Счетная палата опубликовала отчет о ходе исполнения федерального бюджета за первые шесть месяцев 2019 года. Глава ведомства предупредил, что изложенные в нем цифры свидетельствуют о риске невыполнения указов президента и нацпроектов. Причем дело не в том, что нет денег. Деньги есть, но они не тратятся, как надо.
По оценкам Счетной палаты, за полгода расходы бюджета исполнены только на 42,5% - это самый низкий уровень с 2012 года. При этом наполнение бюджета шло более чем хорошо. В январе-июне нефть в среднем была на 25 долларов за баррель дороже, чем цена отсечения, после которой все нефтегазовые доходы идут в ФНБ. Инфляция, немного подросшая после повышения НДС на 2%, уже к июню замедлилась до 4,7%.
В целом федеральный бюджет в первом полугодии исполнен с профицитом в сумме 1,6 трлн руб. (1,5% утвержденного ВВП). Поступило 9,5 трлн руб. доходов, что составляет почти половину годового плана. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го они выросли на 920,8 млрд руб., или на 10,7%. Отчасти такие успехи объясняются сбором повышенного НДС, НДПИ и налогов на прибыль организаций с большим опережением плана.
Едва ли не единственное, что портит эту радужную картину — это реальные располагаемые доходы населения, которые, несмотря на денежные потоки, все равно уменьшились на 1,3% в первом полугодии. Размер начисленной зарплаты вырос всего на 1,8%, пенсии — на 0,8%. Так что деньги есть, но до населения они почему-то не доходят.
И не только до населения. Как сообщает «Газета.ру», хуже всего финансировались такие направления, как «СМИ», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт». Минкомсвязь, Ростуризм, Росмолодежь, Минпросвещения, Росморречфлот, Росавтодор, Росавиация и несколько других ведомств потратили менее 25% запланированных расходов.
Нацпроекты также не спешат тратить предусмотренные средства, а ведь именно они, по идее, должны стать драйвером роста экономики. В среднем за январь-июнь на их реализацию потрачено 32,4%. Самая плохая статистика по четырем нацпроектам: «Повышение производительности труда и поддержка занятости» — 17,7%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 12,2%, «Экология» — 11,6% и «Цифровая экономика» — 8,3%.
Кроме того, не были осуществлены расходы по 9 из 76 федеральных проектов, не начато предоставление 60 из 100 субсидий юрлицам на 70,4 млрд руб. В первом полугодии в эксплуатацию введено всего 15 из 387 объектов, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой.
Стоит ли удивляться, что при профиците рост ВВП в первом полугодии составил скромные 0,7%? И Алексей Кудрин, и другие чиновники вплоть до первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова винят в таком положении дел нерасторопность министерств и ведомств и призывают быстрее тратить деньги, тем более что помимо государства инвесторов у России остается все меньше и меньше. Но почему-то сами же не спешат расставаться с бюджетными миллиардами.
Президент «Союза предпринимателей и арендаторов России», кандидат экономических наук Андрей Бунич считает, что делается это намеренно, так как в правительстве не верят в успех собственных проектов.
— Думаю, они готовятся к плохим временам. В ущерб развитию и нормальному функционированию экономики деньги изымаются и складываются в копилку на случай будущих бедствий. Это уже напоминает паранойю, потому что сама деятельность по изъятию денег может привести к серьезному кризису.
На мой взгляд, других объяснений происходящего нет. Правительство не верит, что способно развить экономику, и уповает только на то, что когда начнутся трудности, можно будет за счет накопленных средств финансировать убыточную экономику и дать ей просуществовать дольше. Они рассчитывают на несколько лет, хотя в реальности этот срок может быть меньше.
Причем копят они в валюте, что показывает и крупному бизнесу, и людям, как следует действовать — скупать доллары и евро. В будущем это может стимулировать девальвацию, потому что если поступления в бюджет сократятся, выгодно будет понизить курс национальной валюты и продержаться подольше.
Главный лейтмотив наших властей — ничего менять не надо, да они и не в состоянии. Нужно тянуть время и тогда удастся продержаться подольше, хотя потом все равно наступит крах.
Что делать после этого они не говорят. Значит, либо надеются на авось, что произойдет чудо и цены на нефть взлетят до небес, что маловероятно. Либо вообще не знают, что делать в принципе.
«СП»: — Что происходит с доходами, которые остаются не потраченными в бюджете?
— Здесь есть корыстный умысел — и бюджетное правило, которое отсекает от экономики триллионы рублей, и само сокращение бюджета, когда не финансируются многие направления, и задержки с уже запланированным финансированием показывают, что изъятие средств идет полным ходом. Это позволяет Министерству финансов крутить эти деньги в своих интересах.
У Минфина возникает в свободном распоряжении огромные, никем не контролируемые суммы. Парламент давно отстранен от этого процесса. Эти огромные суммы не сразу перечисляются в ФНБ, они находятся в банках, в ЦБ, на счетах казначейства, и что с ними происходит, на каких условиях они там находятся, неизвестно.
