имущество и землю, закрепить за начинающими терапевтами и хирургами статусы молодого специалиста и врача-наставника, продолжить внедрение «бережливых» технологий, сокращающих очереди в поликлинике и т. д.
Видимо, наверху ужаснулись результатам собственной «оптимизации», проводимой в последние годы. Так, согласно докладу Центра экономических и политических реформ, только с 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось почти вдвое — с 10,7 до 5,4 тысяч. Число больничных коек на 10 тысяч населения сократилось с 115 до 83,4. Число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. Еще меньше их стало за последние четыре года.
Особенно плохи дела в провинции. Всего 17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Причем, более 11 тысяч из них располагаются на расстоянии свыше 20 километров от ближайшего медучреждения. Впору говорить об откате отечественного здравоохранения ко временам царизма.
Удивляет однако то, что бороться с последствиями развала здравоохранения будут те же самые люди, которые и довели отрасль до такого положения.
По мнению заместителя гендиректора Национального центра кардиологии, бывшего главного специалиста по профилактической медицине Департамента здравоохранения Москвы Наны Погосовой, в наибольшей степени от неудачной оптимизации пострадала провинция.
— К первичному звену здравоохранения относятся поликлиники — детские и взрослые, женские консультации, Скорая помощь и фельдшерско-акушерские пункты. Еще есть поликлиники при крупных стационарах — это фактически отделения, и поликлиники и женские консультации при областных больницах. Так стало после укрупнения. Но это все тоже первичное звено.
«СП»: — Фельдшерские пункты, наверное, самое слабое звено в этой системе? Провинция…
— Да, конечно, их сильно сократили на волне оптимизации. Зачастую позакрывали. Хотя и в 1990-е годы они уже были в плачевном состоянии. Было же все плохо. В областных больницах тогда все сыпалось на голову. Но там привели в порядок, а здесь, видимо, решили, что их слишком много, траты слишком большие, а люди остались без медицинской помощи. Отсюда и жалобы бесконечные.
«СП»: — Почему проблемы возникли именно в первичном звене?
— После провальных 2000-х основной акцент делался на стационарной помощи. Модернизировался именно этот сектор. Это сильно изменило наше здравоохранение. А вот поликлиники… Существовавшие в этой части советский механизм был изменен, что и создало сложности. Новый механизм пока не отлажен. Эти проблемы носят междисциплинарный характер.
Например, существует нехватка врачей. Причина в том, что система стала более свободной. В советское время выпускники медицинских вузов распределялись в небольшие города, на село. А сейчас этого нет. Все стремятся туда, где более высокая зарплата, больше возможностей — в мегаполисы. Это естественно.
Эту проблему надо решать системой экономического стимулирования. А может и принудительно, вернув распределение. В этом нет ничего плохого, если молодой доктор поедет в провинцию, почувствует ответственность. Можно давать жилье. Это нормально. К тому же если он обучался на бюджете и за его обучение платило государство. Надо наполнить здравоохранение людьми.
«СП»: — Резюме Путин — «провал», после стольких лет победных реляций звучит как приговор…
— Что греха таить «оптимизацию» в некоторых местах провели достаточно бездумно. Раньше были нормативы, сколько медучреждений должно быть на определенное количество населения. Они были выстраданы жизнью, это работало. Теперь надо восстановить нормальный подход.
Но вообще, проблемы есть всегда и везде. В других странах тоже. Здравоохранение — это одна из самых критикуемых сфер, потому что очень много компонентов. Это традиционно очень животрепещущая тема, связанная со здоровьем, с жизнью людей, относится ко всем и потому вызывает большой социальный интерес.
Член Общественного совета по защите пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко оправдывает федеральный Минздрав и возлагает вину за провал оптимизации на регионы.
— Минздрав вырабатывает только общую политику в сфере здравоохранения с точки зрения оптимальности и эффективности ее работы. Но основу этой работы и все расчеты должны выполнить территории. Это их обязанность. В каждом субъекте у нас есть свое министерство здравоохранения, которое и должно было оптимизировать работу с учетом особенностей своего региона.
«СП»: — Например?
— Например, у нас есть центральные районные больницы и областные больницы. Так вот в ходе оптимизации надо было определить в каком медучреждении заболевание разрешается только диагностировать, а в каких диагностировать и лечить. И тогда на основании этого издается приказ местного Минздрава с соответствующими перечнями учреждений и заболевание лечится.
То есть это главный документ — маршрутизация каждого заболевания. В отсутствие такого документа на медучреждения первичного звена была возложена обязанность лечить то, чего они не могут. Естественно будет провал.