При этом даже когда они поступают в ФНБ, они обеспечивают маленькую доходность. Правительство, тем временем, продолжает наращивать внешние и внутренние заимствования по высокой ставке. Получается, сумма автоматически уменьшается, поскольку заимствуют дороже, чем вкладывают в ФНБ.
Но и в ФНБ средства направляются не сразу — они долгое время находятся в полном распоряжении Минфина, так как перечисление накопленного профицита должно происходить не сразу, а чуть ли не через год. Поэтому они могут оперировать этими огромными средствами, как хотят — покрывать текущие дыры, помогать банкам, куда-то их вкладывать и так далее. Результативность этих операций неизвестна, при том, что суммы лишних денег на счетах достигают 3−4 триллионов, что сопоставимо с операциями федерального бюджета. Получается, что около трети бюджета находятся в «свободном полете».
Причем эти деньги могут как появиться, так и исчезнуть, потому что у правительства появляются дополнительные расходы, например, нужно заплатить обратный акциз нефтяников, или какой-то дефицит в конце года, и никто этого даже не заметит. Это очень коррупционная ситуация, ведущая к потенциальным злоупотреблениям.
То, что мы видим сейчас, объясняется комплексом причин. Это выгодная для Минфина ситуация, так как он можно делать, что угодно. Это выгодно и для всех тех, кому надо, чтобы Россия не развивалась. Потому что такая политика не предусматривает позитивных изменений. На эти суммы можно было бы понизить налоги, изменить денежно-кредитную политику, но этого не делается, и это выгодно Западу. Он видит, что никакого плана, кроме сидения на кубышке, нет, и это стимулирует его на продолжение своей удушающей политики. Нет никакого смысла договариваться с теми, кто рассчитывает прожить на накопленные деньги.
«СП»: — Но ведь бюджетом средства уже выделены, причем на конкретные проекты, например, строительство дорог…
— Как я уже сказал, они считают, что все, потраченное на развитие, бессмысленно. Зачем строить дороги, если они не верят в то, что они будут достроены, да и вообще не видят в них никакой насущной необходимости. Зато если будут проблемы, например, цены на нефть упадут, у них будет больше денег, чтобы прожить. Все проекты для них — это обуза.
Хотя вообще-то национальные проекты — это не какие-то дополнительные деньги. Это часть бюджетных средств на целевые программы, выделенная под особый контроль президента, но даже она не исполняется.
Как я сказал, этот процесс идет по всем направлениям. Бюджет обрезали до предела, поэтому у нас и такой профицит, но и этот бюджет не исполняют, в том числе и самую контролируемую его часть. Наши экономические власти не видят будущего экономики, поэтому их линия полностью расходится с интересами страны и с поручениями президента.
По оценкам Счетной палаты, за полгода расходы бюджета исполнены только на 42,5% - это самый низкий уровень с 2012 года. При этом наполнение бюджета шло более чем хорошо. В январе-июне нефть в среднем была на 25 долларов за баррель дороже, чем цена отсечения, после которой все нефтегазовые доходы идут в ФНБ. Инфляция, немного подросшая после повышения НДС на 2%, уже к июню замедлилась до 4,7%.
В целом федеральный бюджет в первом полугодии исполнен с профицитом в сумме 1,6 трлн руб. (1,5% утвержденного ВВП). Поступило 9,5 трлн руб. доходов, что составляет почти половину годового плана. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го они выросли на 920,8 млрд руб., или на 10,7%. Отчасти такие успехи объясняются сбором повышенного НДС, НДПИ и налогов на прибыль организаций с большим опережением плана.
Едва ли не единственное, что портит эту радужную картину — это реальные располагаемые доходы населения, которые, несмотря на денежные потоки, все равно уменьшились на 1,3% в первом полугодии. Размер начисленной зарплаты вырос всего на 1,8%, пенсии — на 0,8%. Так что деньги есть, но до населения они почему-то не доходят.
И не только до населения. Как сообщает «Газета.ру», хуже всего финансировались такие направления, как «СМИ», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт». Минкомсвязь, Ростуризм, Росмолодежь, Минпросвещения, Росморречфлот, Росавтодор, Росавиация и несколько других ведомств потратили менее 25% запланированных расходов.
Нацпроекты также не спешат тратить предусмотренные средства, а ведь именно они, по идее, должны стать драйвером роста экономики. В среднем за январь-июнь на их реализацию потрачено 32,4%. Самая плохая статистика по четырем нацпроектам: «Повышение производительности труда и поддержка занятости» — 17,7%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 12,2%, «Экология» — 11,6% и «Цифровая экономика» — 8,3%.
Кроме того, не были осуществлены расходы по 9 из 76 федеральных проектов, не начато предоставление 60 из 100 субсидий юрлицам на 70,4 млрд руб. В первом полугодии в эксплуатацию введено всего 15 из 387 объектов, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой.
Стоит ли удивляться, что при профиците рост ВВП в первом полугодии составил скромные 0,7%? И Алексей Кудрин, и другие чиновники вплоть до первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова винят в таком положении дел нерасторопность министерств и ведомств и призывают быстрее тратить деньги, тем более что помимо государства инвесторов у России остается все меньше и меньше. Но почему-то сами же не спешат расставаться с бюджетными миллиардами.
Президент «Союза предпринимателей и арендаторов России», кандидат экономических наук Андрей Бунич считает, что делается это намеренно, так как в правительстве не верят в успех собственных проектов.
— Думаю, они готовятся к плохим временам. В ущерб развитию и нормальному функционированию экономики деньги изымаются и складываются в копилку на случай будущих бедствий. Это уже напоминает паранойю, потому что сама деятельность по изъятию денег может привести к серьезному кризису.
На мой взгляд, других объяснений происходящего нет. Правительство не верит, что способно развить экономику, и уповает только на то, что когда начнутся трудности, можно будет за счет накопленных средств финансировать убыточную экономику и дать ей просуществовать дольше. Они рассчитывают на несколько лет, хотя в реальности этот срок может быть меньше.
Причем копят они в валюте, что показывает и крупному бизнесу, и людям, как следует действовать — скупать доллары и евро. В будущем это может стимулировать девальвацию, потому что если поступления в бюджет сократятся, выгодно будет понизить курс национальной валюты и продержаться подольше.
Главный лейтмотив наших властей — ничего менять не надо, да они и не в состоянии. Нужно тянуть время и тогда удастся продержаться подольше, хотя потом все равно наступит крах.
Что делать после этого они не говорят. Значит, либо надеются на авось, что произойдет чудо и цены на нефть взлетят до небес, что маловероятно. Либо вообще не знают, что делать в принципе.
«СП»: — Что происходит с доходами, которые остаются не потраченными в бюджете?
— Здесь есть корыстный умысел — и бюджетное правило, которое отсекает от экономики триллионы рублей, и само сокращение бюджета, когда не финансируются многие направления, и задержки с уже запланированным финансированием показывают, что изъятие средств идет полным ходом. Это позволяет Министерству финансов крутить эти деньги в своих интересах.
У Минфина возникает в свободном распоряжении огромные, никем не контролируемые суммы. Парламент давно отстранен от этого процесса. Эти огромные суммы не сразу перечисляются в ФНБ, они находятся в банках, в ЦБ, на счетах казначейства, и что с ними происходит, на каких условиях они там находятся, неизвестно.
При этом даже когда они поступают в ФНБ, они обеспечивают маленькую доходность. Правительство, тем временем, продолжает наращивать внешние и внутренние заимствования по высокой ставке. Получается, сумма автоматически уменьшается, поскольку заимствуют дороже, чем вкладывают в ФНБ.
Но и в ФНБ средства направляются не сразу — они долгое время находятся в полном распоряжении Минфина, так как перечисление накопленного профицита должно происходить не сразу, а чуть ли не через год. Поэтому они могут оперировать этими огромными средствами, как хотят — покрывать текущие дыры, помогать банкам, куда-то их вкладывать и так далее. Результативность этих операций неизвестна, при том, что суммы лишних денег на счетах достигают 3−4 триллионов, что сопоставимо с операциями федерального бюджета. Получается, что около трети бюджета находятся в «свободном полете».
Причем эти деньги могут как появиться, так и исчезнуть, потому что у правительства появляются дополнительные расходы, например, нужно заплатить обратный акциз нефтяников, или какой-то дефицит в конце года, и никто этого даже не заметит. Это очень коррупционная ситуация, ведущая к потенциальным злоупотреблениям.
То, что мы видим сейчас, объясняется комплексом причин. Это выгодная для Минфина ситуация, так как он можно делать, что угодно. Это выгодно и для всех тех, кому надо, чтобы Россия не развивалась. Потому что такая политика не предусматривает позитивных изменений. На эти суммы можно было бы понизить налоги, изменить денежно-кредитную политику, но этого не делается, и это выгодно Западу. Он видит, что никакого плана, кроме сидения на кубышке, нет, и это стимулирует его на продолжение своей удушающей политики. Нет никакого смысла договариваться с теми, кто рассчитывает прожить на накопленные деньги.
«СП»: — Но ведь бюджетом средства уже выделены, причем на конкретные проекты, например, строительство дорог…
— Как я уже сказал, они считают, что все, потраченное на развитие, бессмысленно. Зачем строить дороги, если они не верят в то, что они будут достроены, да и вообще не видят в них никакой насущной необходимости. Зато если будут проблемы, например, цены на нефть упадут, у них будет больше денег, чтобы прожить. Все проекты для них — это обуза.
Хотя вообще-то национальные проекты — это не какие-то дополнительные деньги. Это часть бюджетных средств на целевые программы, выделенная под особый контроль президента, но даже она не исполняется.
Как я сказал, этот процесс идет по всем направлениям. Бюджет обрезали до предела, поэтому у нас и такой профицит, но и этот бюджет не исполняют, в том числе и самую контролируемую его часть. Наши экономические власти не видят будущего экономики, поэтому их линия полностью расходится с интересами страны и с поручениями президента.