Второй момент — подушевое финансирование, введенное в рамках реформы. Такое есть во многих странах, это современный подход. В рамках этой системы к медучреждению прикрепляют некое количество населения и выделяют на их лечение деньги. Но для его реализации нужны определенные условия. Главное условие, чтобы эта система работала — наличие стандартов лечения больного.
Стандарт означает, что если больной приходит с танзилитом, его смотрит сначала терапевт, потом лор, делается мазок и т. д. Но если медучреждению деньги дали вперед, а стандарта нет, то больного показывают терапевту, а лору необязательно — лучше сэкономить, а деньги прикарманить. Вот вам и источник провала. Люди болеют, но их лечат не в соответствии с нормами, чтобы сэкономить деньги.
«СП»: — Кому как ни Скворцовой решать эту проблему?
— Минздрав тут не виноват. Они об этой проблеме каждое совещание говорят. Но дело должно делаться на местах. В каждом субъекте сидит целый министр. Но какие они министры, если они ничего не хотят обсчитать. А вмешаться невозможно. По закону у нас разделение полномочий. Каждый губернатор у нас — пуп земли.
Третий момент — это зарплата. После майского указа президента о повышении зарплат возникло искушение сокращать ставки, чтобы за счет этого росла зарплата у оставшихся медработников. Но это же не Скворцова придумала! Это делают местные министры, которым надо отчитаться наверх, что указ выполняется.
«СП»: — Теперь нас ждет новая реформа? Наоборот?
— Надо устранять выявленные недостатки. Если не хватает специалистов, то это можно решить только нормальным перераспределением зарплаты. Вводить распределение специалистов, думаю, не нужно. Люди будут убегать. Нужны другие стимулы. Например, отработав три года в провинции, молодой врач мог бы получить бесплатное место в ординатуре по интересной и нужной стране специальности.
Ну и конечно надо четко проработать всю структуру заболеваний. И тогда регионы честно смогут сказать правительству что им нужно, а федеральный Минздрав получит рычаги влияния на ситуацию. Кроме того, нужно переводить клинические рекомендации, закон об этом разработал Минздрав, в стандарты. И тогда мы сразу будем понимать кого и где лечить. У нас не будет брошенных пациентов.
В свою очередь сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал уверен, что власти были вынуждены признать неудачу реформы под давлением протестующих медработников и граждан.
— В свое время решили сильно сэкономить на медицинских работниках и вот результат. Объявили повышение зарплат по майским указам, но оно не было обеспечено финансово. Например, сейчас чтобы закрыть насущные потребности нам нужно увеличить финансирование отрасли в 1,5−2 раза. Но этого тогда не было сделано.
В результате мы получили не решение кадровой проблемы, а ее катастрофическое углубление. Поскольку для формального увеличения зарплат предпочитали увеличивать нагрузку на имеющихся работников или сокращать медперсонал или саботировать заполнение вакантных ставок. А то и сокращать штатное расписание, чтобы не было заметно.
Напомню, майский указ был рассчитан на период с 2012 по 2018 годы и там говорилось, что все это делается ради сохранения кадрового потенциала отрасли. Как видим, все случилось наоборот. Отсюда и очереди, и отсутствие узких специалистов. Получается, с чего начинали, к тому и пришли. Это все нашло отражение в социологических опросах.
Отсюда и вспышки протеста. Особенно на селе, в малых городах. Да и в Москве тоже — недавно жители Зюзино пытались отбить роддом, в Петербурге тоже была похожая история. Помимо населения протестуют еще и медицинские работники. В регионах прошла целая серия итальянских забастовок работников «Скорой помощи». Готовы бастовать и работники поликлиник, и стационаров.
«СП»: — Видимо, поэтому властям и пришлось признать свой провал…
— На совещании с президентом Скворцова наконец-то сказала то, о чем мы, профсоюзы, говорили чиновникам годами. А именно, что Минздравом была заложена пагубная методика расчета отчетности по майским указам — в расчете на физическое лицо, а не на одну ставку. Это привело к тому, что если человек перерабатывает — совмещает ставки, обслуживает расширенную территорию, все, что он заработал попадает в статистику, улучшая показатели средней зарплаты. И это провоцирует работодателя сокращать штаты, оптимизировать должности, не принимать людей на свободные вакансии.
Так вот Скворцова сказала, что теперь надо привязать показатели к ставкам. По врачам она обозначила 170 процентов от средней по региону на 1,2 ставки. Этим они признали нормальный уровень переработки и вполне достойный уровень оплаты труда. Если эти цифры пересчитать на одну ставку, то, например, в Удмуртии врач поликлиники будет получать около 44 тысяч рублей. Вполне по-человечески. Ведь сейчас это 20−30 тысяч рублей на одну ставку. Но пока это только предложение. Теперь деньги на увеличение зарплат надо заложить в бюджет. Иначе это все будет фикция.